Дело № 2-394/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием представителя истца Бисеновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султановой Р.Б. к Султановой Р.Б. о принудительном обмене жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Султанова Р.Б. обратилась в суд с иском к Султановой Р.Б. о принудительном обмене жилого помещения, указывая, что постановлением администрации МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи с тем, что в данной квартире проживает Султанова Р.Б., которая лишена родительских прав в отношении истца, истец считает невозможным совместное проживание. В добровольном порядке достигнуть соглашения об обмене жилого помещения не представляется возможным.
Просит суд обязать Султанову Р.Б. произвести принудительный обмен жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального образования <адрес>.
Истец Султанова Р.Б. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель истца Бисенова Г.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик Султанова Р.Б. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором она возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица – администрации МО Будамшинский сельсовет в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель третьего лица – администрации МО Нооворский район в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В соответствии со ст. 72 ЖК РФ проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, Султанова Р.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее отец – ФИО14, мать – Султанова Р.Б. .
Решением Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Султанова Р.Б. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Султановой Р.Б. Постановлением администрации МО Будамшинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ за Султановой Р.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно справок администрации Мо Будамшинский сельсовет Султанова Р.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>; Султанова Р.Б., зарегистрирована по месту пребывания <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении обследования квартиры по адресу: <адрес>, которая закреплена за Султановой Р.Б., установлено, что газ, электроэнергия отключены за неуплату; канализация, водопровод отсутствуют; вода приносная из водоразборной колонки. Санитарное состояние квартиры неудовлетворительное. Квартира находится с заброшенном виде, в ней никто не проживает.
На основании ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
В силу ч. 2, 4 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ), право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил статьи 70 ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке (статья 72 ЖК РФ), право заключать договор поднайма с соблюдением правил статьи 76 ЖК РФ и др.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 СК РФ вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
На основании ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд не нашел оснований для удовлетворения иска, поскольку стороной истца не представлено достаточное количество доказательств в подтверждение изложенных в иске обстоятельств.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В обоснование требований истец ссылался на положения ч. 2 ст. 91 ЖК РФ. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требования по ч. 2 ст. 91 ЖК РФ, поскольку доказательств невозможности проживания ответчика с истцом, в отношении которого он был лишен родительских прав, не было представлено суду.
Истец в настоящее время является совершеннолетним, доказательств чинения ответчиком препятствий Султановой Р.Б. в проживании в спорном жилом помещении не представлено, обстоятельства, свидетельствующие о негативном влиянии на ребенка родителя, лишенного родительских прав, в связи с проживанием в одном жилом помещении, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав, в одном жилом помещении, стороной истца не представлено.
Как следует из материалов дела, ответчик Султанова Р.Б. в квартире не проживает в течение длительного времени, вещей ее в квартире нет. Таким образом доводы истца о невозможности совместного проживания ребенка с матерью, лишенной родительских прав, не нашли своего подтверждения.
Ответчик продолжает проживать в спорном жилом помещении, что не оспаривается стороной истца, и имеет существенный интерес к сохранению права пользования спорной квартирой. Ответчик не имеет иного жилого помещения, пригодного для проживания. Неисполнение ответчиком обязанностей нанимателя, надлежащими доказательствами не подтверждено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о принудительном обмене.
В силу пп. 1 п. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается закон.
Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 N 99-П, определяет правила установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В пп. 1 п. 2 указанного Порядка содержатся нормы аналогичные пп. 1 п. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ.
В данном случае, согласно п. 4 Порядка документом, подтверждающим невозможность проживания в жилом помещении, является копия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 данного Порядка комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения документов из органа местного самоуправления осуществляет их рассмотрение и принимает решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, либо об отказе в установлении такого факта.
Орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, либо об отказе в установлении такого факта (п. 9).
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Султановой Р.Б. к Султановой Р.Б. о принудительном обмене жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новоорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2018 г.
Судья: