КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Ерохина А.Л. Дело № 33-6725/2019
А-086г
13 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора Юдиной В.В.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска, действующего в интересах Субботиной Валентины Федоровны, к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске – Егоровой М.А.
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 15 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска, действующего в интересах Субботиной Валентины Федоровны, к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления Субботиной Валентине Федоровне субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 февраля 2014 года.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске обязанность произвести начисление и выплату Субботиной Валентине Федоровне субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 февраля 2014 года.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска, действуя в интересах Субботиной В.Ф., обратился в суд с требованиями к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании незаконным решения о прекращении с 01.02.2014 года предоставления мер социальной поддержки Субботиной В.Ф. в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%, возложении обязанности возобновить Субботиной В.Ф. предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% с 01.02.2014г.
Требования мотивированы тем, что Субботиной В.Ф., как инвалиду 2 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%.
В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ответчиком принято решение о приостановлении и прекращении данных мер с 01.02.2014 года.
Указанные действия прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске – Егорова М.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске – Емандыкова С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав Субботину В.Ф., выразившую согласие с решением суда, заслушав заключение по делу прокурора Юдиной В.В., находящей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Субботина В.Ф. является инвалидом 2 группы бессрочно.
УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес> в котором материальный истец зарегистрирована и является его собственником.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, ответчиком были приняты решения о приостановлении Субботиной В.Ф. на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.02.2014 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.02.2014г.
Не согласившись с позицией ответчика, материальный истец обратилась к прокурору Октябрьского района г.Красноярска, который в ее интересах обратился в суд с иском о признании незаконным вышеуказанного решения ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд верно указал, что наличие у Субботиной В.Ф. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей как инвалиду субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой материальному истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг подлежит с 01.02.2014г., в связи с чем, возложил на ответчика соответствующую обязанность.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что прекращение предоставления материальному истцу меры социальной поддержки в 2014 году было обоснованно, поскольку изменения в ч. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804, предусматривающие, что действие настоящего пункта о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", были введены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209, судебная коллегия считает основанными на неправильном применении норм материального права, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения в части подлежит изменению.
Так, необходимо исключить из резолютивной части решения указание на признание незаконным прекращения и возобновления меры социальной поддержки Субботиной В.Ф. в виде субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, поскольку меры социальной поддержки на оплату жилого помещения ей не предоставлялись, а, соответственно, не прекращались, так как жилое помещение, в котором проживает материальный истец, находится в собственности.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 15 января 2019 года в части признания незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления Субботиной Валентине Федоровне субсидий на оплату жилого помещения с 01 февраля 2014 года, возложении на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске обязанности произвести начисление и выплату Субботиной Валентине Федоровне субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с 01 февраля 2014 года – изменить, указав на признание незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления Субботиной Валентине Федоровне субсидий на оплату коммунальных услуг с 01 февраля 2014 года и возложение на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске обязанности произвести начисление и выплату Субботиной Валентине Федоровне субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01 февраля 2014 года
В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 15 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске – Егоровой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.