УИД: 47RS0008-01-2021-001720-16
Дело № 2а-1030/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2021 года г. Кириши
Ленинградская область
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Голубевой А.А.,
при секретаре Ребраковой М.В.,
с участием:
заместителя Киришского городского прокурора Рендаковой К.А.,
представителя административных ответчиков Васильева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, МКУ «Управление проектно-строительных работ» о признании бездействия по непринятию мер по соблюдению требований национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащении в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений незаконным, обязании выполнить требования национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащению в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений,
установил:
Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по непринятию мер по есоблюдению требований национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащении в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений незаконным, обязании выполнить требования национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащению в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений, указывая, что Киришской городской прокуратурой по результатам проверки территорий, прилегающих к детским образовательным организациям, на предмет оборудования их знаками и средствами безопасности дорожного движения, выявлены следующие нарушения, а именно, у МОУ «КСОШ №2», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Комсомольская, д.2, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МОУ «КСОШ №1 им. С.Н. Ульянова», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Пионерская, д.6, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МАУДО «МУК», расположенного по адресу: г. Кириши, пл. 60-я Октября д.1, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу, в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует светофор Е7; у МОУ «Киришский лицей», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д. 29, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует секция перильного пешеходного ограждения; у МОУ «Детский сад №23», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д.13А, и МАДОУ «Детский сад №29», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д.16А, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МДОУ «Детский сад №21», расположенного по адресу: г. Кириши, пер. Школьный, д.2, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения, у МОУ «КСОШ №8», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Декабристов Бестужевых, д.15, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения. В связи с выявленными нарушениями 23.04.2021 в адрес главы администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, в полном объеме нарушения не устранены. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией своих обязанностей, возложенных федеральным законом, неисполнение такой обязанности в первую нарушает права несовершеннолетних, создает угрозу их жизни и здоровью, несоблюдение требований национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащении в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений является недопустимым. Учитывая, что в данном случае невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, имеются основания для обращения с настоящим административным исковым заявлением от имени прокурора. На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие по непринятию мер по соблюдению требований национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащении в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений незаконным, и обязать в срок до 31.12.2021 выполнить требования национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащению в первоочередном порядке вблизи школ и других учебных заведений, а именно, в соответствии с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 установить светофор Т7 на пешеходном переходе у МАУДО «МУК», расположенном по адресу: г. Кириши, пл. 60-я Октября д.1; в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 у МОУ «Киришский лицей», расположенном по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д.29, установить секцию перильного пешеходного ограждения; в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 установить пешеходные ограждения у МДОУ «Детский сад №21», расположенного по адресу: г. Кириши, пер. Школьный, д.2; в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 установить пешеходные ограждения у МОУ «КСОШ №8», расположенном по адресу: г. Кириши, ул. Декабристов Бестужевых, д.15.
Определением суда от 17.09.2021 расширен субъектный состав лиц, участвующих в деле, в качестве административного соответчика привлечено МКУ «Управление проектно-строительных работ».
Административный истец заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель административных ответчиков - администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, МКУ «Управление проектно-строительных работ» Васильев А.О. в судебном заседании полагал администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ненадлежащим ответчиком по делу, против удовлетворения требований к МКУ «Управление проектно-строительных работ» не возражал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2017 года N 2438-р в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включен ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
В соответствии с пунктом 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, светофоры типа Т.7 применяют в случае если, пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Пунктом 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, установлено требование по применению ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых и нерегулируемых наземных переходах.
Из материалов дела следует, что Киришской городской прокуратурой по результатам проверки территорий, прилегающих к детским образовательным организациям, на предмет оборудования их знаками и средствами безопасности дорожного движения, выявлены следующие нарушения, а именно, у МОУ «КСОШ №2», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Комсомольская, д.2, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МОУ «КСОШ №1 им. С.Н. Ульянова», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Пионерская, д.6, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МАУДО «МУК», расположенного по адресу: г. Кириши, пл. 60-я Октября д.1, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу, в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ р 52289-2019 отсутствует светофор Е7; у МОУ «Киришский лицей», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д. 29, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует секция перильного пешеходного ограждения; у МОУ «Детский сад №23», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д.13А, и МАДОУ «Детский сад №29», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Энергетиков, д.16А, в нарушение п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 горизонтальная дорожная разметка подверглась износу; у МДОУ «Детский сад №21», расположенного по адресу: г. Кириши, пер. Школьный, д.2, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения, у МОУ «КСОШ №8», расположенного по адресу: г. Кириши, ул. Декабристов Бестужевых, д.15, в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют пешеходные ограждения.
В связи с выявленными нарушениями 23.04.2021 в адрес главы администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, в полном объеме нарушения не устранены.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Исходя из п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении...
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, действительно в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом установлено, что в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органа местного самоуправления создано МКУ " Управление проектно-строительных работ ", на которое Уставом возложена обязанность, в том числе, эксплуатации автомобильных дорог и автомобильных магистралей для нужд Киришского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области, а также иных лиц осуществляющих деятельность в области эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области N 989 от 28.04.2018 пер. Школьный г. Кириши закреплен за МКУ на праве оперативного управления.
На основании постановления администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области N 987 от 01.06.2020 пл. 60-я Октября, улица Энергетиков, улица Декабристов Бестужевых г. Кириши передана МКУ в безвозмездное временное пользование.
Таким образом, фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах Киришского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области является МКУ "Управление проектно-строительных работ", которому переданы соответствующие полномочия.
Поскольку МКУ "Управление проектно-строительных работ" в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представило в суд доказательств, подтверждающих выполнение требований национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, их оснащению, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь требованиями дорожной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
При этом следует иметь в виду, что, в соответствии с п. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пунктами 1.4, 1.5 Устава МКУ "Управление проектно-строительных работ" предусмотрено, что учредителем и собственником имущества последнего является Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области.
Пунктом 4.3 Устава предусмотрено, что источниками финансирования деятельности учреждения являются средства бюджета муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
При недостаточности у Учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (пункт 4.10 Устава).
Рассматривая заявленные требования, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области субсидиарную ответственность по обязательствам МКУ "Управление проектно-строительных работ", вытекающим из настоящего решения суда, в случае недостаточности у последнего денежных средств для исполнения решения в установленный срок.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При определении срока для исполнения решения суда, с учетом объема работ, характера правоотношений и особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда 01.09.2022, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░ ░░░░ ░░ 01.09.2022 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7.3.8 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. 60-░ ░░░░░░░ ░.1; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.29 ░░░░ ░ 52289-2019 ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.29, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.29 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №21», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, ░.2; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.29 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░ №8», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░.15.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.