Дело № 2а-6990/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Синеока Ю.А.
при секретаре судебного заседания Нефедовой Г.Н.
помощнике судьи Смирновой Г.Н.
с участием административного истца Власова А.О., Коламбет Н.П. – представителя административного истца, Ершова Ю.А. – представителя административного ответчика войсковая часть 3287
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Власова Антона Олеговича к войсковой части 3287 об обжаловании решения жилищной комиссии и командира войсковой части 3287 о восстановлении в учете нуждающихся в жилом помещении
у с т а н о в и л :
Власов А.О. 10.08.2021 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать незаконным отказ жилищной комиссии и командира войсковой части 3287 в восстановлении истца на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания и отменить решение жилищной комиссии войсковой части 3287 от 17.05.2016 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
В обосновании иска истец указал, что 17.05.2016 решением жилищной комиссии войсковой части №3287 он вместе с членами семьи был исключен с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с получением ранее в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. При обращении в июне 2021 года в жилищную комиссию войсковой части №3287 с заявлением о восстановлении его в очереди на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, истец получил отказ мотивированный решением суда об отказе в удовлетворении его иска об оспаривании решения жилищной комиссии по снятию истца с учета нуждающихся в жилых помещениях. Истец считает оспариваемый отказ незаконным и нарушающим его права.
Истец и его представитель в судебном заседании доводы иска поддержали, обоснование иска подтвердили.
Представитель административного ответчика – войсковой части 3287 в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в возражениях на иск (л.д.23-24).
Получив объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, если ими нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Власов А.О. с августа 2007 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 3513, а с 22.10.2014 зачислен в распоряжение командира войсковой части 3287.
На основании распоряжения мэра г.Новосибирска №1336-р от 01.02.2010, Власову А.О. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, площадью 987 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. продал указанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. обратился к председателю жилищной комиссии войсковой части 3287 с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, состав семьи 4 человека.
С ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. уволен с военной службы в запас (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, что следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 (л.д. 7-9).
Не согласившись с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Власов А.О. его обжаловал.
ДД.ММ.ГГГГ Новосибирский гарнизонный военный суд вынес решение, которым отказал Власову А.О. в удовлетворении иска (л.д.11-14).
ДД.ММ.ГГГГ Западно-Сибирский окружной военный суд вынес апелляционное определение, которым решение Новосибирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставил без изменения (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.О. обратился в войсковую часть 3287 с требованием восстановить его на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 3287 отказала Власову А.О. в удовлетворении заявления о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.5). В качестве основания для отказа войсковая часть 3287 ссылается на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении иска Власова А.О. об оспаривании решения жилищной комиссии о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также на апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанное решение оставлено без изменения.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы истца, он обратился в суд.
Оценивая законность оспариваемого отказа, суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно части 2 статьи 6 Жилищного кодекса РФ действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 17.05.2016 – на момент принятия решения о снятии Власова А.О. с учета), граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесены изменения, как в статью 56 Жилищного кодекса РФ, так и в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в новой редакции определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
То есть, в число исключений включены и иные категории граждан, определенных федеральным законом.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 31.07.2020 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» абзац шестнадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен предложением следующего содержания: «Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.».
Частями 2 и 3 статьи 3 этого же закона определено:
- действие положений абзаца шестнадцатого пункта 1 статьи 15 и абзаца пятого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года,
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, лица, указанные в абзаце первом пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», снятые с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, указанному в пункте 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона), при обращении в органы, в которых они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях восстанавливаются на указанном учете с даты их постановки на такой учет при наличии условий и оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
То есть, законом прямо определено, что акту жилищного законодательства (в данном случае Федеральному закону от 31.07.2020 № 287-ФЗ) придана обратная сила, т.е. действие закона распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении заявления Власова А.О. о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поданного в июне 2021 года, жилищная комиссия должна был руководствоваться Федеральным законом от 31.07.2020 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса РФ и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и восстановить его на указанном учете с даты его постановки на такой учет при наличии условий и оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Отказ в удовлетворении заявления истца основанный только на том основании, что восстановить его на указанном учете препятствует решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 15.09.2016, вступившее в законную силу, не правомерен, вывод о наличии препятствия ошибочен.
Довод ответчика о том, что истцу необходимо было обратиться в Новосибирский гарнизонный военный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ, основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела следующие обстоятельства:
1) отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу;
2) признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;
3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
5) определение или изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;
6) признание Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт.
Вышеуказанный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Изменение федерального закона не является основанием для отмены решения суда по новым обстоятельствам.
Таким образом, избранный административным истцом способ защиты права путем подачи рассматриваемого административного иска является верным, утверждение административного ответчика о том, что удовлетворению требования истца препятствует решение вступившее в законную силу решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 15.09.2016, не состоятельно.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
В силу положений ст.227 КАС РФ, суд в решении о признании незаконным решения (действия) орган власти возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В целях восстановления прав истца, ответчик обязан рассмотреть заявление Власова А.О. о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3287 ░░ 02.07.2021 № 3/753-15-00-2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03.06.2021 № 3/753/15-░-2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3287, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3287 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03.06.2021 № 3/753/15-░-2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 17.11.2021.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-6990/2021 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░