Решение по делу № 2а-737/2018 от 27.08.2018

№ 2а-737/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Буйнакск 01 октября 2018 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Мамаева Р.И.,

при секретаре Аскеровой М.С.,

участием представителя административного истца по доверенности Салихова И.М., представителя заинтересованного лица ГУ ОПФР по РД – Джалаловой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя Абдурахманова Ш. Г. по доверенности Салихова И.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №7 по Республике Дагестан о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности,

установил:

Абдурахманов Ш. Г. в лице своего представителя по доверенности Салихова И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ в размере 46 103,81 руб., отраженную в справке МРИ ФНС России № 7 по РД о состоянии расчетов № 158190 от 09.07.2018 безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

Требования административного истца мотивированы тем, что в 2014 г. Абдурахманов Ш.Г. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил статус предпринимателя 29.09.2016 года. Недавно истцу стало известно о том, что за ним числится задолженность по страховым взносам и в налоговом органе ему выдали справку о состоянии расчетов № 158190, согласно которой за ним числится начисленная ГУ ОПФР по РД задолженность по страховым взносам в размере 46103,81 руб. Считает, что предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сроки принудительного взыскания истекли, в связи с чем налоговый орган утратил возможность для их взыскания.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по изложенным в нем доводам и основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

Представитель заинтересованного лица ГУ ОПФР по РД в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенном в возражении на иск, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. При этом пояснил, что в адрес Абдурахманова Ш.Г. пенсионным органом выставлены требования от 04.03.2015 и от 06.06.2016, по которым 14.01.2016 и 04.08.2016 вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. При этом постановление от 14.01.2016 исполнено полностью, со счета истца удержана сумма 8 219,25 руб., а постановление от 04.08.2016 о взыскании 23551,06 исполнено частично на сумму 90,75 руб.

Заслушав пояснения сторон по делу, исследовав материалы административного дела, суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и подтверждено выпиской из ЕГРИП, Абдурахманов Ш. Г., 11.08.2014 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы и 29.09.2016 прекратил деятельность в указанном качестве.

Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе и индивидуальные предприниматели.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 2, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (ч.1). Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2). В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).

Согласно ч. 1 ст. 3 вышеназванного Закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В силу ч. 2.3 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2-2.2 данной статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Закон о страховых взносах не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока исковой давности, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.

В силу пп. «б» п. 1 ст. 5, п.1 ст. 14 Федерального закона от 24.907.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

При этом фактическое неосуществление предпринимательской деятельности не дает оснований для освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное страхование. По общему правилу обязанность перечислять взносы в виде фиксированного платежа не зависит от того, осуществлялась ли в этот период предпринимательская деятельность. Вместе с тем суд учитывает, что, помимо исследования оснований возникновения взыскиваемой задолженности, подлежит выяснению вопрос о соблюдении Пенсионным фондом процедуры ее принудительного взыскания, иных процедурных вопросов, регулирующих особенности принятия ненормативных актов, предшествующих принятию оспариваемого постановления, не истекли ли сроки предъявления постановления к исполнению.

Согласно статье 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. При этом согласно абз. 3 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 под днем выявления недоимки следует понимать следующий после наступления срока уплаты налога (авансового платежа) день. Соответственно, именно с этой даты подлежит исчислению предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ срок для направления налогоплательщику требования об уплате налога - 3 месяца.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Обязанность по уплате страховых взносов административным истцом не исполнялась, что привело к возникновению недоимки. Пенсионный фонд установив, что Абдурахманов Ш.Г. без имеющихся законных оснований не производил в период с 2014 по 2015 годы выплату обязательных платежей (страховых взносов), предпринял меры к их взысканию, выставив 04.03.2015 требование о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2014 год в размере 8219,25 руб.; 06.06.2016 года - требование о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2015 год в размере 23551,06 руб.

14 января и 04 августа 2016 года вынесены постановления о взыскании задолженности (недоимки) за счет имущества плательщика страховых взносов за 2014 год в размере 8 219,25 руб. и за 2015 год в размере 23551,06 руб. При этом, с плательщика удержано 8310 руб., в том числе сумма задолженности в размере 8219,25 руб. по постановлению от 14.01.2016 и 90,75 руб. по постановлению от 04.08.2016., остаток задолженности по которому составил 23460,31 руб. (23551,06 - 90,75). По настоящее время требования пенсионного органа, а также вынесенные на их основе постановления о принудительном взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика административным истцом не оспорены, один из постановлений находится на исполнении, в связи с чем требования Абдурахманова Ш.Г. о признании безнадежным остатка задолженности за 2015 год в размере 23460,31 руб. удовлетворению не подлежат.

09.07.2018 г. Абдурахманов Ш.Г. обратился в МРИ ФНС России № 7 по РД за состоянием расчетов по налогам, где ему выдали справку о состоянии расчетов, в которой указано о наличии у него задолженности по страховым взносам в ПФ РФ в размере 46 103,81 руб.

Что касается оставшейся части задолженности за 2016 год в размере 22643,5 руб., указанные требования о признании их безнадежным к взысканию подлежат удовлетворению, поскольку как установлено судом, не оспаривается сторонами и не опровергается материалами дела, какие-либо требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2016 год ни органом пенсионного фонда, ни налоговым органом истцу не направлялись, постановления об их принудительном взыскании не выносились.

Так, согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212–ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Таким образом, пенсионный орган должен был выявить задолженность за 2016 год не позднее 15 октября 2018 года, т.е. с момента возникновения у плательщика обязанности по уплате страховых взносов и в течение 3 месяцев выставить требование плательщику об уплате недоимки по страховым взносам.

В нарушение п. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов административному истцу направлено не было.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном кодексом.

Из положений статьи 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Налоговому органу представлена возможность обращения в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, в случае если данное решение в указанный срок не принято.

К пеням и штрафам применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

В соответствии с п.п. 6-7 ст. 56 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в адрес истца какие-либо требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2016 год не направлялись, доказательств обратного материалы дела не содержат.

В соответствии с п. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), т.е. административный ответчик в данном случае должен доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Руководствуясь статьями 45,46,47,70 НК РФ, суд приходит к выводу, что сроки для взыскания налоговым органом задолженности по страховым взносам, пеней за 2016 год в размере 22643,5 руб., указанных в справке о состоянии расчетов №158190 от 09.07.2018 г., истекли и инспекцией утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание вышеуказанные положения Закона, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца о признании недоимки безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности на сумму 22643,5 руб., образовавшейся в 2016 году.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Абдурахманова Ш. Г. удовлетворить частично.

Признать задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 22 543, 50 (двадцать две тысячи пятьсот сорок три рубля 50 копеек) рублей, отраженной в справке МРИ ФНС России № 7 по РД о состоянии расчетов №158190 от 09.07.2018 года безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий              Р.И. Мамаев

отпечатано в совещательной комнате

2а-737/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдурахманов Шамиль Гасанович
Ответчики
МРИ ФНС России №7 по РД
Другие
Салихов Идрис Мураталиевич
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация административного искового заявления
27.08.2018Передача материалов судье
29.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.09.2018Предварительное судебное заседание
20.09.2018Судебное заседание
01.10.2018Судебное заседание
01.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2018Дело оформлено
09.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее