Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2023 г.
Дело № 2-332/2023
УИД 59RS0030-01-2023-000282-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Н.И.,
с участием прокурора Сабанцева О.Г.,
представителя ответчика администрации Осинского городского округа Светлаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Осинского городского округа, третьему лицу Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора о возложении обязанностей по разработке критериев безопасности и правил эксплуатации гидротехнического сооружения – Пашийского пруда, по проведению регулярного обследования гидротехнического сооружения – берегоукрепления,
у с т а н о в и л:
прокурор Осинского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Осинского городского округа, третьему лицу Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора о возложении обязанностей разработать критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения (далее – ГТС) - Пашийского пруда, выполненного из суглинистого и глинистого грунта с примесью щебня, с кадастровым номером №, общей площадью 840 кв.м, расположенного по адресу Пермский <адрес> Воткинского водохранилища, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, комиссией с обязательным участием представителей органов государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по истечении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании поручения прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что в собственности Осинского городского округа находятся указанные выше ГТС - Пашийский пруд и берегоукрепление Воткинского водохранилища, которому присвоен III класс опасности.
Из акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения от 01.08.2019 следует, что для обеспечения его безопасной эксплуатации в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимо выполнить следующие мероприятия: разработать критерии безопасности ГТС пруда; разработать правила эксплуатации ГТС пруда, согласовать их в установленном законодательством порядке.
Критерии безопасности и правила эксплуатации ГТС - Пашийского пруда не разработаны.
Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в адрес администрации Осинского городского округа направлялось предостережение от 05.07.2022 № 282-3340 и письма от 09.04.32021 № 282-7876, от 10.09.2021 № 282-19014, об имеющихся недостатках при эксплуатации ГТС - берегоукрепления Воткинского водохранилища (собственником не проведено регулярное обследование, предшествующее разработке декларации безопасности).
Выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность ГТС и не способствуют предупреждению аварий.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал. Дополнил, что с доводами ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 01.09.2024 согласен.
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа в судебном заседании привела доводы отзыва и пояснила, что с исковыми требованиями согласна, указав, что заявленные прокурором сроки являются нереальными для выполнения. Бюджет округа является дотационным, утвержден на 2023 г. и плановый период 2024 – 2025 гг., исполняется по принятым расходным обязательствам. Денежные средства на данный период на проведение работ с ГТС не запланированы. При формировании бюджета Осинского городского округа на 2024 г. и плановый период 2025 – 2026 гг. будут внесены предложения по выделению денежных средств на разработку критериев безопасности и правил эксплуатации ГТС Пашийского пруда, на проведение обследования ГТС – берегоукрепления Воткинского водохранилища. Между администрацией Осинского городского округа и ИП Сайлер Е.В. заключен муниципальный контракт от 01.04.2023 на капитальный ремонт берегоукрепления Воткинского водохранилища в г. Оса, срок окончания работа - 15.10.2023, в связи с чем считает проведение регулярного обследования ГТС в период капитального ремонта нецелесообразным. С учетом сроков утверждения бюджета, выделения денежных средств, проведения конкурсных процедур и исполнения работ, просит установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2024.
Третье лицо Западно-Уральское управление Ростехнадзора о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 43), представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора просит удовлетворить (л.д. 44).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив доводы искового заявления, заслушав прокурора, представителя ответчика, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п. 32, 36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, что также закреплено в Уставе Осинского городского округа.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС.
В ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрыты основные понятия: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
безопасность ГТС - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;
декларация безопасности ГТС - документ, в котором обосновывается безопасность ГТС и определяются меры по обеспечению безопасности ГТС с учетом его класса;
критерии безопасности ГТС - предельные значения количественных и качественных показателей состояния ГТС и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии ГТС и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, в составе декларации безопасности ГТС;
оценка безопасности ГТС - определение соответствия состояния ГТС и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности ГТС, установленным законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что общими требованиями обеспечения безопасности ГТС являются, в том числе: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации относятся: обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществление оценки безопасности ГТС, в том числе регулярной оценки безопасности ГТС и анализа причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организация эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, правилами эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации; обеспечение проведения регулярных обследований ГТС.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Содержание декларации безопасности ГТС, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики ГТС. Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности ГТС являются: невыполнение требований представления декларации безопасности ГТС или проведения государственной экспертизы проектной документации ГТС или государственной экспертизы декларации безопасности ГТС; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС; непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены ГТС, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения ГТС и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
Согласно п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892, собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого ГТС. Для проведения регулярного обследования ГТС формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Форма регулярного обследования ГТС утверждена приказом Ростехнадзора № 497 от 04.12.2020.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в собственности Муниципального образования Осинский городской округ имеются объекты: ГТС – Пашийский пруд, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 840 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток; ГТС – берегоукрепление Воткинского водохранилища, с кадастровым номером № (л.д. 10 – 11, 25 – 26).
Комиссией по преддекларационному обследованию ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района Пермского края составлен акт 01.08.2019 преддекларационного обследования ГТС пруда (Пашийский пруд) на р. Глубокая в с. Крылово Осинского муниципального района Пермского края, которым для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС в соответствии с требованиями действующего законодательства рекомендовано выполнить следующие мероприятия:
- назначить ответственного за эксплуатацию ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района. Обеспечить прохождение ответственным за эксплуатацию ГТС пруда аттестации в установленном законом порядке. Срок – 2019 г.;
- обеспечить установку водомерной рейки на ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района. Срок – 2019 г.;
- разработать критерии безопасности ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района. Срок – 2020 г.;
- разработать правила эксплуатации ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района, согласовать их в установленном законом порядке. Срок – 2020 г.;
- обеспечить проведение регулярных обследований ГТС в соответствии с требованиями правил эксплуатации ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района. Срок – весь период эксплуатации ГТС;
- обеспечить выполнение работ по устранению выявленных повреждений конструкций ГТС пруда на р. Глубокая у с. Крылово Осинского муниципального района. Срок – 2021 г. (л.д. 12 – 24).
Западно-Уральское управление Ростехнадзора направило в адрес организаций, в том числе в администрацию Осинского муниципального района, информационные письма от 09.04.2021 о безопасной эксплуатации ГТС, с предоставлением сведений о принимаемых мерах до 25.06.2021 (л.д. 31), от 10.09.2021 о проведении регулярных обследований гидротехнических сооружений и о предоставлении в срок до 27.09.2021 информации о планируемых регулярных обследованиях гидротехнических сооружений (л.д. 30).
05.07.2022 Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в адрес администрации Осинского городского округа направлено предостережение № 282-3340 о недопустимости нарушения обязательных требований в организации и эксплуатации ГТС (л.д. 32).
Таким образом, установлено, что администрацией Осинского городского округа не исполнены обязанности при эксплуатации ГТС - Пашийского пруда, берегоукрепления Воткинского водохранилища.
Данные обстоятельства ответчиком в ходе разбирательства не оспорены.
Учитывая, что эксплуатация ГТС должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, наличие нарушений правил эксплуатации ГТС может повлечь нарушение прав граждан, а также повлечь за собой опасность для жизни либо здоровья, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Осинского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд принимает доводы представителя ответчика о разумности установления сроков для исполнения решения до 01.09.2024 в связи с заключением между администрацией округа и ИП ФИО5 муниципального контракта на капитальный ремонт берегоукрепления Воткинского водохранилища, а также в связи с необходимостью проведения конкурсных процедур и исполнения работ по разработке критериев безопасности и правил эксплуатации ГТС.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края к администрации Осинского городского округа (ИНН 5959003902) удовлетворить.
Возложить на администрацию Осинского городского округа обязанности в срок до 01.09.2024:
разработать критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения – Пашийского пруда, выполненного из суглинистого и глинистого грунта с примесью щебня, с кадастровым номером №, общей площадью 840 кв.м, расположенного по адресу Пермский край, Осинский район, Крыловское сельское поселение, д. Городище, примерно в 850 м от ориентира по направлению на юго-восток,
обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения – берегоукрепления Воткинского водохранилища, с кадастровым номером №, расположенного по адресу Пермский край, г. Оса, комиссией с участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья