Дело № 2-4520/2016
Мотивированное заочное решение составлено 27 декабря 2016 года.
(с учетом выходных дней 24.12.2016 и 25.12.2016)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Свердловская область, г. Первоуральск |
21 декабря 2016 года |
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.,
при секретаре Шестаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4520/2016 по иску Спириной ФИО8 к Российской Федерации в лице Министерства обороны России (Департамент имущественных отношений) о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Спирина Е.Г. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок № с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
В судебном заседании истец Спирина Е.Г. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что решением исполкома горсовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № а войсковой части № (далее в\ч №) был выдан государственный акт на право пользования землей для организации коллективного сада. ДД.ММ.ГГГГ общим собранием военнослужащих и служащих № было учреждено садоводческое товарищество, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под наименованием «Коллективный сад № военнослужащих и служащих войсковой части №» на основании решения Первоуральского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 году «Коллективный сад № военнослужащих и служащих войсковой части №» был переименован в «Садоводческое некоммерческое товарищество №» (далее по тексту - СНТ №). Решением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № б войсковой части № было выдано Свидетельство о праве постоянного пользования на землю площадью 5,1 га № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием разрешенного использования - для коллективного садоводства. Данный земельный участок состоит на кадастровом учете с кадастровым номером № отмежеван (площадь его составляет <данные изъяты> Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - для коллективного садоводства. Согласно кадастрового паспорта право бессрочного пользования закреплено за в\ч №, право собственности за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок № выделялся её супругу, он был военнослужащим в период с <данные изъяты>., <данные изъяты> её супруг умер, после его смерти земельный участок № был оформлен на неё. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она пользуется земельным участком по назначению, на земельном участке имеется садовый домик, она как добросовестный собственник оплачивает все обязательные платежи, задолженности по членским взносам не имеет. ДД.ММ.ГГГГ она провела межевание своего земельного участка, границы согласованы споров с соседями по участкам ФИО9 не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ от имени СНТ № было направлено заявление в Департамент имущественных отношений МО РФ об оформлении прав СНТ № на выделенный войсковой части № земельный участок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство обороны РФ в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент имущественных отношений РФ с индивидуальным заявлением о предоставлении ей в собственность закрепленного за ним земельного участка на основании п. 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В ответ было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащее согласие Департамента рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого участка в собственность в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наличии обращения из соответствующего муниципального образования. В настоящее время испрашиваемый земельным участок № отмежеван, границы его установлены, поставлен на кадастровый учет с получением кадастрового паспорта, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ члены СНТ №, в том числе истец, обратились с коллективным заявлением о предоставлении в их собственность садовых участков к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ. Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, полученным заявителями ДД.ММ.ГГГГ, Департамент вновь отложил принятие решения о приватизации испрашиваемых земельных участков. На повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ ответа до сих пор не получено. Истец полагает, что у него имеется право на приватизацию земельного участка, поскольку используемый им земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, для целей обороны и безопасности никогда не использовался и не используется. Предусмотренных законом оснований для ограничения оборота спорного земельного участка не имеется. Запрет на предоставление спорного участка в собственность федеральным законом не установлен.
На основании вышеизложенного просит суд признать за ней право собственности на земельный участок № с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом /л.д.58/, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Суд, с учетом мнения истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика Министерства обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений), в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо – садоводческое некоммерческое товарищество № в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом /л.д.58,59/. Представил заявление, согласно которого не возражал против удовлетворения исковых требований Спириной Е.Г., просил рассмотреть дело в его отсуствие/л.д.51/.
Третье лицо - Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,/далее- ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России»/ в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом /л.д. 56/, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц СНТ № и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России».
Третье лицо Чупин А.И. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен в срок и надлежащим образом, его интересы в судебном заседании представляла Чупина Л.А., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года, со всеми правами /л.д.59-60/.
Представитель третьего лица Чупина Л.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца Спириной Е.Г.
Выслушав истца, представителя третьего лица Чупиной Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление членам садоводческих некоммерческих объединений граждан земельных участков в собственность на день обращения истца к ответчику осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ (далее по тексту Закон № 66-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ предоставление членам садоводческих некоммерческих объединений граждан земельных участков в собственность производится на основании п. 2.7. ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Согласно пунктам 4, 6 ст. 28 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Аналогичные положения содержатся и в п. 2.7. ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которому: до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.
Согласно п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
Согласно п. 2.10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ. исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением исполнительного комитета Первоуральского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №а войсковой части № был выдан государственный акт на право пользования землей для организации коллективного сада/л.д.13/.
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием военнослужащих и служащих № было учреждено садоводческое товарищество, зарегистрированное в настоящее время как «Садоводческое некоммерческое товарищество №».
Решением исполкома Первоуральского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Устав коллективного сада войсковой части №, на основании которого зарегистрирован Коллективный сад № военнослужащих и служащих войсковой части №, правопреемником которого является Садоводческое некоммерческое товарищество № /л.д.14-15,16/.
Постановлением Главы администрации <адрес> № б от ДД.ММ.ГГГГ проведена перерегистрация землепользования войсковой части № площадью 4,4 га под коллективный сад № в постоянное пользование. На основании названного постановления войсковой части № выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о праве постоянного пользования земельным участком площадью <данные изъяты> для коллективного садоводства /л.д. 20/.
В результате расформирования № в ДД.ММ.ГГГГ. указанный земельный участок был передан в собственность Российской Федерации и снят с учета Екатеринбургской КЭЧ.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственником земельного участка, право постоянного бессрочного пользования которым закреплено за войсковой частью № указанным свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, является Российская Федерация, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, отмежеван, его площадь составляет <данные изъяты> он полностью относится к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешенное использование «для коллективного садоводства» /л.д.21-23,24/.
Истец Спирина Е.Г. является членом СНТ № с ДД.ММ.ГГГГ. За ней закреплен земельный участок №, площадью <данные изъяты> /л.д.26, 50/.
Истец, как член СНТ № обращалась к исполнительному органу государственной власти (в данном случае - Министерство обороны РФ) с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, приложив к заявлению документы, предусмотренные п. 4 ст. 28 Закона № 66-ФЗ. Однако решение ни об отказе, ни в предоставлении земельного участка в собственность истцу не было принято.
При таких обстоятельствах, обращение истца, полагающего, что ответчик незаконным отказом нарушил её право на приобретение земельного участка в собственность, в суд с требованием о признании права собственности на земельный участок является правомерным и соответствует ниже приведенным положениям закона.
Так, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, среди которых - путем признания права.
Статья 59 Земельного кодекса РФ устанавливает, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ от имени СНТ № направлено заявление в Департамент имущественных отношений МО РФ об оформлении прав СНТ № на выделенный <данные изъяты> земельный участок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации (Департамент имущественных отношений) отказало в удовлетворении заявления, указав, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставленные для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ ограничены в обороте. Кроме того, Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилищного и иного строительства земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Министерство обороны Российской Федерации, с заявлением о предоставлении занимаемого им земельного участка в собственность в порядке приватизации на основании и в порядке п. 4 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» /л.д.38-40/.
ДД.ММ.ГГГГ от имени СНТ № и членов СНТ № в том числе и от истца направлено заявление в Департамент имущественных отношений МО РФ об оформлении прав СНТ № и членов СНТ № на выделенный <данные изъяты> земельный участок. /л.д.44-45/.
Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отложил принятие решения приватизации испрашиваемых участков. На повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Директора Департамента ответа до сих пор не получен /л.д.41/.
Суд полагает, что предусмотренных федеральным законом оснований для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность у ответчика не имеется.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю могут устанавливаться федеральными законами, а также принятыми на их основании актами исполнительных органов государственной власти.
Из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое сослался ответчик, не следует, на основании какого федерального закона оно принято.
Согласно преамбуле названного Постановления, оно принято в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами. Данным Постановлением установлен для федеральных органов запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Между тем, спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для коллективного садоводства, что соответствует положениям ст.ст. 77, 78 Земельного кодекса РФ, согласно которым землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, в силу закона осуществление жилищного и иного строительства на землях сельскохозяйственного назначения невозможно. Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов.
Применение запрета, установленного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, возможно только во взаимосвязи с федеральными законами, устанавливающими основания ограничения использования земель.
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для полного либо частичного ограничения оборота земель.
Как следует из материалов дела и ответчиком доказательств обратного не представлено, спорный земельный участок не занят объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, не входит в состав и территорию земель, названных в п. 5 указанной статьи, на спорный земельный участок не распространяется запрет, установленный пп. 14 п. 4, п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, что, в частности, подтверждается ответом Министерства природных ресурсов <адрес>, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится за пределами береговой полосы реки <адрес>, следовательно, вне границ территории общего пользования, на территории данного земельного участка пруды и обводненные карьеры отсутствуют /л.д.46/.
Спорный земельный участок для целей обороны никогда не использовался и не используется, был предоставлен войсковой части для организации коллективного сада и именно с этой целью используется до настоящего времени, что подтверждается правоустанавливающим документами, кадастровым паспортом.
Земельный участок истца не выходит из границ территории садоводческого товарищества (является частью земельного участка с кадастровым номером № фактически используется истцом в садоводческих целях, что подтверждается кадастровым паспортном земельного участка истца, из которого следует, что границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства/л.д. 29-37/.
Истцом были представлены ответчику все необходимые (предусмотренные законом) документы, которые позволяли решить вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность.
Таким образом, предусмотренные каким-либо федеральным законом основания для запрета предоставления истцу испрашиваемого земельного участка в собственность отсутствуют.
Как следует из материалов дела, начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ ДД.ММ.ГГГГ была принята директива №, согласно которой командующим войсками военных округов (в том числе, командующему войсками Уральского военного округа) в целях упорядочения учета и рационального использования земель, предоставленных в пользование Минобороны РФ, предлагалось произвести снятие с учета всех дачно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ, земельные участки которых переданы решением заместителя Министра обороны РФ в народное хозяйство.
Согласно ответу, данному и.о. руководителя ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ Васильевым В.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № на основании указанной выше директивы был снят с учета Екатеринбургской КЭЧ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на балансе ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (правопреемник Екатеринбургской КЭЧ) не числится/л.д.25/.
Факт того, что указанный земельный участок, юридически находящийся в пользовании войсковой части №, фактически находится в пользовании СНТ № подтверждается и тем, что именно СНТ № (а не войсковая часть №) ДД.ММ.ГГГГ заключило с МУП «<данные изъяты> <адрес>» договор на выполнение работ по межеванию спорного земельного участка и оплатило указанные работы /л.д. 28/.
С учетом изложенного, поскольку испрашиваемый земельный участок был предоставлен истцу как члену СНТ №, находится в границах земельного участка, предоставленного <данные изъяты> для целей садоводства войсковой части №, при которой был организован коллективный сад, истец обратился к соответствующему исполнительному органу государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, представив все необходимые по закону (п. 4 ст. 28 Закона № 66-ФЗ) документы, установленного федеральным законом запрета на предоставление спорного земельного участка в собственность не имеется, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Спириной Е.Г..
Руководствуясь ст. ст. 14, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Спириной ФИО10 - удовлетворить.
Признать за Спириной ФИО11 право собственности на земельный участок № с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Ю.<адрес>