УИД: 76RS0008-01-2024-000695-86
Изготовлено 02.11.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Черной Л.В.,
судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.,
при секретаре Кочетковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
10 октября 2024 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 16 июля 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Сергеевой Светланы Витальевны (паспорт гр-на РФ №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ОГРН № ИНН №) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области осуществить перерасчет пенсии Сергеевой Светланы Витальевны с даты возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ».
Заслушав доклад судьи Черной Л.В., судебная коллегия
установила:
Сергеева С.В. обратилась в Переславский районный суд Ярославской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о перерасчете пенсии.
Требования мотивированы тем, что Сергеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем социальной пенсии на основании статьи 113 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», группа инвалидности – инвалидность до 16 лет, выплата пенсии прекращена в связи с отсутствием медицинского заключения в отношении сына ФИО1 Обратившись 7 апреля 2023 года в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ей стало известно, что она, как мать ребенка инвалида, могла бы пойти на пенсию досрочно, по достижению 50 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, но была лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей ее право на получение такой пенсии. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области от 14 апреля 2023 года Сергеевой С.В. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Ее обращение в Отделение от 28 апреля 2023 года о пересмотре срока назначения пенсии и доплате положенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
ФИО1., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание судебной коллегии не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области по доверенности Анохину О.И., возражения Сергеевой С.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 указанной статьи Федерального закона).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Учитывая, что реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены обязанности, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии, либо по иным основаниям, должен был разъяснить права, связанные с пенсионным обеспечением, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости родителям инвалидов с детства, воспитавших их до достижения возраста 8 лет, основания для ее назначения и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения данной пенсии, с целью своевременной реализации права на ее получение.
Судом установлено и видно из материалов дела, истец Сергеева С.В. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.21).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеева С.В. являлась получателем социальной пенсии в соответствии со статьей 113 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», группа инвалидности – инвалидность до 16 лет, выплата пенсии прекращена в связи с отсутствием медицинского заключения в отношении ФИО1 (л.д.22-26).
ДД.ММ.ГГГГ истец Сергеева С.В. достигла возраста 50 лет.
С заявлением о назначении страховой пенсии по старости Сергеева С.В. обратилась в пенсионный орган лишь 7 апреля 2023 года, где ей сообщили, что она, как мать ребенка инвалида имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижению 50 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В суде первой инстанции представитель Отделения Фонда не отрицала тот факт, что до истца не была доведена информация о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав на заявительный характер назначения пенсии и на возможность перерасчета пенсии лишь за последние три года, подтвердив наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента и страхового стажа у истца на ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив указанные обстоятельства и установив факт невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и порядка его реализации, что привело к неполучению истцом Сергеевой С.В. пенсии на протяжении длительного периода времени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вопреки доводам жалобы частью 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
На основании изложенного апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░