РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2016 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Бочарниковой Т.А.,
с участием ст.помощника Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н.,
представителя третьего лица администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1383/16 по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района о возложении обязанности,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования г.Липки Киреевского района законодательства Российской Федерации о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ходе проверки установлено, что муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Липковское» в лице конкурсного управляющего Лукачевой Е.Ю. 01.09.2015 г. передало в аренду ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» имущество, перечисленное в приложении № 1 к договору аренды от 01.09.2015 г., в том числе котельную № 3 г.Липки Киреевского района. Указанная котельная расположена на территории муниципального образования г.Липки Киреевского района. Проверкой установлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в части организации подготовки котельной к отопительному сезону 2016-2017 г.г. В ходе проверки установлено, что в котельной № 3 г.Липки Киреевского района, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9 не организован водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования, что является грубым нарушением требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 (далее – Правила). При обследовании котельной № 3 г.Липки Киреевского района установлено, что в нерабочем состоянии находится система электророзжига, установленная на газоиспользующем оборудовании. Конструкция газового оборудования и средств автоматики в котельной не обеспечивает надежность и безопасность эксплуатации, отработало нормативный срок и требует замены. На момент проверки эксплуатация газоиспользующего оборудования (котел № 4 и № 5) в котельной № 3 г.Липки Киреевского района невозможна, так как не работает система электророзжига, что несет реальную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала. При обследовании здания и мягкой кровли котельной № 3 выявлено, что мягкая кровля котельной имеет многочисленные протечки в районе котлов №№ 2, 3, 4 и над щитовой, что может привести к замыканию электропроводки и полной остановке котельной. Отсутствует часть шиферной кровли над баками запаса воды. В результате течи кровли промокла наружная стена здания, разрушается и выпадает кирпич. В ходе проведения гидравлических испытаний после окончания отопительного сезона 2015-2016 г.г. выяснилось, что в котле № 2 (КВС-70) котельной № 3 г.Липки Киреевского района имеются течи. Верхние барабаны котла покрыты кальциевыми отложениями толщиной 6-8 см, трубы трубной части котла забиты отложениями на 75-80 %: 21 труба забита полностью, 10 труб имеют течь. Таким образом, дальнейшая эксплуатация данного котла не возможна, требуется проведение ремонтных работ. По фактам выявленных нарушений закона на имя и.о. главы администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений закона не приняты. Неисполнение требований промышленной безопасности может привести к несвоевременному пуску указанной котельной в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть неопределенного круга лиц. Учитывая, что выявленные нарушения на социально-значимом объекте представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, поскольку аварии на нем способны повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей пли окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, бездействие администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района по устранению выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, является незаконным и свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации теплоснабжения, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границе поселения, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций. На основании изложенного просил: обязать администрацию муниципального образования г.Липки Киреевского района в срок до 01.10.2016 г. организовать в котельной № 3 г.Липки Киреевского района, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9, выполнение мероприятий в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: организовать водно-химический режим, привести в рабочее состояние систему электророзжига, установленную на газоиспользующем оборудовании, выполнить капитальный ремонт кровли здания котельной, ремонт отмостки здания, заменить оконные рамы, выполнить ремонт трубной части котла № 2 (КВС-70) и произвести работы по обмуровке котла № 2 (КВС-70).
В судебном заседании старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Крицына Л.Н. обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержала, просила обязать администрацию муниципального образования г.Липки Киреевского района организовать в котельной № 3 г.Липки Киреевского района, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9, выполнение мероприятий в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: организовать водно-химический режим, привести в рабочее состояние систему электророзжига, установленную на газоиспользующем оборудовании, выполнить капитальный ремонт кровли здания котельной, ремонт отмостки здания, заменить оконные рамы, выполнить ремонт трубной части котла № 2 (КВС-70) и произвести работы по обмуровке котла № 2 (КВС-70).
Ответчик администрация муниципального образования г.Липки Киреевского района своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещалась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, заявленные требования не признала.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности Бирюкова Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула», МУП ЖКХ «Липковское» в лице конкурсного управляющего Лукачевой Е.Ю. в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещались, возражений относительно заявленных требований не представили.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», данный федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п.2 ст.11 вышеуказанного Федерального закона, в частности к ним относятся: осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в ст.1 вышеназванного Федерального закона, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с положениями статьи 3 названного Федерального закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ч.1 ст.9 данного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.4 ч.1 ст.6).
Аналогичные положения содержит ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом установлено, что на территории муниципального образования г.Липки Киреевского района Тульской области находится котельная № 3, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9. Данная котельная обеспечивает подачу тепла в 18 жилых дома с населением 1329 человек.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2006 г. муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Липковское» признано несостоятельным (банкротом), в отношении которого открыто конкурсное производство. Определением суда от 29.09.2014 г. конкурсным управляющим утверждена Лукачева Е.Ю. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ, определением Арбитражного суда Тульской области от 17.05.2016 г., определением Арбитражного суда Тульской области от 29.09.2014 г., постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 г.
01.09.2015 г. муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Липковское» в лице конкурсного управляющего Лукачевой Е.Ю. передало в аренду ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» имущество, перечисленное в приложении № 1 к договору аренды от 01.09.2015 г., в том числе котельную № 3 г.Липки Киреевского района. Указанное обстоятельство подтверждается договором аренды имущества, актом приема-передачи имущества, перечнем имущества, передаваемого в аренду, имеющимися в материалах дела.
Из вышеуказанного договора аренды имущества от 01.09.2015 г. следует, что срок аренды имущества установлен с 01.09.2015 г. по 30.08.2016 г. Документов об установлении нового срока аренды сторонами в ходе рассмотрения дела не представлено.
Проверкой, проведенной Киреевской межрайонной прокуратурой, установлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что в котельной № 3 г.Липки Киреевского района, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9 не организован водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования, что является грубым нарушением требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115. При обследовании котельной № 3 г.Липки Киреевского района установлено, что в нерабочем состоянии находится система электророзжига, установленная на газоиспользующем оборудовании. Конструкция газового оборудования и средств автоматики в котельной не обеспечивает надежность и безопасность эксплуатации, отработало нормативный срок и требует замены. Мягкая кровля котельной имеет многочисленные протечки в районе котлов №№ 2, 3, 4 и над щитовой; отсутствует часть шиферной кровли над баками запаса воды. В результате течи кровли промокла наружная стена здания, разрушается и выпадает кирпич. В ходе проведения гидравлических испытаний выяснилось, что в котле № 2 (КВС-70) котельной № 3 г.Липки Киреевского района имеются течи; верхние барабаны котла покрыты кальциевыми отложениями толщиной, трубы трубной части котла забиты отложениями.
По фактам выявленных нарушений Киреевским межрайонным прокурором на имя и.о. главы администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района внесено представление об устранении нарушений закона.
Меры к своевременному устранению выявленных нарушений закона ответчиком не были приняты.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколами №, № внеочередных заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования Киреевский район от 27.07.2016 г., предписанием №-ГН от 12.08.2016 г., представлением Киреевского межрайонного прокурора, справкой по результатам проверки от 15.08.2016 г.
Как следует из содержания письма администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района в адрес Киреевского межрайонного прокурора, меры для ремонта котельной № 3 г.Липки Киреевского района предпринимаются.
Исходя из изложенного, орган местного самоуправления, в данном случае, администрация муниципального образования г.Липки Киреевского района, обязана обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей на своей территории посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по устранению выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования г.Липки Киреевского района ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее законами обязанности по организации теплоснабжения, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границе поселения, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
Таким образом, суд находит требования Киреевского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района о возложении обязанности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г.Липки Киреевского района организовать в котельной № 3 г.Липки Киреевского района, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Гагарина, д.9, выполнение мероприятий в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: организовать водно-химический режим, привести в рабочее состояние систему электророзжига, установленную на газоиспользующем оборудовании, выполнить капитальный ремонт кровли здания котельной, ремонт отмостки здания, заменить оконные рамы, выполнить ремонт трубной части котла № 2 (КВС-70) и произвести работы по обмуровке котла № 2 (КВС-70).
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий