Решение от 29.08.2022 по делу № 2-101/2022 от 03.08.2022

КОПИЯ

Дело № 2-101/2022

УИД 14RS0031-01-2022-000214-82

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    п. Депутатский                            29 августа 2022 года

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кылатчановой Н.А., с участием прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Федорова Д.К., представителя ответчика Одинцова Д.Н., при секретаре Матренич Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) об обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, в котором просил обязать администрацию муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в с. Уянди Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) ссылаясь на то, что в настоящее время возникла необходимость в понуждении ответчика выполнить возложенные на него обязательства в судебном порядке, поскольку ненадлежащее обращение с отходами производства и потребления на территории с. Уянди, выразившееся в отсутствии на данной территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью человека, животному миру, окружающей природной среде.

В судебном заседании прокурор Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Федоров Д.К. исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, Администрации МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по доверенности Одинцов Д.Н. в судебном заседании с исковым заявлением согласился частично на основании доводов, изложенным в отзыве на исковое заявление от 18 августа 2022 года исх.№3798. Просит об удовлетворении исковых требований частично, установить срок для создания мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Уянди МО «Уяндинский национальный наслег» до 31.12.2025.

Представитель третьего лица, администрации МО «Уяндинский национальный наслег», надлежаще извещенного о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем, судом определено, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело без участия третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В качестве основного принципа охраны окружающей среды установлена необходимость соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Закон Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 года 688-З N 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)» регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия) в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду и направлен на уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования впроцессе хозяйственной деятельности.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 года 688-З N 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом Республики Саха (Якутия), а также на межселенной территории.

Из п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела усматривается, распоряжением главы МО «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года № 360-ОД, утверждены форма заявки и форма реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Усть-Янского улуса, в целях упорядочения обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Усть-Янского улуса.

Распоряжением главы МО «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2019 года № 376-ОД, утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Усть-Янского улуса (района).

Распоряжением главы МО «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года № 197-РГ, утвержден План мероприятий по обустройству контейнерных площадок сельских поселений МО «Усть-Янский улус (район)», из приложения № 1 к указанному распоряжению следует, что создание и обустройство 75 контейнерных площадок в сельских поселениях МО «Усть-Янского улус (район)» планируется в 2022-2023 годах.

В ходе проведенной прокурорской проверки, изучен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия), по результатам которой установлено отсутствие созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в с. Уянди.

По информации главы МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года № 2222/1 решается вопрос выделения финансовых средств, необходимых для размежевания земельных участков под контейнерные площадки на территориях сельских поселений муниципального района «Усть-Янский улус (район)».

Таким образом, в нарушение указанных выше правовых норм, на территории с. Уянди МО «Уяндинский национальный наслег» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы.

В связи с выявленными нарушениями, Прокуратурой Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) 17 мая 2022 года главе МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из протокола заседания дисциплинарной комиссии по проведению служебной проверки Администрации МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года № 05 следует, что в связи с дефицитом бюджета муниципального района обустройство контейнерных площадок на территории сельских поселений планируется произвести поэтапно.

Распоряжением главы МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия)» от 07 июля 2022 года № 276-РГ, были внесены изменения в Планмероприятий по обустройству контейнерных площадок сельских поселений МО «Усть-Янский улус (район)», утвержденный Распоряжением главы МО «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года № 197-РГ, согласно которым, согласование схем размещения мест накопления твердых коммунальных отходов с Управлением Роспотребнадзорапо Республике Саха (Якутия) запланировано на 2020-2028 годы, проведение закупок для найма подрядчиков, в целях создания и обустройства контейнерных площадок запланировано на 2021-2028 годы, создание и обустройство площадок в сельских поселениях МР «Усть-Янский улус (район)» запланировано на 2022-2028 годы, в частности создание и обустройство контейнерных площадок на территории МО «Уяндинский национальный наслег» запланировано на 2024-2025 годы.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что ненадлежащее обращение с отходами производства и потребления на территории с. Уянди, выразившееся в отсутствии на данной территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью человека, животному миру, окружающей природной среде, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Данных, подтверждающих доводы представителя ответчика о дефиците бюджета МР «Усть-Янский улус (район)», который ставит МР «Усть-Янский улус (район)» в затруднительное положение, препятствующее исполнению требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, суду не представлено.

С учетом Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия), от 18 июля 2022г. №611-р «О комплексном плане формирования устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) на период 2022-2025 годы», Распоряжения главы МР «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия)» от 07 июля 2022 года № 276-РГ, и представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд признает срок для создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в с. Уянди Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░ ░░░░░░░ 18 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).

░░░░░                                                                          ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-101/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Усть-Янского района РС (Я) Федоров Д.К.
Ответчики
Администрация МР "Усть-Янский улус (район)"
Другие
Администрация муниципального образования " Уяндинский национальный наслег"Усть-Янского улуса РС(Я)
Суд
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кылатчанова Наталья Альфредовна
Дело на сайте суда
dep.jak.sudrf.ru
03.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Подготовка дела (собеседование)
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее