дело №2-1942/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 07 сентября 2021 года
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И..
при секретаре судебного заседания Козловой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Людмилы Николаевны к администрации Волгограда о признании права собственности на долю в квартире в праве общей долевой собственности,
у с т а н о в и л:
Гончарова Л.Н. обратилась в Ворошиловский районный суд Волгограда с иском к администрации Волгограда, в котором просит признать за собой в порядке наследования после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 право собственности на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обосновании исковых требований истец указала, что является наследником к имуществу своего отца ФИО2, которому принадлежала ? доля в праве собственности на квартиру, по адресу Волгоград, <адрес>. Вместе с тем, она не имеет возможности реализовать свои права на наследственное имущество, поскольку невозможно установить место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя) ввиду наличия расхождений в персональных данных наследодателя. В этой связи нотариус Волгограда ФИО5 отказала истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство. Поскольку истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, фактически приняла наследство после смерти отца, полагает, что имеются законные основания для удовлетворения заявленного иска о признании за ней права собственности на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу Волгоград, <адрес>.
Истец Гончарова Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третье лицо на стороне истца не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора Гончаров Г.В. в судебном заседании исковые полагал исковые требования законными и обоснованными.
Представитель ответчика администрации г. Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил, возражений относительно иска не представил.
Выслушав истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Обеспечивая гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам), конституционное право наследования само по себе не порождает у гражданина субъективных прав в отношении конкретного наследства - эти права возникают у него на основании завещания или закона.
В силу ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В исключительных случаях факт места открытия наследства может быть установлен судом (пункт 9 части 1 статьи 264 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО10. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом дата рождения подтверждается свидетельством о его рождении в <адрес>, о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись, что подтверждается копий свидетельства о смерти и копией свидетельства о рождении (л.д.10,14).
После его смерти открылось наследство в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Волгоград, <адрес> (л.д.7-8), и нотариусом заведено наследственное дело к имуществу ФИО2, из которого видно, что истец ФИО3 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, как наследником первой очереди по всем основаниям. Других наследников не установлено.
Завещание ФИО2 не составлялось.
Из объяснений истца Гончаровой Л.Н. следует, что она является единственным наследником к имуществу умершего отца, однако не имеет возможности реализовать свое наследственное право на имущество ввиду невозможности установления места открытия наследства в связи с расхождением в дате рождения наследодателя в свидетельстве о смерти и паспорте. Также утверждала, что наследодатель проживал по день смерти в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где и был зарегистрирован по месту жительства.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» местом открытия наследства следует считать последнее место жительства наследодателя ко дню открытия наследства (пункт 1 статьи 20, часть первая статьи 1115 ГК РФ).
Место жительства наследодателя может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 и часть первая статьи 1115 ГК РФ, части 2 и 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ, части вторая и третья статьи 2 и части вторая и четвертая статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Установлено, что по сведениям ОВМ ОП № Управления МВД России по <адрес> согласно формы 1П, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения значился зарегистрированным по адресу: <адрес>, что также подтверждается паспортными данными в графе «место жительства» (л.д.16).
Согласно ст. 20, ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства следует считать последнее место жительства наследодателя ко дню открытия наследства.
Доказательства проживания умершего в ином месте суду не представлено.
Изложенное, объективно также подтверждается показаниями ФИО6, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля.
Согласно статьям 55, 56, 69 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, по делу.
Суд принимает показания свидетеля в качестве доказательств по делу, поскольку оснований не доверять их показаниям у суда не имеется, при этом, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, которые последовательны, согласуются между собой и материалами дела.
Оценив представленные доказательства, с учетом действующего законодательства, с учетом пояснений свидетеля, исходя из положений статьи 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что местом открытия наследства после смерти ФИО2 является место его регистрации по адресу: <адрес>, где он проживал, и собственником ? доли в праве общей долевой собственности которой он являлся.
Таким образом, поскольку наследником первой очереди после смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ принявшей наследство по закону является его дочь истец ФИО3, суд приходит к выводу о признании за истцом ФИО3 право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО2 на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Гончаровой Людмилы Николаевны к администрации Волгограда о признании права собственности на долю в квартире в праве общей долевой собственности, удовлетворить.
Признать за Гончаровой Людмилой Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в порядке наследования после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу Волгоград, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Юдкина Е.И.