ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19925/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 3 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В.,
судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-877/2023 (УИД 38RS0017-01-2023-001001-13) по иску Лукашовой Ирины Фридриховны, Лукашова Леонида Ивановича, Вяхирева Даниила Андреевича, Вяхиревой Евгении Леонидовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней В., к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение, выдать свидетельство на получение социальной выплаты,
по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лукашова Ирина Фридриховна (далее – Лукашова И.Ф.), Лукашов Леонид Иванович (далее – Лукашов Л.И.), Вяхирев Даниил Андреевич (далее – Вяхирев Д.А.), Вяхирева Евгения Леонидовна (далее – Вяхирева Е.Л.), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней В. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» (далее – ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району»), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение, выдать свидетельство на получение социальной выплаты.
В обоснование своих требований указывали на то, что Лукашова И.Ф. является собственником жилого дома общей площадью 39,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение находилось в зоне затопления в период наводнения в июне-июле 2019 г. и было утрачено.
15 февраля 2023 г. Лукашова И.Ф. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» № 01-02-3667 от 21 марта 2023 г. Лукашовой И.Ф. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствий с подпунктами 1, 2, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением); несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 Положения; обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного Положением.
Истцы, с учетом уточнения исковых требований, просили признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 21 марта 2023 г. в части отказа Лукашовой И.Ф. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; признать право на социальную выплату за Лукашовой И.Ф. на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» устранить нарушения прав истца путем вынесения решения, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 июля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2023 г. исковые требования Лукашовой И.Ф., Лукашова Л.И., Вяхирева Д.А., Вяхиревой Е.Л., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 21 марта 2023 г. в части отказа Лукашовой И.Ф. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
За Лукашовой И.Ф. признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
На ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» возложена обязанность устранить нарушения прав истца путем вынесения решения о выдаче Лукашовой И.Ф. свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Лукашовой И.Ф. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июня 2024 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истцы Лукашова И.Ф., Лукашов Л.И., Вяхирев Д.А., Вяхирева Е.Л., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней В., представители ответчиков ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представители третьих лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Лукашова И.Ф. является собственником жилого дома общей площадью 39,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение находилось в зоне затопления в период наводнения в июне-июле 2019 г. и было утрачено.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2020 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 23 декабря 2019 г. № 3230 о выявлении оснований для признания подлежащим капитальному ремонту <адрес> и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24 декабря 2019 г. №2253 в части подпункта 1.1 пункта 1 о проведении капитального ремонта вышеуказанного дома. На межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Нижнеудинского Муниципального образования от 26 января 2018 г., возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого <адрес>, расположенного по <адрес> и принять заключение по результатам обследования. На администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность вынести соответствующее постановление после обследования межведомственной комиссией <адрес> и вынесения ею заключения по результату обследования вышеуказанного дома.
В соответствии с ответом администрации Нижнеудинского муниципального образования от 19 января 2021 г. Лукашовой И.Ф. сообщено, что в результате обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией принято решение о признании данного жилого помещения непригодным для проживания.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» № 01-02-2694 от 30 марта 2021 г. Лукашовой И.Ф. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока в соответствии с Положением).
23 декабря 2020 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 октября 2020 г. № 1520, произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в акте обследования помещения в графе «сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений или описанием конкретного несоответствия» отражено, что ухудшение эксплуатационных характеристик здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, а также по причине воздействия грунтовых вод, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Ухудшение технического состояния жилого дома вызвано в том числе бездействием собственника и не выполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту здания, что усугубило общее техническое состояние несущих конструкций здания. В графе «Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для создания нормальных условий для постоянного проживания» указано, что ввиду сильного физического износа жилого дома мероприятия по приведению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, к требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» и раздела 6 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразно, так как потребуют усиление либо полную замену несущих конструкций.
23 декабря 2020 г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 октября 2020 г. № 1520, на основании акта обследования жилого помещения от 23 декабря 2020 г., проголосовав единогласно, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47.
Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования № 1914 от 25 декабря 2020 г., в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, заключениями комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, жилых домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения, руководствуясь статьями 6, 23, 38 Устава Нижнеудинского муниципального образования, администрация Нижнеудинского муниципального образования постановила признать непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
15 февраля 2023 г. Лукашова И.Ф. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» № 01-02-3667 от 21 марта 2023 г. Лукашовой И.Ф. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствий с подпунктами 1, 2, 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением); несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 Положения; обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного Положением.
Из заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы Частного учреждения Научный специализированный центр экспертиз и исследований «Альфа» №43/23 от 1 декабря 2023 г. следует, что на момент осмотра, при освидетельствовании общего состояния исследуемого дома, расположенного по адресу: <адрес> после паводка на территории Иркутской области, выявлены многочисленные повреждения, снижающие его эксплуатационные характеристики (прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций) в целом, и полученной информации о техническом состоянии здании достаточно для принятия решения о невозможности его дальнейшей эксплуатации. Эксперт признает техническое состояние фундамента - недопустимым, со степенью повреждения свыше 65%, не подлежащим восстановлению; брусовых стен - недопустимым, со степенью повреждения свыше 65%, не подлежащим восстановлению; балок перекрытий (половых и чердачных) - недопустимым, со степенью повреждения свыше 65%, не подлежащим восстановлению. Разрушение несущих конструкций исследуемого дома является следствием неудовлетворительной «работы» грунтового основания. Следует отметить, что несущие конструкции дома, равно как и грунтовое основание под фундаментом, не создавались (не проектировались) для эксплуатации в режиме «высокой» воды. Дом не имеет специальных конструктивных приспособлений и технических решений для противостояния регулярным подтоплениям. Учитывая значительный срок эксплуатации дома, следует признать, что до наступления чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплениями, основные строительные конструкции дома справлялись с несущими функциями и соответствовали требованиям безопасности. Считает проведение капитального ремонта экономически нецелесообразным (с учетом технического состояния строительных конструкций дома). Сейчас состояние основных строительных конструкций исследуемого деревянного дома следует признать недопустимым, близким к аварийному, непригодным для дальнейшей эксплуатации. Целесообразно признать объект утраченным. Выявленные дефекты и повреждения конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес> возникли по причине паводка на территории Иркутской области. Иные причины отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что у истца Лукашовой И.Ф. возникло право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, поскольку жилой дом истца, находится в зоне затопления и его разрушение вызвано паводком, что подтверждено заключением межведомственной комиссии, судебной экспертизы.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
6) указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты (далее - решение суда о признании права).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 10, 11 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение). Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
В соответствии с пунктом 16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений): 1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; 2) сведений о признании жилого помещения утраченным; 3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
После получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В соответствии с пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (пункт 19 Положения).
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов (пункт 23 Положения).
Таким образом, в силу пункта 16 названного Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали за истцом Лукашовой И.Ф. право на получение социальных выплат, связанных с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, а именно на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установив, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в который находится в собственности Лукашовой И.Ф., находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории Нижнеудинского муниципального образования, факт повреждения принадлежащего истцу жилого помещения в результате наводнения, отсутствия в собственности истца Лукашовой И.Ф. на день введения режима чрезвычайной ситуации иного жилого помещения нашел свое подтверждение.
Судами правомерно принято во внимание, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от 23 декабря 2020 г., которое не признано незаконным.
Заключением судебной экспертизы спорный жилой дом признан непригодным для эксплуатации по назначению, не пригодным для проживания именно вследствие наводнения, произошедшего в июне 2019 г.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что истцом не пропущен срок на обращение в уполномоченный орган с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, установлен срок для обращения гражданина в государственное учреждение в целях выдачи свидетельства на получение социальной выплаты - 25 декабря 2020 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 сентября 2021 г. N 654-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 2 декабря 2021 г. N 927-пп) пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, установлен специальный срок для подачи заявления о выдаче свидетельства - 1 ноября 2021 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 19 мая 2022 г. N 386-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 6 сентября 2022 г. N 697-пп, от 30 декабря 2022 г. N 1115-пп) внесены изменения в Положение, в том числе в части срока, установленного абзацем 4 пункта 11 Положения. В соответствии с внесенными изменениями граждане, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, имеют право обратиться с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в срок до 10 декабря 2022 г.
Истец обращалась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в марте 2021 г., то есть в установленный срок.
Доводы кассационной жалобы о том, что в решении суда должен быть указан источник финансирования, за счет которого будет производиться исполнение судебного акта, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
Таким образом, источник финансирования установлен нормативными актами.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 3303-О, предусмотренное абзацем вторым части третьей статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочие суда по привлечению к участию в деле соответчика или соответчиков в случае невозможности рассмотрения дела без его или их участия в связи с характером спорного правоотношения вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, и обусловлено возложенной на суд обязанностью по принятию законного и обоснованного решения (часть первая статьи 195 данного Кодекса), а потому оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей.
С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле.
В данном случае характер спорных правоотношений не предполагает обязательное процессуальное соучастие на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поскольку судебными актами вопрос о правах данных лиц не разрешался, какие-либо обязанности не возлагались. Поскольку обжалуемыми судебными актами могут затрагиваться права данных лиц, судом первой инстанции правомерно указанные лица привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи Д.А. Гусев
Е.Н. Раужин
Мотивированное определение изготовлено 4 октября 2024 г.