Решение по делу № 2-4069/2019 от 28.06.2019

Дело № 2-4069/2019

66RS0003-01-2019-003863-38

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 22 июля 2019 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Лаптеве Е.А.,с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Власова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложенииобязанностиликвидировать несанкционированного место размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Североуральска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку промышленных отходов, в обоснование которого указал, что прокуратурой совместно с заместителем директора Г проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка отходов в квартале 94 выделы 15,17 Сосьвинского участка, Всеволодского участкового лесничества ГКУ СО «Карпинское лесничество», Ш, расположенной на земельном участке площадью около 0,05 га. Участок, на котором обнаружено складирование отходов, относится к государственному лесному фонду Российской Федерации. Данный участок находится в собственности Российской Федерации. На основании положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года № 971-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.Несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологииСвердловской области.Захламление лесных участков бытовыми отходами и иным мусором нарушает законодательство в сфере охраны, защиты, использования лесов на территории Североуральского городского округа, права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, установленную ст. 42 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного прокурор города Североуральска просит суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых, коммунальных, строительных и промышленных отходов в квартале 94 выделы 15,17 Сосьвинского участка, Всеволодского участкового лесничества ГКУ СО «Карпинское лесничество», Ш, расположенной на земельном участке площадью около 0,05 га.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Екатеринбурга Власов Д.С., действующий на основании поручения прокуратуры Свердловской области, исковые требования поддержал, указал, что до настоящего времени место размещения отходов не ликвидировано.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской областиСанжиева Э.И., действующая на основании доверенности от 15 июля 2019 года, в судебное заседание не явилась, направила отзыв, согласно которому полагает, что обязательным этапом, предшествующим стадии направления искового заявления о понуждении представителя публичного сособственника исполнить обязанность в натуре, является розыск, установление личности лица (наименования в случае юридического лица), непосредственно виновного в нарушении норм природоохранного законодательства или являющегося законным пользователем лесного участка, в пределах которого обнаружено нарушение, а также привлечение данного лица к установленной законом ответственности. Из материалов дела не усматривается фактов, свидетельствующих о проведении розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении норм природоохранного законодательства лиц, что свидетельствует о преждевременном обращении с указанным иском. В определении от 01 апреля 2014 года № 5-КГ14-11, Верховный Суд Российской Федерации указал, что потерпевший должен представить доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба и его размер, а также доказать, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным возместит вред. В соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837 утверждены правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Согласно письму Рослесхоза от 12 апреля 2013 года № ЮД-03-54/3674, действующим законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок). Возложение на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта, подразумевающему, в том числе, законные способы исполнения требований судебного решения. Кроме того, издержки на восстановление окружающей среды, согласно абз. 2 п. 4.1 Постановления № 26-П, должны нести субъекты хозяйственной или иной деятельности. При этом, к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области не отнесена обязанность по организации сбора бытовых отходов. Просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Карпинское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено.

Судом определено рассматривать дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурор города Североуральска вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки (осмотра) от 24 июня 2019 года, составленным П. с участием с участием заместителя директора ФГБУ Государственный заповедник «Денежкин камень», что в квартале 94 выделы 15,17 Сосьвинского участка, Всеволодского участкового лесничества ГКУ СО «Карпинское лесничество», ***, расположенной на земельном участке площадью около 0,05 га выявлено несанкционированное складирование твердых коммунальных, строительных и промышленных отходов (покрышки транспортных средств, резиновые автомобильные камеры колес, мешки полипропиленовые, полиэтиленовые пакеты и пленка, бетонные блоки, кирпичи, элементы мебели, пластиковые ведра, пластиковые бутылки, пластиковые канистры, пластиковые корзины, резиновый шланг б/у и др.)

Установлено, что данный участок относится к государственному лесному фонду Российской Федерации квартала94 выделы 15,17Сосьвинского участка, Всеволодского участкового лесничества ГКУ СО «Карпинское лесничество», что относится к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона№7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственность (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районированияи государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданных государственных полномочий Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП) и Постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года № 971-ПП.

В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям правопреемника Департамента лесного хозяйства Свердловской области – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области) и должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области.

Оснований согласиться с правовой позицией ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не имеется, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.

На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти - Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области из системы охраны лесов.

Довод ответчика о том, что возложение на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, суд также отклоняет.

Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (части 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

При этом Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).

Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, входит в полномочия Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области по охране и защите лесов.

Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств.

Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, обязанности по ликвидации свалки не исключает, поскольку не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен; последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированного место размещения отходов удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области организовать ликвидациюнесанкционированной свалки твердых, коммунальных, строительных и промышленных отходов в квартале 94 выделы15,17Сосьвинского участка, Всеволодского участкового лесничества ГКУ СО «Карпинское лесничество», Ш, расположенной на земельном участке площадью около 0,05 га, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Р’. Р’РѕР№С‚

2-4069/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
прокурор г.Североуральска
ГКУ СО "Карпинское лесничество"
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
05.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее