Административное дело №2а-562/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 23 июня 2017 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Барковой Е.Н.,
при секретаре Алимпиевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Корякина ФИО5 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №19 по Свердловской области о признании незаконным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов и признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки по налогам и страховым взносам,
установил:
Корякин Г.В. обратился с иском к МИФНС России №19 по Свердловской области, просит признать незаконным требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; признать административного ответчика в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке утратившей возможность взыскания с Корякина Г.В. задолженности:
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере <данные изъяты> копейки;
- штрафа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> копеек;
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> копеек;
- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> рубля;
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> копеек;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейки;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейки.
В обоснование иска указано, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ год осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением ИФНС России по <адрес>. МИФНС № по Свердловской области направила в адрес административного истца требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам <данные изъяты> рублей. Данная задолженность образовалась по налогам и страховым взносам, начисленным в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ годы. На обращение истца, МИФНС №19 дано разъяснение, что задолженность может быть списана при наличии судебного акта. По сведениям ИФНС по <адрес> у истца на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность в размере <данные изъяты> копейка. Считает, что МИФНС №19 по Свердловской области требование вынесено незаконно, так как истек срок для взыскания указанных сумм. Соответственно налоговый орган должен быть признан утратившим возможность взысканий указанной задолженности.
В качестве административных соответчиков определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены ГУ УПФ России, Фонд социального страхования, от ДД.ММ.ГГГГ УПФ в <адрес>.
Административный истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик МИФНС №19 по Свердловской области просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ГУ УПФ России в Талицком районе просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представили письменный отзыв на иск, в котором указали, что Корякин Г.В. был зарегистрирован в качестве ИП по адресу регистрации в <адрес>, при перемене места жительства в <адрес>, зарегистрирован в качестве ИП не был, наблюдательное дело в отношении него не поступало. Не располагают информацией о наличии у него задолженности по страховым взносам и пеней за период до 2010 года. Считают себя ненадлежащим ответчиком.
ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на иск указали, что в период с 2001 до 2010 год контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы. Корякин Г.В. в качестве плательщика взносов на обязательное социальное страхование в Территориальном органе зарегистрирован не был.
УПФ в Ленинском районе г. Иркутска своего представителя в суд не направил, мнение по иску не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ с 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Корякин Г.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
МИФНС №19 по Свердловской области в его адрес направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, просят погасить задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейка и на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейка. В требовании указано, что Корякин Г.В. имеет задолженность в сумме <данные изъяты> копеек, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> рублей (л.д.26).
Из письма МИФНС №19 по Свердловской области (л.д.19-20) следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числится задолженность в размере <данные изъяты> копейка, по следующим налогам:
- <данные изъяты> копейки – пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;
- 27 рублей 27 копеек - штраф по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- <данные изъяты> копеек - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- <данные изъяты> рубля - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- <данные изъяты> копеек - пени по налогу на доходы физических лиц;
- <данные изъяты> копейки - пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты> рублей - страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты> рублей - страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты> копейки - пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № МИФНС по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за истцом числилась задолженность в сумме <данные изъяты>, в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> рублей, при этом начисления были произведены в связи с занятием предпринимательской деятельностью (л.д.23-24).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 данного Кодекса.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Учитывая, что Корякин Г.В. прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени необходимо исчислять срок выявления недоимки по уплате налогов.
Суду административным ответчиком не представлено доказательств, что со стороны налогового органа предпринимались меры по взысканию с Корякина Г.В. недоимки по указанным налогам. Налоговые органы пропустили срок, установленный для обращения в суд с соответствующим заявлением о взыскании указанных сумм.
При данных обстоятельствах суд считает, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам, начисленным Корякину Г.В., как индивидуальному предпринимателю, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Требование № МИФНС России №19 по Свердловской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, начисленных до ДД.ММ.ГГГГ, следует признать незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Корякина ФИО6, удовлетворить.
Требование № МИФНС России №19 по Свердловской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным.
Признать МИФНС России №19 по Свердловской области утратившей возможность взыскания с Корякина ФИО7 следующей задолженности:
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере <данные изъяты> копейки;
- штрафа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> копеек;
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> копеек;
- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <данные изъяты> рубля;
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> копеек;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейки;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей;
- пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копейки.
Решение в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 29.06.2017.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области Е.Н. Баркова