Решение по делу № 33-10597/2023 от 28.08.2023

Судья Юрченко Д.А. дело № 33-10597/2023

УИД 34RS0001-01-2023-001654-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2023 г. г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,

судей Козлова И.И., Горбуновой С.А.,

при секретаре судебного заседания Князевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1784/2023 по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка № 9 Ворошиловского района Волгограда» о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны, оснащение объекта охранной сигнализацией

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г.,

заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козлова И.И.,

установила:

прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка № 9 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ Центр развития ребенка № 9) о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны, оснащение объекта охранной сигнализацией, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что в нарушение требований антитеррористической защищенности учреждение МОУ Центр развития ребенка № 9 не оборудовано помещением для охраны и не оснащено охранной сигнализацией.

На основании изложенного просил суд: обязать администрацию Волгограда обеспечить финансирование МОУ Центр развития ребенка № 9, расположенное по адресу: <адрес>, для оборудования на первом этаже помещения для охраны, а также оснащение охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МОУ Центр развития ребенка № 9 после обеспечения финансирования администрацией Волгограда в течение трех месяцев оборудовать на первом этаже помещение для охраны в учреждении по адресу: <адрес> оснастить охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006.

Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ Центр развития ребенка № 9 по адресу:
<адрес>, для оснащения охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г.
№ 1006.

На МОУ Центр развития ребенка № 9 возложена обязанность в течение двенадцати месяцев после поступления финансирования из бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград установить в образовательном учреждении по адресу: <адрес>, охранную сигнализацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006.

В удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Волгограда, МОУ Центр развития ребенка № 9 о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны отказано.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Волгограда просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору к администрации Волгограда отказать. В жалобе указано, что полномочия получателя и распорядителя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на содержание муниципальных образовательных организаций, осуществляет Ворошиловское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда.

В письменных возражениях прокурор Ворошиловского района
г. Волгограда просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Брежнева Т.А. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, просила оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его проведения, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму).

На основании пункта 4 части 2 статьи 2 Закона о противодействии терроризму Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки РФ, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения.

На основании пункта 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

В соответствии с пунктом 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов.

В силу подпункта «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

На основании подпункта «а» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что МОУ Центр развития ребенка № 9 является бюджетным муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования, дополнительным общеразвивающим программам, присмотру и уходу за детьми.

Учредителем МОУ Центр развития ребенка № 9 является муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград.

Указанное образовательное учреждение расположено в здании по адресу: <адрес>, имеет третью категорию опасности.

По результатам проведенной прокуратурой Ворошиловского района
г. Волгограда установлено, что здание центра развития ребенка не оснащено системой охранной сигнализации.

Вместе с тем необходимость выполнения указанных мероприятий обусловлена как специальными правилами, установленными Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», так и общим правилом пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Прокуратурой района по факту невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности учреждения 20 декабря 2022 г. в адрес МОУ Центр развития ребенка № 9 внесено представление.

В ответе заведующего МОУ Центр развития ребенка № 9 от
23 декабря 2023 г. на представление прокурора указано, что лица, виновные в неинициировании предложений в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, доказательств устранения вышеуказанного нарушения законодательства об антитеррористической защищенности МОУ Центр развития ребенка № 9 и оснащения здания системой охранной сигнализации ответчиками не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что допущенные нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму подлежат устранению, а бездействие, выразившееся в неоснащении здания центра развития ребенка системой охраной сигнализации, является незаконным, в связи с чем правомерно возложил на администрацию Волгограда обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование оснащения объекта системой охранной сигнализации, а на образовательное учреждение – в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования оснастить учреждение системой охранной сигнализации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению учреждения охранной сигнализацией, а доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является главным распределителем бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных учреждений Волгограда, отклоняются в силу следующего.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только данных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Согласно пункту 1.5 Устава МОУ Центр развития ребенка № 9 функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Волгоград осуществляют администрация Волгограда, департамент по образованию администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Ворошиловское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Компетенция органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя центра развития ребенка, определяется Положением об осуществлении администрацией Волгограда и отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного, автономного и казенного образовательных учреждений Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от
19 августа 2011 г. № 2295.

Собственником имущества учреждения является муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград (пункт 1.6 Устава).

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 2.2 постановления администрации Волгограда от
19 августа 2011 г. № 2295 администрация Волгограда определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Волгограда.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Администрация Волгограда, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МОУ Центр развития ребенка № 9, обязана обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Довод представителя ответчика о том, что удовлетворение исковых требований прокурора потребует перераспределение бюджетных средств, что не входит в компетенцию суда, является несостоятельными, поскольку исковые требования о перераспределении бюджетных средств прокурором не заявлялись и судом не рассматривались.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Юрченко Д.А. дело № 33-10597/2023

УИД 34RS0001-01-2023-001654-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2023 г. г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабайцевой Е.А.,

судей Козлова И.И., Горбуновой С.А.,

при секретаре судебного заседания Князевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1784/2023 по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка № 9 Ворошиловского района Волгограда» о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны, оснащение объекта охранной сигнализацией

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г.,

заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козлова И.И.,

установила:

прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка № 9 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ Центр развития ребенка № 9) о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны, оснащение объекта охранной сигнализацией, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что в нарушение требований антитеррористической защищенности учреждение МОУ Центр развития ребенка № 9 не оборудовано помещением для охраны и не оснащено охранной сигнализацией.

На основании изложенного просил суд: обязать администрацию Волгограда обеспечить финансирование МОУ Центр развития ребенка № 9, расположенное по адресу: <адрес>, для оборудования на первом этаже помещения для охраны, а также оснащение охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МОУ Центр развития ребенка № 9 после обеспечения финансирования администрацией Волгограда в течение трех месяцев оборудовать на первом этаже помещение для охраны в учреждении по адресу: <адрес> оснастить охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006.

Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ Центр развития ребенка № 9 по адресу:
<адрес>, для оснащения охранной сигнализацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г.
№ 1006.

На МОУ Центр развития ребенка № 9 возложена обязанность в течение двенадцати месяцев после поступления финансирования из бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград установить в образовательном учреждении по адресу: <адрес>, охранную сигнализацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006.

В удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Волгограда, МОУ Центр развития ребенка № 9 о возложении обязанности обеспечить оборудование помещения для охраны отказано.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Волгограда просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору к администрации Волгограда отказать. В жалобе указано, что полномочия получателя и распорядителя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на содержание муниципальных образовательных организаций, осуществляет Ворошиловское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда.

В письменных возражениях прокурор Ворошиловского района
г. Волгограда просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Брежнева Т.А. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, просила оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его проведения, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму).

На основании пункта 4 части 2 статьи 2 Закона о противодействии терроризму Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки РФ, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения.

На основании пункта 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

В соответствии с пунктом 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов.

В силу подпункта «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

На основании подпункта «а» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что МОУ Центр развития ребенка № 9 является бюджетным муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования, дополнительным общеразвивающим программам, присмотру и уходу за детьми.

Учредителем МОУ Центр развития ребенка № 9 является муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград.

Указанное образовательное учреждение расположено в здании по адресу: <адрес>, имеет третью категорию опасности.

По результатам проведенной прокуратурой Ворошиловского района
г. Волгограда установлено, что здание центра развития ребенка не оснащено системой охранной сигнализации.

Вместе с тем необходимость выполнения указанных мероприятий обусловлена как специальными правилами, установленными Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», так и общим правилом пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Прокуратурой района по факту невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности учреждения 20 декабря 2022 г. в адрес МОУ Центр развития ребенка № 9 внесено представление.

В ответе заведующего МОУ Центр развития ребенка № 9 от
23 декабря 2023 г. на представление прокурора указано, что лица, виновные в неинициировании предложений в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, доказательств устранения вышеуказанного нарушения законодательства об антитеррористической защищенности МОУ Центр развития ребенка № 9 и оснащения здания системой охранной сигнализации ответчиками не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что допущенные нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму подлежат устранению, а бездействие, выразившееся в неоснащении здания центра развития ребенка системой охраной сигнализации, является незаконным, в связи с чем правомерно возложил на администрацию Волгограда обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование оснащения объекта системой охранной сигнализации, а на образовательное учреждение – в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования оснастить учреждение системой охранной сигнализации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению учреждения охранной сигнализацией, а доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является главным распределителем бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных учреждений Волгограда, отклоняются в силу следующего.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только данных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Согласно пункту 1.5 Устава МОУ Центр развития ребенка № 9 функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Волгоград осуществляют администрация Волгограда, департамент по образованию администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Ворошиловское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Компетенция органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя центра развития ребенка, определяется Положением об осуществлении администрацией Волгограда и отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного, автономного и казенного образовательных учреждений Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от
19 августа 2011 г. № 2295.

Собственником имущества учреждения является муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград (пункт 1.6 Устава).

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 2.2 постановления администрации Волгограда от
19 августа 2011 г. № 2295 администрация Волгограда определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Волгограда.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Администрация Волгограда, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МОУ Центр развития ребенка № 9, обязана обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Довод представителя ответчика о том, что удовлетворение исковых требований прокурора потребует перераспределение бюджетных средств, что не входит в компетенцию суда, является несостоятельными, поскольку исковые требования о перераспределении бюджетных средств прокурором не заявлялись и судом не рассматривались.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33-10597/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ворошиловского района города Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
МДОУ Центр развития № 9 Ворошиловского района Волгограда
Другие
Ворошиловское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Департамент по образованию администрации Волгограда
Департамент финансов администрации г.Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Козлов Игорь Игоревич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
29.08.2023Передача дела судье
27.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Передано в экспедицию
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее