Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
«29» августа 2016 года дело № 2а-5555/2016
г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н.,
при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А.,
при участии:
административного истца Комарова Г.Ф.
представителя административного истца: Дягтерева О.В., действующего по устному ходатайству,
представителя административного ответчика Военного комиссариата Ростовской области: Жареновой О.В., действующей на основании доверенности от ... г. №,
представителя административного ответчика ГУ МВД России по Ростовской области: Деркач Ю.Л., действующей на основании доверенности от ... г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании для судебного разбирательства административного дела по административному исковому заявлению Комарова Г. Ф. к Военному комиссариату Ростовской области, Военному Комиссариату Советского и Железнодорожного районов г. Ростова-на-Дону, Воинской части 7405, Главному управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, об обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Комаров Г. Ф. (далее – административный истец, Комаров Г.Ф.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Ростовской области, Военному Комиссариату Советского и Железнодорожного районов г. Ростова-на-Дону, Воинской части 7405, Главному управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее – административные ответчики), об обязании выдать военный билет. В обоснование заявленных требований указывает на то, что проходил действительную службу в Вооруженных Силах СССР (230 КП МВД СССР), в дальнейшем сверхсрочную службу в том же подразделении и по окончании контракта не был уволен с действительной военной службы, убыл в распоряжение УВД Ростоблисполкома для дальнейшего прохождения службы, где был назначен на должность милиционера отдельного дивизиона ведомственной милиции УВД Ростоблисполкома и одновременно уволен из Вооруженных Сил СССР, без выдачи на руки Военного билета. Приказом РЮИ МВД России от ... г. № он был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1. При увольнении ему было выдано на руки «Удостоверение сверхсрочнослужащего», вместо военного билета, который он должен был получить в военкомате, сдав «Удостоверение сверхсрочнослужащего». Однако прибыв в военкомат и сдав указанное удостоверение, ему не выдали военный билет, равно как и до настоящего времени, что следует из ответа от ... г. №. Полагая свои права нарушенными, а отказ административных ответчиков в выдаче ему военного билета с отметками о прохождении службы и полученными наградами, либо его дубликата, создающим препятствие для реализации его законного права на трудоустройство, просил суд обязать административных ответчиков выдать ему военный билет с отметками о прохождении службы и полученными наградами, а случае отсутствия военного билета, его дубликат.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные административные требования, просил их удовлетворить в полном объеме, привел суду доводы, изложенные в административном иске, пояснил суду, что он не получал военный билет при увольнении, отсутствие военного билета препятствует ему в трудоустройстве, что следует из письменных отказов потенциальных работодателей.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию административного истца, привел доводы, изложенные в административном иске, согласно которым, поскольку административный истец является гражданином РФ, то подлежит воинскому учету, а военный билет ему необходим для устройства на работу, его конституционные права нарушены, военкомат не доказал отсутствие у Комарова Г.Ф. права на выдачу военного билета.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ростовской области, Военного Комиссариата Советского и Железнодорожного районов г. Ростова-на-Дону (далее - Военный комиссариат), действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных административных исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении, представила суду отзыв на административный иск, справки, пояснила суду, что Комаров Г.Ф. имеет воинское звание сержант, с ... г. был откомандирован в должность милиционера, при увольнении ... г. со службы из УВД имел специальное звание-майор милиции, должен был встать на воинский учет в звании сержант, однако не обращался с заявлением, на учет поставлен не был. После 2010 года Комаров Г.Ф. пребывает в отставке в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе. Военный комиссариат не имеет оснований для выдачи военного билета, поскольку только гражданам, прибывающим в запасе, выдается военный билет при его утрате. Однако административный истец по возрасту не находится в запасе, военный билет для трудоустройства ему уже не требуется, для получения пенсии выдается справка, за которой Комаров Г.Ф. не обращался.
Представитель административного ответчика Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных административных исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении, представила суду для обозрения личное дело Комарова Г.Ф., его копию в материалы настоящего административного дела, пояснила суду, что в личном деле административного истца имеется конверт с описью находящихся документов, сведениями о том, когда данное личное дело было заведено, в конверте хранились документы, которые были переданы Комарову Г.Ф. В этом перечне также имеется военный билет и подпись Комарова Г.Ф. При увольнении административного истца, сотрудником отдела кадров Ростовского юридического института, откуда он увольнялся, также было подготовлена и истцом подписана расписка о выдаче документов на руки, а именно трудовой книжки, военного билета, справки для РВК. Полагает, что военный билет находился в личном деле и был выдан на руки.
Представитель административного ответчика Воинской части 7405 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, его явка судом не была признана обязательной. В связи с этим, учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие стороны, в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов личного дела Комарова Г.Ф., административный истец проходил срочную службу с ... г. по ... г. в ..., ему было присвоено звание сержант. В звании сержанта Комаров Г.Ф. с ... г. был откомандирован в распоряжение ... и назначен на должность милиционера отдельного дивизиона ведомственной милиции .... Майор милиции Комаров Г.Ф, проходил службу в органах внутренних дел на должностях офицерского состава и уволен из ОВД (Ростовский юридический институт МВД РФ) по ограниченному состоянию здоровья, на основании п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (л.д. 56-63).
Согласно Описи находящихся в конверте личных документов, имеющейся в Личном деле Комарова Г.Ф., в личном деле хранился, в том числе военный билет административного истца в количестве 1 шт., о чем имеется соответствующая подпись кадрового сотрудника (л.д. 67). Из справки по форме № от ... г. следует, что Комаров Г.Ф. из органов УВД уволен ... г. приказом РЮИ МВД РФ № от ... г. по ст. 58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья), личное дело на 75 листах с приложением материалов и архивной перепиской на 2 спецпроверки на 19 листах подлежит в соответствии с приказом УВД СССР № хранению в 1 спецотделе УВД Ростовской области (л.д. 66).
Кроме этого, в материалах личного дела Комарова Г.Ф. имеется расписка, согласно которой Комаров Г.Ф., бывший сотрудник Ростовской высшей школы МВД РФ дал расписку отделу кадров школы в том, что им при увольнении из органов внутренних дел получены документы: 1. трудовая книжка; 2. военный билет; 3. справка для РВК, что подтверждается его подписью и датой подписи ... г. (л.д. 65). В судебном заседании административный истец подтвердил принадлежность подписи, пояснив суду, что фактически он не получал военный билет, а бланк расписки стандартный.
В силу ч.ч. 2-4 ст. 84 КАС РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в ст. 59 настоящего Кодекса (ст. 61 КАС РФ).При этом, суд учитывает, что объяснения свидетелей, о допросе которых ходатайствовал административный истец в целях подтверждения факта отсутствия у него военного билета, в соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ не являются доказательствами по делу, а согласно статье 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Иных доказательств, опровергающих получение военного билета при увольнении ... г., административный истец суду не представил, в ходе судебного разбирательства судом не добыто.
Вместе с тем, порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел на дату увольнения Комарова Г.В., а именно в 2000 году, регламентировался Законом Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ 23.12.1992 № 4202-1. Порядок увольнения из органов внутренних дел и сроки его обжалования регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от ... г. №, сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о получении Комаровым Г.Ф. военного билета при увольнении со службы из органов внутренних дел.
Доводов об утрате военного билета лично административным истцом, его обращении в установленный срок в военный комиссариат для решения вопроса о получении документов взамен утраченных, суду не заявлялось.
Вместе с тем, Комаров Г.Ф. приводит доводы о нарушении его права на трудоустройство при отсутствии у него военного билета, о незаконности отказа административных ответчиков в выдаче военного билета, его дубликата.
Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), вправе обратиться гражданин, организация, иные лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым, в нормах административного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).
Военный комиссариат, отказывая Комарову Г.Ф. в выдаче военного билета письмом от ... г. №, указал на то, что Комаров Г.Ф. в Советский РВК г. Ростова-на-Дону на воинский учет по месту жительства после увольнения из органов внутренних дел не становился, в связи с чем, личное дело не направлялось, находится в ГУ МВД России по Ростовской области, а поскольку Комаров Г.Ф., имеющий воинское звание сержанта, на дату обращения является лицом, не подлежащем воинскому учету по достижении предельного возврата состояния в запасе, то в силу ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» оснований для выдачи военного билета не имеется.
Исходя из п. 17.17 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 14.12.1999 № 1038, уволенные сотрудники снимаются со специального учета МВД России и передаются кадровыми подразделениями на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, если они не достигли предельного возраста, установленного Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, пребывающих в запасе и имеющих соответствующие воинские звания, и по состоянию здоровья годные к военной службе, либо в отставку, если они достигли предельного возраста пребывания в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации или признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья, либо для призыва на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сержанты пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет. В силу п. 3 ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Исходя из п. 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, Приложение форме № 1, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Положениями ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, согласно которым если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в частности документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. При этом, запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
Принимая во внимание, что на момент обращения Комарова Г.Ф. к административному ответчику о выдаче военного билета, он на воинском учете не состоял, достиг предельного возраста нахождения в запасе, соответственно не подлежит воинскому учету как гражданин, пребывающий в запасе, то суд приходит к выводу об отсутствии необходимости подтверждения Комаровым Г.Ф. своего отношения к исполнению воинской обязанности посредством предъявления при трудоустройстве военного билета.
Таким образом, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на административных ответчиков по выдаче военного билета Комарову Г.Ф., поскольку выдача военного билета в замен утраченного, осуществляется лицам, состоящим на воинском учете, либо гражданам, пребывающим в запасе, а отсутствие военного билета у Комарова Г.Ф. по достижении им предельного возраста состояния в запасе, очевидно не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, не препятствует ему в обращении в военный комиссариат для получения справки о периодах военной службы и иной деятельности, которые подлежат учету при определении размера пенсии.
С учетом изложенного в совокупности, суд признает подлежащими оставлению без удовлетворения административные исковые требования административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ 7405, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░