Решение по делу № 21-74/2024 от 02.02.2024

УИД № 11RS0006-01-2023-001070-94

Дело № 21-74/2024

(в суде первой инстанции № 12-64/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2024 года в городе Сыктывкаре, Республики Коми жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестерова А.Н. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2024 года и жалобу ООО «Лукойл-Пермь» (правопреемника ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестерова А.Н. № 03-23/16 от 26 мая 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № <Номер обезличен> от 26.05.2023 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2024 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу № <Номер обезличен> от 26 мая 2023 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления указание на допущенное ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушение в виде не соблюдения требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год. В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестеров А.Н. просит отменить решение судьи, в части исключения из описательно-мотивировочной части постановления указание на допущенное ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушение в виде не соблюдения требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год. В обоснование доводов жалобы должностное лицо ссылается на то, что рассмотрение судьей городского суда жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление должностного лица проведено с существенными нарушениями процессуальных норм, которые не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело. Отмечено, что в мотивировочной части решения не в полной мере отражены фактические и иные обстоятельства дела, судья не оценил и не рассмотрел должным образом доводы должностного лица, приведенные им со ссылкой на нормы действующего законодательства, о том, что в соответствии с проектным документом «Дополнение к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» и п. 3.2. раздела 3 Решения ЦКР Роснедр по УВС (Центральная нефтегазовая секция) определено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» выполнить ввод в эксплуатацию неработающих скважин (таблица 10) в полном объеме и в установленные сроки. При этом, Обществом условие по вводу в эксплуатацию неработающих скважин №№ <Номер обезличен>, <Номер обезличен> (таблица 10 Решения ЦКР Роснедр по УВС № 8267 от 15.10.2021) в полном объеме и в установленные в 2022 году сроки не выполнены.

Оспаривая законность принятого решения в части выводов судьи об объеме допущенных нарушений, правопреемник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» обратился с жалобой, в которой ссылается на то, что судья при рассмотрении жалобы на постановление надзорного органа не дал надлежащей правовой оценки доводам Общества о том, что показатель по качеству воды не предусмотрен п.5.1 Правил №35; отмечается, что Росприроднадзором допущено нарушение положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», так, решением о проведении документарной проверки от 09.03.2023 №<Номер обезличен> у Общества были запрошены документы, являющиеся предметом геологического надзора, вместе с тем в списке документов не поименованы отчеты лабораторных испытаний проб закачиваемой воды, следовательно, данные отчеты не являлись предметом проводимой проверки. Податель жалобы просит изменить решение Сыктывкарского городского суда от 15.01.2024, исключив из описательной части постановления от 26.06.2023 №<Номер обезличен> указание на нарушение Обществом технологического проекта разработки Костюкского поднятия    Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в части превышения допустимого содержания твердых взвешенных частиц и нефтепродуктов в закачиваемой воде при приеме объекта системы ППД.

Заслушав пояснения должностного лица Нестерова А.Н., защитника юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Тугаревой М.С., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела, Общество является владельцем лицензии па пользование недрами № <Номер обезличен> с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр Северная среднедевонская залежь Возейского нефтегазоконденсатного месторождения с зарегистрированными в установленном законом порядке дополнениями (изменениями), сроком действия до 31.12.2038.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в период с 11.04.2023 по 24.04.2023 проведена плановая документарная проверка в отношении деятельности в области использования и охраны недр ООО «ЛУКОИЛ-Коми» по объекту геологического надзора - Северная среднедевонская залежь Возейского нефтегазоконденсатного месторождения.

По результатам проверки актом от 24.04.2023 № <Номер обезличен> установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»: не соблюдаются требования утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№№, № Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год; не обеспечило требование действующего проектного документа «Дополнения к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми», в части соответствия качества закачиваемых вод па приеме объекта системы ППД, а именно - превышения допустимого содержания твердых взвешенных частиц и нефтепродуктов за 2022 год; не обеспечило требование проекта водозабора месторождения-технических подземных вод «Северовозейское» (Возейское НМ Северная среднедевонская залежь) в части выполнения программы мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения технических подземных вод за 2022 год.

Как следует из оспариваемого постановления, административным органом установлено, что по объектам системы поддержания пластового давления по участку «Возей» (БКПС-56) за 2020-2022 годы содержание во вкачиваемых водах твердых взвешенных частиц превышает допустимое установленное проектным документом содержание 5 мг/дм3, как и содержание нефтепродуктов, превышает допустимое 10 мг/дм3, что не соответствует требованиям проектного документа и отраслевого стандарта ОСТ 39-225-88 «Вода для заводнения нефтяных пластов. Требования к качеству» утвержденных приказом Министерства нефтяной промышленности от 28.03.1988 №147 и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того заместителем директора по геологии и разработке, главным инженером ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» утверждена программа мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения, которая включает в себя: наблюдение за техническим состоянием водозаборных скважин (осмотр, ремонт); наблюдение за поверхностными водами (отбор проб на анализ - 3 анализа в год); наблюдение за грунтовыми водами (отбор проб па анализ - 3 анализа в год); наблюдение за эксплуатируемым водоносным горизонтом (замеры динамического уровня (1 раз в месяц), водоотбор (ежедневно) и температурой воды (1 раз в месяц), контроль состава подземных вод (отбор проб 1 раз в год, по обобщенным, неорганическим, микробиологическим показателям, по проблемным 4 раза в год, по всем водозаборным скважинам, анализ на совместимость 1 раз в 5 лет); санитарное обследование площади водозабора (обследование территории) (1 раз в год); наблюдения за ММП (термометрия 1 раз в год, наблюдения за температурой воды - 1 раз в месяц); наблюдения за почво-грунтами (из шурфов отбор проб на засоленность); наблюдения за донными отложениями (из точки наблюдения отбор проб на анализ - 3 раза в год).

В соответствии со статьей 19.1 Закона РФ «О недрах» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в пределах лицензионного участка СЫК 12377НЭ осуществляет добычу подземных вод из водоносного нижне-среднеюрского терригенного комплекса Северовозейского МТПВ для технологического обеспечения системы поддержания пластового давления на Северной среднедевонской залежи Возейского нефтяного месторождения. Добыча осуществляется па основании проектного документа «Проект водозабора месторождения технических подземных вод Северовозейское», утвержденного Протоколом № 15/2019 Заседания ТКР Севзапнедра по Республике Коми от 25.11.2019.

Протоколом ТКЗ Севзапнедра от 30.09.2019 № 39-19/РК утверждены эксплуатационные запасы «Северовозейского» MTOIB по категории «В» в объеме 1200 м3сут. на 25 лет к схеме проектного водозабора из 5-ти скважин: 4 эксплуатационных существующих № 2 ВЗ (к-2053), 3ВЗ (к-2015), 4ВЗ (к-2018), 18ВЗ (к-2054), одной резервной-наблюдательной – 2ВЗ/1 (к-2053).

В природном состоянии воды нижне-среднеюрского терригенного комплекса не отвечают нормативам ОСТ 39-225-88 по водородному показателю содержанию взвешенных веществ, общего железа использование в системе поддержания пластового давления Северной среднедевонской залежи Возейского нефтяного месторождения возможно только после водоподготовки.

Проектным документом «Проект водозабора месторождения технических подземных вод «Северовозейское» (Возейское нефтяное месторождение Северная среднедевонская залежь) разработана программа мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения технических подземных вод.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в адрес контролирующего органа был представлен мониторинг добычи и закачки подземных вод в поглощающие горизонты по месторождениям ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» по состоянию на 31.12.2022, согласно которому наблюдение за поверхностными грунтовыми водами, почво-грунтами, зоной многолетнемерзлых пород, динамическим уровнем, температурой воды, а также в полном объеме за контролем качества подземных вод не велись, подтверждающую информацию по выполнению программы мониторинга за 2022 год Общество не представило.

Судья городского суда, проверяя законность принятого постановления должностного лица надзорного органа пришел к выводу о том, что вина ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части не обеспечения требований действующего проектного документа «Дополнения к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» в части соответствия качества закачиваемых вод на приеме объекта системы ППД, а именно - превышения допустимого содержания ТВЧ и нефтепродуктов за 2022 год; не обеспечения требований проекта водозабора месторождения технических подземных вод «Северовозейское» (Возейское НМ Северная среднедевонская залежь) в части выполнения программы мониторинга подземных вод Северовозейского месторождения технических подземных вод за 2022 год подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, которые отвечают критериям допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, судья городского суда признал обоснованным привлечение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в части эпизода вменяемого обществу нарушения в виде не соблюдения требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год, судья городского суда отметил, что должностное лицо административного органа, при вынесении оспариваемого постановления по данному нарушению, не выяснило юридически значимые для данного дела обстоятельства, не указал по каким мотивам отклонены доводы и представленные в обоснование своей невиновности Обществом доказательства, то есть не приняло мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств данного дела, свое решение в указанной части не мотивировало, не дав оценки ни одному доводу Общества констатировав лишь, что любое отклонение от проектного документа в указанной части является нарушением п. 2 ч. 2. ст. 22 Закона РФ «О недрах» и, тем самым допустило существенное нарушение вышеприведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указал судья, вмененный Обществу в качестве нарушения показатель «Выполнение программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки», не предусмотрен п. 5.1 раздела V Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356и, которым установлены показатели, характеризующие выполнение недропользователем обязанностей, установленных п.2 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах», должностным лицом не дана оценка доводам Общества о том, что невыполнение в полном объеме и в установленные сроки (в 2022 году) программы по вводу в эксплуатацию неработающих скважин не повлияло на положения проектного технического документа и позволили вести разработку недр в соответствии с принятыми решениями в действующем проектном документе.

С учетом изложенного судья городского суда признал оспариваемое постановление, подлежащим изменению, путем исключения из описательно- мотивировочной части эпизода вменяемого обществу нарушения в виде не соблюдения требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год.

Вместе с тем, с приведенным выводом нижестоящего суда согласиться нельзя, поскольку судьей, рассмотревшим жалобу на постановление должностного лица надзорного органа, не учтены следующие положения закона.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» определено, что разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Проектным документом «Дополнение к технологическому проекту разработки Костюкского поднятия Возейского нефтегазоконденсатного месторождения Республики Коми» (протокол заседания Центральной нефтегазовой секции от 15.10.2021 № 8267) разделом VII определена цель работ (принципиальные положения рассматриваемого проектного документа) — уточнение технологических показателей разработки в связи с постепенным вводом скважин из бездействия из-за ограничения добычи по соглашению с ОПЕК+.

Программа работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (дополнения к технологической схеме разработки Леккерского нефтяного месторождения) является одним из основных положений технического проекта в соответствии с правилами подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2019 № 639.

Проектной документацией, утвержденной в установленном порядке комиссией Роснедр, определены требования по рациональному, комплексному использованию недр при разработке месторождений.

Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утв. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 июня 2016 г. № 356 (далее — Правила), устанавливают требования к разработке месторождений углеводородного сырья, а также допустимые отклонения показателей разработки, которые отражены в п. 5.1 раздела V. Данные Правила не подменяют требования по выполнению технического проекта разработки.

Выполнение обязательных требований, содержащихся в Правилах, оцениваются при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение является основанием для привлечения к административной ответственности.

В силу Закона РФ «О недрах» недропользователь вправе обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу внесения изменений в проектный документ при возникновении обстоятельств, отличающихся от тех, при которых данный проект был разработан.

Исключая нарушение, касающееся несоблюдения Обществом требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год, вмененное юридическому лицу надзорным органом, судьей не учтено, что соблюдение требований технического проекта в соответствии с Законом РФ «О недрах» является обязанностью недропользователя, а не правом; не дана оценка доводам должностного лица, о том, что Общество не обращалось к Распорядителю недр с вопросом пересмотра действующего проектного документа в 2022 году.

Таким образом, в нарушение ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление должностного лица административного органа судьей городского суда не дана оценка указанным в постановлении нарушениям п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», выразившиеся в несоблюдении требований технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен> и №<Номер обезличен>) Возейского нефтегазоконденсатного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год применительно к вмененному ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административному правонарушению, предусмотренному частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а также не сделан вывод о соответствии либо не соответствии действий (бездействия) данного юридического лица приведенным нормам, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного вывод судьи об исключении вмененного Обществу вышеприведенного нарушения является преждевременным, сделанным без учета и исследования всех обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных выше обстоятельствах, принимая также во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по данному делу не истек, постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 15 января 2024 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении жалобы должностного лица административного органа и жалобы юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая вышеизложенное, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям доводы жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» не подлежат обсуждению, поскольку они подлежат оценке судьей городского суда при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2024 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ООО «Лукойл-Коми» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестерова А.Н.<Номер обезличен> от 26 мая 2023 года отменить.

Дело по жалобе ООО «Лукойл-Коми» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Нестерова А.Н.<Номер обезличен> от 26 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» возвратить на новое рассмотрение.

Судья -                                  И.Г. Пристром

21-74/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И.Г.
Статьи

7.3

Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
02.02.2024Материалы переданы в производство судье
14.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Дело оформлено
15.03.2024Дело передано в экспедицию
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее