Дело № 5-160/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
30 декабря 2019 г. р.п. Полтавка
Судья Полтавского районного суда Омской области Бейфус Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»,
УСТАНОВИЛ :
Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (Учреждение) не приняло меры по содержанию улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно: 08.10.2019 на участке автодороги Бакбасар-Азово-Шербакуль-Полтавка с 138 км. + 700 по 139 км. + 700 в границах населенного пункта с. Черноморка Полтавского района Омской области по ул. Омская от д. № 2 до дома № 48 в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 выявлено отсутствие тротуаров, в нарушение п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 от д. № 2 до д. № 6, от д. № 8 до д. № 20, от д. № 24 до д. № 34 выявлено отсутствие стационарного наружного освещения, чем нарушен п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
Представитель Учреждения в судебном заседании не присутствовал, представил суду возражения, в которых просил рассмотреть дело без него, указал следующее.
Постановлением Правительства Омской области от 15.09.2009 № 168-п утверждена
долгосрочная целевая программа Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)» по разделу «Содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений, производственных объектов и проведение отдельных мероприятий, связанных с дорожным хозяйством», направленная на решение наиболее важных, приоритетных проблем модернизации и развития автомобильных дорог. Программой предусмотрены мероприятия, обеспечивающие государственные нужды Омской области, в пределах, предусмотренных в расходах областного бюджета. Целью Программы является осуществление ремонта и содержания действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Заказчиком Программы является Правительство Омской области; исполнителем-координатором - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Учреждение и подрядные организации в соответствии с действующим законодательством.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В ежегодно принимаемом законе об областном бюджете предусматриваются лимиты бюджетных ассигнований на текущий финансовый год на выполнение Программы.
Учреждение является некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью и финансируется за счет средств, предусмотренных соответствующими статьями областного бюджета.
В соответствии с Уставом Учреждения ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области не является предметом деятельности Учреждения.
В соответствии с Уставом Учреждения предметом деятельности Учреждения является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или муниципального значения и сооружениях на них в целях обеспечения государственных нужд Омской области.
После принятия закона об областном бюджете на текущий финансовый год главный распорядитель бюджетных средств - Минстрой доводит до Учреждения лимиты бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий Программы.
Учреждение размещает заказы на выполнение работ путем проведения торгов в формах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на право заключить государственный контракт.
В соответствии с результатами торгов Учреждение заключает с победителями торгов государственные контракты на содержание автомобильных дорог общего пользования.
Минстрой, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе Омской области на очередной финансовый год на выполнение Программы, может довести получателю бюджетных средств - Учреждению лимиты бюджетных обязательств только в объеме, предусмотренном законом.
В свою очередь Учреждение, как получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 219 БК РФ принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и размещает заказы на выполнение работ путем проведения торгов.
25.01.2019 Учреждение во исполнение своих обязанностей заключило государственный контракт № Ф.2019.12339 с АО «Омскавтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межрегионального значения и сооружений на них на территории Азовского немецкого национального, Исилькульского, Крутинского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Нововаршавского, Одесского, Омского, Павлоградского, Полтавского, Русско-Полянского, Таврического, Шербакульского муниципальных раонов Омской области,на сумму 934 932 246,73 рублей.
В связи с неудовлетворительным состоянием автодорог Учреждение неоднократно обращалось в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, как к главному распределителю бюджетных средств, о необходимости выделения дополнительного финансирования, в частности:
- письмом от 22.03.2018 № 06-12/827 на устройство освещения, тротуаров и необходимого барьерного ограждения на автодорогах общего пользования Омской области на 2019-2020 гг. на указанные автодороги;
- письмом от 15.05.2018 № 06-12/1456 на поэтапную работу по устройству освещения, тротуаров и необходимого барьерного ограждения на автодорогах общего пользования Омской области на 2019-2020 гг.;
- письмом от 07.08.2018 № 06-12/2551А с просьбой рассмотреть возможность включения в план работ по ремонту на 2019-2020 гг. указанные автодороги.
Однако до настоящего момента ответ на обращения в адрес Учреждения не поступали, денежные средства выделены не были.
Данный довод подтвержден постановлением судьи Полтавского района Омской области от 04.04.2019 по делу № 5-20/2019 и решением Омского областного суда от 21.05.2019 по делу № 77-327(71)/2019.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, Учреждением предприняты меры для устранения нарушений, а также привлечения дополнительного финансирования.
Учитывая вышеизложенное, Учреждение не является виновным в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, просят суд:
Признать КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» невиновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В случае признания виновным КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» совершении административного правонарушения - назначить наказание в соответствии с п. 3.2. ст. 4.1. КоАП в размере 100 тысяч рублей, поскольку Учреждение не занимается предпринимательской деятельностью и назначение штрафа может пагубно повлиять на его деятельность, кроме того, Учреждением предприняты все возможные меры для устранения выявленных нарушений.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Его вина подтверждается: рапортом инспектора по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Полтавскому району о выявлении недостатков в содержании автодороги Бакбасар-Азово-Шербакуль-Полтавка (л.д. 24); актом выявленных недостатков в содержании данной автодороги от 08.10.2019, согласно которому установлено отсутствие на участке автодороги Бакбасар-Азово-Шербакуль-Полтавка с 138 км. + 700 по 139 км. + 700 в границах населенного пункта с. Черноморка Полтавского района Омской области по ул. Омская от д. № 2 до дома № 48 тротуара, от д. № 2 до д. № 6, от д. № 8 до д. № 20, от д. № 24 до д. № 34 - стационарного наружного освещения (л.д.11); фототаблицей к акту (л.д. 12-14); приложенными в дело выписками из ГОСТ Р 52766-2007.
Представленные суду данные доказательства содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и, согласно ст. 26.2, ч.2 ст.26.7 КоАП РФ, являются достоверными и достаточными для признания Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Доказательства согласуются между собой, не противоречат друг другу. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии с требованиями ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Учреждения, не усматривается.
Доводы Учреждения о невиновности несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 2 данного Закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.17 данного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования установлены "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст).
Согласно п. 4.5.1 данного ГОСТ тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу п. 4.6.1 ГОСТ стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть предусмотрено на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
По смыслу приведенных нормативных положений, юридические лица, ответственные за содержание дорог, действуя в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не должны допускать такого состояния дороги, которое создавало бы угрозу безопасности дорожного движения.
Нарушение Учреждением требований указанных ГОСТ Р 52766-2007 подтверждается совокупностью изложенных выше доказательств.
Согласно распоряжению Правительства Омской области № 38-рп от 26.03.2008 автомобильная дорога Бакбасар - Азово - Шербакуль – Полтавка (идентификационный номер 52 ОП РЗ К-27) относится к собственности Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 17 ноября 2011 г. N 222-п утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
Согласно п.3 названного Порядка организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", осуществляется данным учреждением.
В соответствии с п.2.1 Устава КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в числе целей деятельности Учреждения названы: управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них; развитие и совершенствование сети таких дорог, повышение их пропускной способности, технического состояния и благоустройства в соответствии с потребностями экономики и населения области; повышение уровня технической оснащенности и развития производственной базы дорожного хозяйства области, обеспечивающего нормальное функционирование и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружений на них; содействие обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по данным автомобильным дорогам, сохранности дорог, повышению пропускной способности и благоустройству.
Пунктом 2.3 Устава предусмотрено, что для достижения указанных в п.2.1 целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружений на них; обеспечивает выполнение работ при осуществлении закупок, в том числе приемку выполненных работ; осуществляет технический надзор за состоянием сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области, в том числе проводит диагностику и оценку их технического состояния.
Таким образом, именно на Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» возложена ответственность за содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Омской области в надлежащем состоянии, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Исходя из этого, суд находит несостоятельными доводы Учреждения о том, что Учреждение, при заключении государственного контракта с АО «Омскавтодор» 25.01.2019 № Ф.2019.12339, возложив на подрядчика выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Полтавского муниципального района Омской области, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Данный контракт заключен КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» от имени и в интересах Омской области.
При этом в соответствии с п.5.1 контракта государственный заказчик осуществляет контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставляемых Подрядчиком услуг.
Государственный заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику (п.5.2 контракта).
Пунктом 6.2.4 контракта установлена обязанность государственного заказчика осуществлять оценку уровня содержания автомобильных дорог.
Таким образом, Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» заключением данного контракта не освобождено от обязанности контролировать качество его исполнения, качество содержания автодорог и дорожных сооружений, и в случае необходимости принимать меры по устранению выявленных нарушений.
Доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление Учреждением надзора за выполнением работ по контракту и контроля за уровнем содержания дорог, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и суду не представлено.
Ссылка Учреждения на решение Омского областного суда от 21.05.2019 по делу № 77-327(71)/2019 необоснованна, поскольку данным решением определено заслуживающими внимание доводы жалобы начальника ОГИБДД ОМВД России по Полтавскому району об оценке соблюдения Учреждением установленного законом порядка внесения предложений. При этом постановление Полтавского районного суда от 04.04.2019 о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Учреждения оставлено в силе по основаниям истечения срока привлечения к административной ответственности.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вина Учреждения выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Упомянутые участки дороги не содержатся надлежащим образом по вине Учреждения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также тот факт, что КУ Омской области «Управления дорожного хозяйства Омской области» является казенным учреждением.
Поскольку наказание в виде штрафа должно соответствовать степени нарушения, причиненному вреду, характеристике правонарушителя судья считает возможным назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, определив его в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 12.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.3.2 ░░.4.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810100000010000, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 5503026780, ░░░ 550301001, ░░░░░ 52648000, ░░░ 045209001, ░░░: 188 1 16 30030 01 6000 140, ░░░: 18810455190260001890.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ _________________________