Решение по делу № 8а-28869/2021 [88а-27144/2021] от 06.10.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-239/2021

88а-27144/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                     26 октября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области на определение Воронежского областного суда от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центрально-черноземная агропромышленная компания» (далее ООО Центрально-черноземная агропромышленная компания», Общество) к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

установила:

решением Воронежского областного суда от 20 мая 2021 года удовлетворено названное выше административное исковое заявление ООО Центрально-черноземная агропромышленная компания» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости. Установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером , площадью 70 888 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 20 декабря 2016 года в размере рыночной стоимости 29 348 000 рубля; земельного участка с кадастровым номером площадью 174 793 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> «а», по состоянию на 01 января 2014 года                  в размере рыночной стоимости 20 276 000 рублей.

В рамках административного дела определением Воронежского областного суда от 17 февраля 2021 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», оплата экспертизы возложена на административного истца, которым обязанность по ее оплате не исполнена.

По результатам проведенной экспертизы экспертным учреждением представлено заключение эксперта от 25 марта 2021 года № 1526/6-4, а также заявление о взыскании расходов за проведение судебной оценочной экспертизы в сумме 49 524 рубля.

Определением судьи Воронежского областного суда от 20 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года, в пользу ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» взысканы расходы за проведение судебной экспертизы; с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) в размере 24 762 рубля, с правительства Воронежской области в размере 24 762 рубля.

В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2021 года через Воронежский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции                      6 октября 2021 года, представитель Учреждения просит изменить состоявшиеся судебные акты в части взыскания с Учреждения судебных расходов. Считает, что на Учреждение необоснованно возложена обязанность по компенсации судебных расходов, поскольку Учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости; кадастровая стоимость определена по удельным показателям, утвержденным органом власти субъекта Российской Федерации, каких-либо ошибок Учреждением не допущено.

Определение Воронежского областного суда от 21 мая 2021 года в части взыскания с правительства Воронежской области судебных расходов в размере 24 762 рубля не обжалуется.

В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, оспоренная по настоящему делу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена Учреждением по состоянию на 20 декабря 2016 года в размере 130 011 427 рублей 52 копейки.

Решением Воронежского областного суда от 20 мая 2021 года кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 20 декабря 2016 года в размере рыночной стоимости 29 348 000 рублей.

По результатам проведенной в рамках административного дела судебной оценочной экспертизы экспертным учреждением представлено заключение эксперта и ходатайство о возмещении расходов за проведение судебной оценочной экспертизы. Суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания судебных расходов в размере 24 762 рубля с Учреждения.

Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.

Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание, что определенная Учреждением в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером существенно (более чем в два раза) превышает стоимость, установленную судом и равную рыночной, пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Учреждения судебных расходов в сумме 24 762 рубля в пользу экспертного учреждения.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике, на которого применительно к обстоятельствам настоящего дела должны быть отнесены судебные расходы по проведению судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , суды правильно определили, что таковым является Учреждение.

Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Исходя из положений абзаца 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 мая 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Подведомственным бюджетным учреждением Росреестра, осуществляющим государственный кадастровый учет и определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является Учреждение в лице его филиалов (Приказ Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210).

С учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, суды пришли к правильному выводу о взыскании судебных расходов по проведению судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером с Учреждения, определившего оспоренную кадастровую стоимость объекта, указанного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела не следует и судами не установлено, что результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости указанного земельного участка были утверждены каким-либо иным органом. Итоговым документом, содержащим результаты расчета оспоренной кадастровой стоимости, является соответствующий акт Учреждения.

Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности обжалуемых постановлений, кассационная жалоба не содержит, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

определение судьи Воронежского областного суда от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Судья                                                                                                        О.Н. Найденова

8а-28869/2021 [88а-27144/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Центрально-Черноземная агропромышленная компания"
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
Администрация Таловского муниципального района Воронежской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Найденова О.Н.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
26.10.2021Судебное заседание
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее