Производство № 2-2638/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Суздальцевой Т.И.
при секретаре Зотевой М.В.,
с участием представителя процессуального истца прокурора Ленинского района г. Томска - помощника прокурора Ленинского района г. Томска ...
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах ..., к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение взамен аварийного,
установил:
прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ..., к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просит обязать ответчика предоставить истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому по адресу: ... находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ... на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Томска от 27.04.2016 признана нанимателем жилого помещения по адресу: ... По данному адресу совместно с ... зарегистрированы члены её семьи: ... В соответствии с постановлением мэра г. Томска от 08.12.1997 №694 квартира №..., площадью ... кв.м по названному адресу является собственностью муниципального образования «Город Томск». Заключением межведомственной комиссии от 15.08.2013 № 944, постановлением администрации г. Томска от 24.01.2014 № 30 жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Названный многоквартирный дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 №233-ра. До настоящего времени переселения граждан не произведено. Дом находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья находящихся в нем граждан. В этой связи у истцов возникло право на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Ленинского района г. Томска ... поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Материальные истцы ... представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска в судебное заседание не явились.
В отзыве представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что указанный дом включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы», утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. Планируемая дата окончания расселения 31.12.2024. Администрацией г.Томска названный срок не пропущен, права истца не нарушены. Ввиду того, что малоимущими и нуждающимися истцы не признавались, на очереди не состоят, основания для внеочередного предоставления жилого помещения истцам отсутствуют. Доказательств того, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в материалы дела не представлено. Вместе с тем значительный процент физического износа здания не является достаточным основанием для утверждения о том, что дальнейшее проживание в доме невозможно в связи с угрозой жизни и здоровью граждан. Отзыв также содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Томска.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя процессуального истца, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
В силу положений ч. 1, 2 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Из положений ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 названной статьи).
Согласно ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
... обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Томска с просьбой провести проверку и оказать содействие в судебной защите ее жилищных прав и жилищных прав ее семьи на переселение из аварийного дома, расположенного по адресу: ...
Как следует из ответа администрации Ленинского района г. Томска в адрес прокуратуры Ленинского района г. Томска от 16.04.2024 № 01-16/2123, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 08.11.2013 № 1055 и постановлением администрации г. Томска от 24.01.2014 № 30; жилое помещение взамен аварийного ... не представлено. Способ расселения не выбирался. ... и члены её семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят, в администрацию с соответствующими заявлениями не обращались. Малоимущими в соответствии с действующим жилищным законодательством не признавались. Планируемая дата окончания переселения названного дома – до 31.12.2024.
Указанное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от 27.04.2016, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от 27.04.2016 № 767 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 27.07.2016 №8», ... признана нанимателем жилого помещения по адресу: ... в связи со смертью ... Площадь жилого помещения составляет ... кв.м.
В указанной квартире совместно с нанимателем ... зарегистрированы: ... ... года рождения, (дата регистрации 19.05.2003), ... (после заключения брака ...) ... ... года рождения (дата регистрации 26.02.2006).
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ... на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости.
... на основании договора купли-продажи от 22.02.2011 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью ... кв.м по адресу: ...
Данные обстоятельства подтверждаются копиями: сообщения администрации Ленинского района г. Томска от 28.04.2016 №383/04, выпиской из Реестра муниципальной собственности от 19.10.2015 № 12891/227, справки паспортного стола от 08.04.2016, паспортов 69 02 689505, 69 04 015264, 69 16 739220, 69 11 456912, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20.05.2024 № КУВИ-001/2024-136390212, от 20.05.2024 №КУВИ-001/2024-136445644, от 20.05.2024 № КУВИ-001/2024-136634329, техническим паспортом на жилой дом по состоянию на 23.11.1995, ответом на судебный запрос УМВД России по Томской области от 09.07.2024 №55/8937.
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Томска от 08.11.2013 № 1055 выявлены основания для признания многоквартирного дома № ... по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 6 постановления администрации г. Томска от 24.01.2014 № 30 на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2015 совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, указанных в пункте 4 и 5 постановления, в том числе, расположенного по адресу: ...
До настоящего времени ... другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства ответчиком не оспорены.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Между тем при признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.
В силу положений статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма.
При этом признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется ввиду специального правового регулирования предоставления жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы», утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. Планируемая дата окончания расселения 31.12.2024.
Данная программа принята в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Пунктом 3 статьи 2 указанного закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Решения и мероприятия, предусмотренные вышеуказанными нормами права, исключают возможность предоставления гражданину в рамках данной программы жилого помещения маневренного фонда.
Как следует из отчета муниципального бюджетного учреждения г. Томска «Проектно-сметное бюро» МБУ «ПСБ» от 2013 года, по результатам визуального осмотра выявленные деформации свидетельствуют о снижении несущей способности конструктивных элементов и эксплуатационных характеристик. Физический износ здания составляет 63%.
Анализ изложенного свидетельствует о том, что проживание нанимателя и членов его семьи в указанной квартире аварийного дома представляет реальную угрозу их жизни и здоровью. В свою очередь, право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом. При этом обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в том числе, возникает в случае, когда жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, в установленном порядке признано непригодным для проживания, и занято гражданином по договору социального найма.
Таким образом, принимая во внимание, что проживание в жилом помещении по адресу: ..., представляет опасность для жизни и здоровья материальных истцов по причине его аварийного состояния, суд с учетом приведенных выше положений закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи пришел к выводу о том, что у органов местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить материальным истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее ... кв.м, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска (...) предоставить ..., ..., ..., ..., ..., ..., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения - квартиры № ..., расположенной в доме ... по адресу: ..., признанного аварийным и подлежащим сносу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.И. Суздальцева
Мотивированный текст решения будет изготовлен 30.07.2024.