Решение по делу № 2-40/2022 от 02.02.2022

Дело № 2- 40/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поселок Ягодное 28 марта 2022 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Засыпкина С.В.,

с участием представителя ответчика- администрации Ягоднинского городского округа - Агаркова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по иску Гребенькова Алексея Валерьевича к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Гребеньков А.В. обратился в Ягоднинский районный суд с исковым заявлением к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения, занимаемого истцом по договору социального найма в поселке Ягодное Магаданской области на иное жилое помещение в границах муниципального образования «Город Магадан».

В обосновании иска указал, что в 1984 году его родителям было предоставлено жилое помещение – квартира <адрес>. Он является членом семьи нанимателя жилого помещения, но в нем не проживает по причине отсутствия условий для проживания. В связи с непригодностью жилого помещения для проживания прокуратурой Ягоднинского района в администрацию Ягоднинского городского округа внесено представление об устранении его жилищных прав и приведении жилого помещения в пригодное для проживания состояние. Из ответа администрации Ягоднинского городского округа следует, что на дату предоставления ответа привести жилое помещение в надлежащее состояние не представляется возможным в связи с недостаточностью бюджетных средств. На его обращение об обмене указанного жилого помещения на другое в муниципальном образовании «Город Магадан» ответ ответчик ему не дал.

Со ссылками на положения статей 72 и 73 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что вышеуказанное жилое помещение в поселке Ягодное закреплено за ним, как за относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, его не могут включить в списки таких граждан. Просил суд обязать ответчика осуществить обмен закрепленного за ним жилого помещения - квартиры <адрес> на иное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Город Магадан», а также обязать оформить все документы относительно совершенного обмена жилыми помещениями.

В судебном заседании истец отсутствовал, о времени и месте судебного заседания был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, уважительности причин неявки в суд не сообщил.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Не оспаривая того, что жилое помещение – квартира <адрес> закреплено за истцом как за относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и того, что жилое помещение фактически находится в ненадлежащем для проживании состоянии, указал, что истец в администрацию Ягоднинского городского округа за получением разрешения на обмен жилого помещения на иное в муниципальном образовании «Город Магадан» не обращался.

Обратил внимание на то, что истец самостоятельно оставил без содержания жилое помещение, в результате чего оно пришло в негодность для проживания. В то же время указал, что у ответчика не имеется установленной законом обязанности обмена закрепленного за истцом жилого помещения на иное в МО «Город Магадан».

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, тем самым определяя предмет доказывания по делу.

Предмет доказывания слагается из обстоятельств, которые имеют значение для дела, и которые необходимо доказать для его разрешения.

В то же время, учитывая, что судебное доказывание в рамках искового производства подчинено общим правилам, то, в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения настоящего дела, являются, в том числе, наличие предусмотренных законом оснований для обязания ответчика совершить принудительный обмен жилого помещения, закрепленного за истцом, как за относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в границах муниципального образования «Город Магадан».

Статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) регламентировано, что наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю (часть 1).

Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении (часть 3).

Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории Российской Федерации (часть 5).

Таким образом, из содержания статьи 72 ЖК РФ следует, что обмен предоставленного по договору социального найма жилого помещения может быть совершен самостоятельно нанимателем этого жилого помещения с согласия наймодателя.

Принудительный обмен жилыми помещениями положениями ЖК РФ предусмотрен только в случае отсутствия достигнутого соглашения между нанимателем и членами его семьи о таком обмене.

В то же время, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 4 статьи 8 вышеуказанного Закона определено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 Закона).

Статьей 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года № 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области» (далее Закон № 541-ОЗ), также установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с учетом несовершеннолетних членов их семьи (пункт 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 2 Закона№ 541-ОЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Закона № 541-ОЗ проживание детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также таких обстоятельств, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

в отношении которых вступило в законную силу решение суда об отмене усыновления (удочерения) ребенка;

больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.

Постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года № 99-па утвержден «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются» (далее Порядок).

Исходя из пунктов 2 и 3 Порядка законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения подопечными возраста 14 лет или возникновения по достижении подопечными возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, представляют в органы опеки и попечительства (далее - орган опеки и попечительства) письменное заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - заявление).

Заявление в орган опеки и попечительства могут представить также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Орган опеки и попечительства создает комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются (далее - Комиссия), в обязанности которой входит рассмотрение заявлений заявителей.

Согласно пункту 4 Порядка определено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 г. N 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области».

В силу пункта 5 Порядка документами, подтверждающими невозможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, являются:

а) копия решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае проживания на основании договора социального найма в ранее занимаемых жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, в отношении которых вступило решение суда об отмене усыновления (удочерения) ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

б) медицинская справка в отношении лиц, проживающих на любом законном основании в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственником которого является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, а также лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией либо тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) заключение межведомственной комиссии, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания;

г) документ, содержащий сведения о проживающих совместно с ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей, а также лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних и несовершеннолетних лицах в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения;

д) иные документы, на основании которых может быть установлен факт невозможности проживания в жилом помещении.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение – трехкомнатная квартира <адрес>, площадью 68.6 кв. метра в 1984 году было предоставлено для проживания родителям истца.

В связи со смертью родителей истца (матери в 1998 года и отца в 2008 году), постановлением администрации муниципального образования «Поселок Ягодное» от 22 января 2009 года указанное жилое помещение закреплено за несовершеннолетним истцом и его несовершеннолетним братом ГАВ. в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Истец с 13 сентября 2007 года по настоящее время зарегистрирован в указанном жилом помещении.

Сведений о месте регистрации брата истца (ГАВ год рождения) у суда не имеется, но в спорном жилом помещении он не зарегистрирован с 07 июля 2011 года.

Администрация муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с положениями Закона Магаданской области от 24 апреля 2015 года № 1888-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» путем их объединения с наделением статусом городского округа», а также решения собрания представителей Ягоднинского городского округа № 6 от 08 октября 2015 года является правопреемником муниципального образования «Поселок Ягодное».

Квартира <адрес> включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Ягоднинский городской округ».

Материалами дела подтверждается и сторонами также не оспаривается, что закрепленное за истцом жилое помещение в настоящее время находится в ненадлежащем для проживания состоянии, в нем отсутствует мебель, неисправна входная дверь в квартиру, частично повреждено и отсутствует сантехническое оборудование, электроприборы, частично оторваны обои.

Как следует из искового заявления истца, он просит суд обязать ответчика осуществить обмен закрепленного за ним жилого помещения в поселке Ягодное на иное в пределах муниципального образования «Город Магадан» именно в связи с ненадлежащем состоянием жилого помещения в поселке Ягодное для проживания и в связи с тем, что в настоящее время он проживает в городе Магадане.

При этом из материалов дела следует, что прокурором Ягоднинского района обращалось внимание администрации Ягоднинского городского округа на ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию закрепленного за истцом, как за относящимся к категории детей-сирой и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, в результате чего оно пришло в ненадлежащее для проживания состояние.

По сути, из материалов дела следует, что такие обстоятельства администрацией Ягоднинского района не оспаривались, но заявлялось об отсутствии бюджетных средств для приведения квартиры в надлежащее для проживания состояние.

Вместе с тем, в судебном заседании не было установлено, что закрепленная за истцом квартира признавалась аварийной или непригодной для проживания по основаниям и в порядке, установленными жилищным законодательством (Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47).

Не следует из обстоятельств дела и то, что проживание истца в данной квартире признавалось невозможным по его заявлению соответствующей комиссией по установлению факта невозможности его проживания в ней, созданной органом опеки и попечительства, по вышеприведенным основаниям, указанным в Законе и Законе № 541-ОЗ и в соответствии с положениями вышеприведенного Порядка.

Фактически материалы дела показывают, что для приведения закрепленной за истцом квартиры в поселке Ягодное в надлежащее состояние, в ней требуется проведение ремонта и оборудования необходимой бытовой техникой (электроплитой).

Таким образом, обстоятельства дела показывают, что в настоящее время квартира <адрес>, закрепленная за истцом, аварийной или непригодной для проживания не признавалось, невозможность проживания истца в данной квартире не была установлена, а, следовательно, какие-либо законные основания обеспечения истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в пределах муниципального образования «Город Магадан» путем принудительного обмена закрепленного жилого помещения в поселке Ягодное на иное не имеется.

При изложенных обстоятельства, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности совершения принудительного обмена жилыми помещениями и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований истца отказать.

При этом суд не принимает во внимание доводы истца о невозможности быть включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с невозможностью, по его мнению, проживания в закрепленной за ним квартире в поселке Ягодное, поскольку при установлении фактов аварийности квартиры, непригодности для проживания или невозможности его проживания в ней, он не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением о включении в таковой список.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гребенькова Алексея Валерьевича к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 05 апреля 2022 года.

Председательствующий С.В.Засыпкин

Дело № 2- 40/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поселок Ягодное 28 марта 2022 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Засыпкина С.В.,

с участием представителя ответчика- администрации Ягоднинского городского округа - Агаркова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по иску Гребенькова Алексея Валерьевича к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Гребеньков А.В. обратился в Ягоднинский районный суд с исковым заявлением к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения, занимаемого истцом по договору социального найма в поселке Ягодное Магаданской области на иное жилое помещение в границах муниципального образования «Город Магадан».

В обосновании иска указал, что в 1984 году его родителям было предоставлено жилое помещение – квартира <адрес>. Он является членом семьи нанимателя жилого помещения, но в нем не проживает по причине отсутствия условий для проживания. В связи с непригодностью жилого помещения для проживания прокуратурой Ягоднинского района в администрацию Ягоднинского городского округа внесено представление об устранении его жилищных прав и приведении жилого помещения в пригодное для проживания состояние. Из ответа администрации Ягоднинского городского округа следует, что на дату предоставления ответа привести жилое помещение в надлежащее состояние не представляется возможным в связи с недостаточностью бюджетных средств. На его обращение об обмене указанного жилого помещения на другое в муниципальном образовании «Город Магадан» ответ ответчик ему не дал.

Со ссылками на положения статей 72 и 73 Жилищного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что вышеуказанное жилое помещение в поселке Ягодное закреплено за ним, как за относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, его не могут включить в списки таких граждан. Просил суд обязать ответчика осуществить обмен закрепленного за ним жилого помещения - квартиры <адрес> на иное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Город Магадан», а также обязать оформить все документы относительно совершенного обмена жилыми помещениями.

В судебном заседании истец отсутствовал, о времени и месте судебного заседания был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, уважительности причин неявки в суд не сообщил.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Не оспаривая того, что жилое помещение – квартира <адрес> закреплено за истцом как за относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и того, что жилое помещение фактически находится в ненадлежащем для проживании состоянии, указал, что истец в администрацию Ягоднинского городского округа за получением разрешения на обмен жилого помещения на иное в муниципальном образовании «Город Магадан» не обращался.

Обратил внимание на то, что истец самостоятельно оставил без содержания жилое помещение, в результате чего оно пришло в негодность для проживания. В то же время указал, что у ответчика не имеется установленной законом обязанности обмена закрепленного за истцом жилого помещения на иное в МО «Город Магадан».

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, тем самым определяя предмет доказывания по делу.

Предмет доказывания слагается из обстоятельств, которые имеют значение для дела, и которые необходимо доказать для его разрешения.

В то же время, учитывая, что судебное доказывание в рамках искового производства подчинено общим правилам, то, в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения настоящего дела, являются, в том числе, наличие предусмотренных законом оснований для обязания ответчика совершить принудительный обмен жилого помещения, закрепленного за истцом, как за относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в границах муниципального образования «Город Магадан».

Статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) регламентировано, что наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю (часть 1).

Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении (часть 3).

Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории Российской Федерации (часть 5).

Таким образом, из содержания статьи 72 ЖК РФ следует, что обмен предоставленного по договору социального найма жилого помещения может быть совершен самостоятельно нанимателем этого жилого помещения с согласия наймодателя.

Принудительный обмен жилыми помещениями положениями ЖК РФ предусмотрен только в случае отсутствия достигнутого соглашения между нанимателем и членами его семьи о таком обмене.

В то же время, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 4 статьи 8 вышеуказанного Закона определено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 Закона).

Статьей 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года № 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области» (далее Закон № 541-ОЗ), также установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с учетом несовершеннолетних членов их семьи (пункт 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 2 Закона№ 541-ОЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Закона № 541-ОЗ проживание детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также таких обстоятельств, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

в отношении которых вступило в законную силу решение суда об отмене усыновления (удочерения) ребенка;

больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.

Постановление администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года № 99-па утвержден «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются» (далее Порядок).

Исходя из пунктов 2 и 3 Порядка законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения подопечными возраста 14 лет или возникновения по достижении подопечными возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, представляют в органы опеки и попечительства (далее - орган опеки и попечительства) письменное заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - заявление).

Заявление в орган опеки и попечительства могут представить также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Орган опеки и попечительства создает комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются (далее - Комиссия), в обязанности которой входит рассмотрение заявлений заявителей.

Согласно пункту 4 Порядка определено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 г. N 541-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области».

В силу пункта 5 Порядка документами, подтверждающими невозможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, являются:

а) копия решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае проживания на основании договора социального найма в ранее занимаемых жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, в отношении которых вступило решение суда об отмене усыновления (удочерения) ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

б) медицинская справка в отношении лиц, проживающих на любом законном основании в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственником которого является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, а также лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией либо тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) заключение межведомственной комиссии, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания;

г) документ, содержащий сведения о проживающих совместно с ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей, а также лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних и несовершеннолетних лицах в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения;

д) иные документы, на основании которых может быть установлен факт невозможности проживания в жилом помещении.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение – трехкомнатная квартира <адрес>, площадью 68.6 кв. метра в 1984 году было предоставлено для проживания родителям истца.

В связи со смертью родителей истца (матери в 1998 года и отца в 2008 году), постановлением администрации муниципального образования «Поселок Ягодное» от 22 января 2009 года указанное жилое помещение закреплено за несовершеннолетним истцом и его несовершеннолетним братом ГАВ. в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Истец с 13 сентября 2007 года по настоящее время зарегистрирован в указанном жилом помещении.

Сведений о месте регистрации брата истца (ГАВ год рождения) у суда не имеется, но в спорном жилом помещении он не зарегистрирован с 07 июля 2011 года.

Администрация муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с положениями Закона Магаданской области от 24 апреля 2015 года № 1888-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» путем их объединения с наделением статусом городского округа», а также решения собрания представителей Ягоднинского городского округа № 6 от 08 октября 2015 года является правопреемником муниципального образования «Поселок Ягодное».

Квартира <адрес> включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Ягоднинский городской округ».

Материалами дела подтверждается и сторонами также не оспаривается, что закрепленное за истцом жилое помещение в настоящее время находится в ненадлежащем для проживания состоянии, в нем отсутствует мебель, неисправна входная дверь в квартиру, частично повреждено и отсутствует сантехническое оборудование, электроприборы, частично оторваны обои.

Как следует из искового заявления истца, он просит суд обязать ответчика осуществить обмен закрепленного за ним жилого помещения в поселке Ягодное на иное в пределах муниципального образования «Город Магадан» именно в связи с ненадлежащем состоянием жилого помещения в поселке Ягодное для проживания и в связи с тем, что в настоящее время он проживает в городе Магадане.

При этом из материалов дела следует, что прокурором Ягоднинского района обращалось внимание администрации Ягоднинского городского округа на ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию закрепленного за истцом, как за относящимся к категории детей-сирой и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, в результате чего оно пришло в ненадлежащее для проживания состояние.

По сути, из материалов дела следует, что такие обстоятельства администрацией Ягоднинского района не оспаривались, но заявлялось об отсутствии бюджетных средств для приведения квартиры в надлежащее для проживания состояние.

Вместе с тем, в судебном заседании не было установлено, что закрепленная за истцом квартира признавалась аварийной или непригодной для проживания по основаниям и в порядке, установленными жилищным законодательством (Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47).

Не следует из обстоятельств дела и то, что проживание истца в данной квартире признавалось невозможным по его заявлению соответствующей комиссией по установлению факта невозможности его проживания в ней, созданной органом опеки и попечительства, по вышеприведенным основаниям, указанным в Законе и Законе № 541-ОЗ и в соответствии с положениями вышеприведенного Порядка.

Фактически материалы дела показывают, что для приведения закрепленной за истцом квартиры в поселке Ягодное в надлежащее состояние, в ней требуется проведение ремонта и оборудования необходимой бытовой техникой (электроплитой).

Таким образом, обстоятельства дела показывают, что в настоящее время квартира <адрес>, закрепленная за истцом, аварийной или непригодной для проживания не признавалось, невозможность проживания истца в данной квартире не была установлена, а, следовательно, какие-либо законные основания обеспечения истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в пределах муниципального образования «Город Магадан» путем принудительного обмена закрепленного жилого помещения в поселке Ягодное на иное не имеется.

При изложенных обстоятельства, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности совершения принудительного обмена жилыми помещениями и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований истца отказать.

При этом суд не принимает во внимание доводы истца о невозможности быть включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с невозможностью, по его мнению, проживания в закрепленной за ним квартире в поселке Ягодное, поскольку при установлении фактов аварийности квартиры, непригодности для проживания или невозможности его проживания в ней, он не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением о включении в таковой список.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гребенькова Алексея Валерьевича к администрации Ягоднинского городского округа о принудительном обмене жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 05 апреля 2022 года.

Председательствующий С.В.Засыпкин

2-40/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гребеньков Алексей Валерьевич
Ответчики
администрация Ягоднинского городского округа
Суд
Ягоднинский районный суд Магаданской области
Судья
Засыпкин Сергей Викторович
Дело на сайте суда
yagodinsky.mag.sudrf.ru
02.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2022Предварительное судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Дело оформлено
28.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее