Решение по делу № 2-4240/2024 от 30.05.2024

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

16 августа 2024 года                                                               ...

Ангарский городской суд ... в составе представительствующего судьи Швец З.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО10,

с участием прокурора ... ФИО11, представителя истца – ФИО12, представителя ответчика ФИО3ФИО14,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 38RS0-22) по иску администрации Ангарского городского округа к ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО15 ФИО16 ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением, о выселении ФИО15 Яны ФИО4 из жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения,

установил

истец администрация Ангарского городского округа (далее – администрация АГО), обратился с вышеуказанным иском к ФИО3, ФИО2, ФИО6, ФИО4, указав в обоснование, что согласно выписке из реестра муниципального имущества Ангарского городского округа помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., является собственностью Муниципального образования Ангарского городского округа, на основании Постановления мэра ... от **, и Постановления администрации Ангарского городского округа -па от **, данная квартира является служебной. Данное жилое помещение было предоставлено по служебному ордеру УКХ от ** ФИО5, на состав семьи три человека: жену ФИО4, сына ФИО6, дочь ФИО3 Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы наниматель ФИО3 ** добровольно снялся с регистрационного учета, и выехал из спорного жилого помещения. С ** зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... Дочь ФИО3 из спорного жилого помещения выехала и с ** зарегистрирована по адресу ..., б-р Вилькицкий, .... Жена ФИО4, и сын ФИО6 зарегистрированы в спорном жилом помещении, однако ФИО6 в квартире не проживает, обязанностей по содержанию и ремонту жилого помещения, оплате коммунальных услуг не исполняет, что свидетельствует о намерении не пользоваться данным жилым помещением. В настоящее время в квартире проживает одна ФИО4

** Комитетом по управлению муниципальным имуществом (далее – КУМИ) администрации АГО было направлено в адрес ФИО3, ФИО3, ФИО6, ФИО4 требование об освобождении занимаемого жилого помещения и сдачи ключей в срок до **. ** специалистами отдела управления жилищным фондом КУМИ администрации АГО проведен осмотр жилого помещения, установлено, что ответчик ФИО4 проживает в вышеуказанной квартире одна. Ответчики ФИО3, ФИО3, ФИО6 добровольно выехали из квартиры и длительное время не проживают там. Расходы по оплате коммунальных услуг не несут.

На основании изложенного, истец просит признать ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО4, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ФИО4 выселить из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения /л.д. 13-15/.

Истец, представитель администрации АГО (одновременно представитель третьего лица – КУМИ администрации АГО), - ФИО12, действующая на основании доверенности /л.д. 16, 153/ заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что жилое помещение, являющегося служебным, было предоставлено нанимателю ФИО3 в связи с работой в ЖЭУ, однако с ним трудовые отношения давно прекращены, из спорного жилого помещения он выехал и имеет постоянную регистрацию в ... и в настоящее время в него не вселялся, кроме того был участником приватизации, получив в собственность жилое помещение, расположенное по другому адресу, члены его семьи, в связи с чем, также утратили право пользования служебным жильем, выехали из него. Вместе с тем, поскольку ФИО4 продолжала проживать в спорном жилом помещении и достоверных сведений об освобождении жилого помещения администрация не обладает, при этом она не состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, представитель истца просит требования иска удовлетворить.

Ответчики ФИО3, ФИО2, ФИО6, ФИО4, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции, по месту своего жительства и другим известным суду адресам, имеющимся в материалах дела, однако отказались от получения почтового отправления, в связи с чем, они возращены в адрес суда по истечении срока хранения /т. 2 л.д. 43-46, 48-51/. О причинах неявки ответчики суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Суд не располагает сведениями о том, что неявка ответчиков имеет место по уважительной причине.

На основании ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Как следует из Обзора судебной практики Верховного суда РФ (2020), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации **, гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце втором данного пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя (абзац третий п. 63 постановления Пленума ).

Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1 ст. 167 ГПК РФ). Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).

Судом установлено, что судебное уведомление о месте и времени рассмотрения дела было направлено ответчикам, по известному суду адресу места жительства ответчиков, подтвержденного регистрацией с адресной службы, и другим адресам, имеющимся в материалах дела, однако ответчики уклонились от получения судебного извещения, которые были возвращены в суд за истечением срока хранения, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили о рассмотрении дело в свое отсутствие, тем самым самостоятельно распорядившись своими процессуальными правами.

Представитель ответчика ФИО3ФИО14, действующий на основании доверенности /т. 1 л.. 180-181/, заявленные требования иска не признавал, пояснив суду, что выезд ФИО3 из жилого помещения и необходимость регистрация в ... носил вынужденный характер, в связи с родом профессиональной деятельности без официального трудоустройства, а также для регистрации хранения оружия, в настоящее время ответчик вселился в спорное жилое помещение и проживает там, кроме того полагал, что истец не представил документов, подтверждающий основания возникновения права собственности администрации АГО на указанное жилое помещение, которое возможно находилось в государственной собственности и при передаче в муниципальное образование должно было утратить статус служебного.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ЖилКом» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежаще /т. 2 л.д. 32/, ходатайств об отложении не представило.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Ангарского городского суда ... в сети интернет, принимая во внимание положения ст.ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика ФИО3, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ** «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных сторонами доказательств.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., находится в собственности муниципального образования Ангарский городской округ (выписка из единого государственного реестра недвижимости от ** № КУВИ-001/2023-290916464)

Из выписки из реестра муниципального имущества АГО от ** , указанное жилое помещение принадлежит муниципальному образованию Ангарский городской округ, имеет назначение: специализированный (служебный) /т. 1 л.д. 17/.

На основании постановления мэра ... от ** жилая площадь, находящаяся на балансе производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия по адресу: ..., признана служебной /т. 1 л.д. 18/.

Из постановления мэра АГО от ** -па и приложения к нему в виде перечня жилых помещений, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ... включено в специализированный жилищный фонд АГО с отнесением к служебным помещениям /т. 1 л.д. 19/.

Как следует из корешка ордера от ** УКХ, спорное жилое помещение (служебное) было предоставлено дворнику ЖЭУ-3 ФИО3 и членам его семьи: ФИО4 (жена), ФИО13 (сын), ФИО3 (дочь) /т. 1 л.д. 20/.

Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которым установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ), использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ** .

Абзацем третьим пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ** (далее - Правила ), предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, таким образом, следует, что направление такого решения носит уведомительный характер.

Согласно пункту 12 Правил , включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с частью 4 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ** , государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения является наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

На основании части 1 статьи 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

В силу статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

Из части 1 статьи 102 ЖК РФ следует, договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 103 ЖК РФ).

На основании части 3 статьи 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 42 Постановления Пленума , в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ. В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 43 Постановления Пленума разъяснено, что ст. 13 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Пунктами 9, 10 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса, не могут быть выселены пенсионеры по старости, члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (**). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

Судом установлено, что единственным основанием для вселения ФИО5, который состоял в трудовых отношениях с ЖЭУ-3, и членов его семьи, в спорное жилое помещение являлся ордер на служебное жилое помещение /т. 1 л.д. 20/.

При этом, правовой режим спорной квартиры был определен собственником муниципального имущества, определившим условия его предоставления истцу и членам его семьи. Статус служебного жилья присвоен спорной квартире ** /т. 1 л.д.18/.

Отнесение жилого помещения к фонду специализированного или социального использования относится к исключительной компетенции его собственника, в связи с чем, понуждение собственника к изменению вида целевого использования принадлежащего ему жилого помещения не допускается. Собственником спорной квартиры решение об изменении целевого назначения спорного жилого помещения на фонд социального использования не принималось.

Судом на основании адресной справки установлено, что с ** ФИО5 имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: ..., ... /т. 1 л.д. 29, т. 2 л.д. 6/, указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось и следует из доверенности, выданной на имя представителя /т. 1 л.д. 180/.

Кроме того, при трудоустройстве в ООО «Сибирская Легкая Авиация» в 2019 г. в качестве места жительства и регистрации, ФИО3 предоставил сведения работодателю об адресе проживания и регистрации: ..., ..., ... /т. 2 л.д. 35-37/.

Обращаясь за медицинской помощью в ОГАУЗ «Ангарская городская больница» в 2022 г. ФИО3 в качестве адреса регистрации указал: ..., в качестве адреса фактического проживания: ... /т. 2 л.д. 7/. Из сигнального листа о вызове скорой медицинской помощи следует, что ФИО3 осуществлял вызов скорой помощи по адресу: 95-Б-130 /т. 2 л.д. 20/.

Из договора на передачу квартир в собственность граждан от **, заключенного с администрацией АГО, ФИО3 приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: ... (89 квартал, ...) /т. 2 л.д. 65/, обращаясь с заявлением о передаче в собственность указанной квартиры в соответствии с Законом РФ «О приватизации» /т. 2 л.д. 66/, ФИО3 предоставил справку от **, согласно которой он имел регистрацию в период с ** по ** по адресу: ..., ..., ... (...) /т. 2 л.д. 67/, т.е. спорного жилого помещения.

Сведения о смене места жительства ** и снятии с регистрационного учета по адресу: ..., ..., ..., в отношении ФИО3 указаны также в справке о составе семьи ООО «ЖилКом» /т. 1 л.д. 90/.

Согласно сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, начиная с ** сведения о работе ФИО3 в ЖЭУ-3 отсутствуют. С указанного периода имеются данные о трудовой деятельности указанного лица в ОАО «Ангарское управление строительства» по **, в последующем ФКУ «ИК » ГУ ФСИН по ...», ООО «Охранное предприятие «Антарис», ООО «Охранное предприятие «Витязь» и др. юридические лица (ООО) / т. 1 л.д. 71-73, 121/.

Дочь ФИО3 – Тушнинская (ранее ФИО15) ФИО7, согласно адресной справки с ** зарегистрирована по месту жительства в ..., ..., ... /т. 1 л.д. 84, оборот/. В связи с регистрацией брака в ... **, в настоящее время изменила фамилию на Тушнинскую (информация отдела по АГО службы записи актов гражданского состояния от ** ) /т. 1 л.д. 50/.

Ответчики ФИО6 (сын нанимателя) и ФИО17 ФИО4 (бывшая жена нанимателя) продолжают сохранять регистрацию по адресу: ..., ..., ... (адресные справки) /т. 1 л.д. 85/. При этом, как следует из акта обследования от **, проведенного сотрудниками администрации АГО, со слов соседей установлено о проживании в квартире ФИО4 /т. 1 л.д. 33/, на момент обследование **, ** проживающих лиц в квартире не установлено /т. 2 л.д. 68-69/.

Доказательств вселения в спорную квартиру, ответчиком ФИО3, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлена.

Из выписки из ЕГРН от ** № КУВИ-001/2023-290916468, ФИО6 принадлежит на праве собственности жилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: ..., микрорайон Европейский, 5 Европейская улица, 21 /т. 1 л.д. 111-112/.

Согласно информации отдела по АГО службы записи актов гражданского состояния брак, между ФИО15 ФИО5 и ФИО18 ФИО4, расторгнут ** /т. 1 л.д. 49, оборот/.

По информации КУМИ и администрации АГО, ответчики на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят, с соответствующим заявлением не обращались /т. 1 л.д. 113/, доказательств обратного стороною ответчика суду не представлено.

Согласно информации ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ...» от ** ФИО3, Я.В., А.А., И.А. за предоставлением мер социальной поддержки не обращались, никакие меры социальной поддержки им не назначались и не выплачивались /т. 1 л.д. 88/.

По информации ФКУ «Главное бюро МСЭ по ...» ФИО4 в базе данных с 2013 года по настоящее время в качестве признанного инвалидом не значится /т. 1 л.д. 126/.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики в администрацию АГО с заявлениями о признании их малоимущими гражданами, нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, не обращались, в установленном порядке таковыми не признавались, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в порядке очередности, не ставились, в настоящее время не состоят. Кроме того, решение о предоставлении ФИО5 и/или членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось, а сама по себе длительность проживания его бывшей супруги в нем - ФИО4 не способна привести к смене его правового режима.

Поскольку основанием вселения ФИО3, дворника ЖЭУ-3, и членов его семьи в служебную квартиру явился служебный ордер, следовательно, отсутствие трудовых отношений с ЖЭУ-3 выступает основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, прекращения право пользования жилым помещением ответчиками.

При этом, ФИО4, продолжающая проживать в спорном жилом помещении, к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, согласно части 2 статьи 103 ЖК РФ, не относится, доказательств обратного суду не представлено.

** администрация АГО направило в адрес ответчиков, в том числе ФИО4 требование об освобождении спорного жилого помещения /т. 1 л.д. 24-28, 21/. Вместе с тем, оно исполнено не было, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не представил документов, подтверждающий основания возникновения права собственности администрации АГО на указанное жилое помещение, которое возможно находилось в государственной собственности и при передаче в муниципальное образование должно было утратить статус служебного, суд не может принять во внимание и находит их необоснованными.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Применение положений статьи 7 названного выше Закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от ** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ** (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Однако судом не установлено, что спорная квартира на момент передачи в муниципальную собственность в 1991 году, принадлежала государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Напротив, судом установлено, что данная квартира с момента введения дома в эксплуатацию принадлежала Ангарскому горисполкому, в частности находилась в фонде жилищного хозяйства Ангарского горисполкома ЖЭК и предназначалась для дворника /т. 1 л.д. 18,20, 62-64/, ему же и была передана Ангарским горисполкомом по служебному ордеру УКХ, следовательно, имела статус служебного помещения.

Кроме того, для ответчика ФИО3 указанное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку он реализовал свое право на приватизацию жилого помещения социального назначения, квартиры, расположенной по адресу: ... (..., ...), в от ** /т. 2 л.д. 65/.

Судом установлено, что согласие собственника жилого помещения на изменение правового режима жилого помещения и отнесение к жилищному фонду социального использования отсутствует, спорное жилое помещение не принадлежало государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям, не было закреплено за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, перехода спорного жилого помещения в собственность администрации АГО не было, поскольку оно с момента принятия в эксплуатацию находилось в его ведении, изначально имело статус служебного и до настоящего времени его не утратило, в связи с чем к спорным отношениям по пользованию этим жилым помещением не подлежат применению положения закона о договоре социального найма.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков в равных долях в соответствующий бюджет по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300,00 рублей, по 75,00 руб. с каждого ответчика.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации Ангарского городского округа к ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО15 Яне ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением, о выселении ФИО15 ФИО19 ФИО4 из жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения – удовлетворить.

Признать ФИО5 (паспорт ...), ФИО2 (паспорт ), ФИО6 (паспорт ), ФИО4 (паспорт ...) утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ....

Выселить ФИО4 (паспорт ...) из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ангарский городской суд ....

Судья                                                                                                        З.С. Швец

Решение в окончательной форме изготовлено **.

2-4240/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Ангарска
Администрация АГО
Ответчики
Хохлов Алексей Александрович
Хохлова Анастасия Алексеевна
Хохлов Илья Алексеевич
Хохлова Яна Викторовна
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа
Ларченко Павел Витальевич
ООО ЖилКом
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Швец Зинаида Сергеевна
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее