УИД 24RS0056-01-2024-002199-53
Дело № 2-3046/2024
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой М.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алешиным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриленко Валентины Петровны к администрации г. Красноярска, Департаменту городского хозяйства и транспорта администрации г. Красноярска о признании права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Гавриленко В.П. обратилась в суд с вышеназванным гражданским иском, мотивируя требования тем, что является ветераном труда в транспортной отрасли, в настоящий момент продолжает состоять в трудовых отношениях с Муниципальным предприятием г. Красноярска «Городской транспорт». В собственности истца имеется единственная комната гостиничного типа, общей площадью 17 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
28.06.2012 Постановлением администрации г. Красноярска № 281 было утверждено «Положение о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности». Положение регулирует порядок продажи (мены) жилых помещений, включенных в фонд коммерческого использования, работникам муниципальных предприятий и учреждений (в том числе) системы транспорта, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и желающих их приобрести на условиях Положения.
О принятии указанной программы по улучшению жилищных условий истцу стало известно от работодателя, после чего она обратилась в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании протокола заседания жилищной комиссии Департамента транспорта от 08.10.2014 №, Гавриленко В.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, порядковый номер очереди №.
Вместе с тем, в настоящее время истцу отказано в предоставлении жилья на условиях льготной продажи. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что на основании Постановления администрации г. Красноярска № от 26.12.2022 вышеуказанное Постановление № частично утратило силу, льготная продажа жилых помещений в дальнейшем осуществляться не будет.
Решение ответчика истец полагает несоответствующим закону, поскольку акты жилищного законодательства, ухудшающие положения граждан, не имеют обратной силы.
На основании изложенного, истец просит признать ее право на приобретение жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, включенного в фонд коммерческого использования на условиях льготной продажи (мены); возложить обязанность на администрацию г. Красноярска заключить с истцом договор с купли-продажи (мены) жилого помещения на льготных условиях.
В судебном заседании истец Гавриленко В.П., ее представитель Легченко А.С., действующая на основании ордера, требования искового заявления поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Харисова М.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым муниципальная программа по приобретению льготного жилья отменена в связи с ее несоответствием требованиям жилищного законодательства, соответственно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты г. Красноярска Алдашова С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно, надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменные возражения, согласно которым требования искового заявления полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку Положение о льготной продаже жилья не советовало бюджетному законодательству, в связи с чем в адрес администрации г. Красноярска было внесено представление об устранении и предупреждении нарушений, после чего названное Положение было отменено.
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно, надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что в целях улучшения жилищных условий сотрудников различных бюджетных отраслей в качестве дополнительной меры социальной поддержки администрацией г. Красноярска по собственной инициативе разработано «Положение о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности», утвержденное Постановлением от 28.06.2012 № (далее - Положение).
Положение регулировало порядок продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, включенных в фонд коммерческого использования, определенным категориям граждан, нуждающимся в помещениях (улучшении жилищных условий) и желающим их приобрести на условиях настоящего Положения, в том числе, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, культуры, спорта, социальной защиты населения, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, градостроительства, архивного хранения документов, административно-хозяйственного обеспечения деятельности Главы города и администрации города (п.1 Положения).
10.06.2014 истец Гавриленко В.П., работающая в должности <данные изъяты>, обратилась к генеральному директору МП г. Красноярска «Горэлектротранс» с заявлением о постановке на учет по приобретению муниципального жилого помещения на условиях Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности составом семьи 2 человека (ФИО1 и сын ФИО6)
Согласно справке от 10.06.2014, Гавриленко В.П. работает в МП г. Красноярска «Горэлектротранс» с 17.08.2011 в должности <данные изъяты> <данные изъяты>.
В собственности Гавриленко В.П. имеется жилое помещение общей площадью 17 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений на праве собственности за Гавриленко В.П. и членом ее семьи не зарегистрировано.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии департамента транспорта администрации г. Красноярска от 10.06.2014, Гавриленко В.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на льготное приобретение муниципального жилого помещения.
Протоколом заседания жилищной комиссии департамента транспорта администрации г. Красноярска от 08.10.2014 утвержден список граждан, состоящих на учете, в который под порядковым номером № включена Гавриленко В.П. и член ее семьи ФИО6 (согласно ответу Департамента транспорта администрации г. Красноярска от 27.10.2023).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии департамента транспорта администрации г. Красноярска от 12.12.2022 порядковый номер очереди Гавриленко В.П. равен №.
04.04.2022 в адрес руководителя управления учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска Контрольно-счетной палатой г. Красноярска (далее - КСП) внесено представление по устранению и предупреждению нарушений, а именно принятию мер по отмене Положения по причине его несоответствия бюджетному законодательству.
Постановлением администрации г. Красноярска от 26.12.2022 № признано частично утратившим силу Постановление администрации г. Красноярска от 28.06.2012 № «Об утверждении Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности».
Согласно вышеуказанному ответу Департамента от 27.10.2023, направленному в адрес истца, на основании представления КСП от 04.04.2022 издано Постановление администрации г. Красноярска от 26.12.2022, в соответствии с которым механизм приобретения жилых помещений на условиях Положения упразднен с 28.12.2022 в части предоставления жилых помещений, но сохранен в части ранее заключенных договоров купли-продажи (мены).
Обосновывая требования настоящего искового заявления, Гавриленко В.П. указывает, что была принята на учет в соответствии с ранее действующим Положением в установленным его условиями порядке, следовательно, имеет право на приобретение жилого помещения на льготных условиях, поскольку последующая отмена Постановления администрации г. Красноярска не должна приводить к ухудшению граждан и нарушению ее жилищных прав.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно статье 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (далее - ФЗ № 6-ФЗ).
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности:
проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ;
направляются объектам контроля представления, предписания.
Согласно пункту 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ.
Представление вносится контрольно-счетным органом в проверяемые организации и их должностным лицам по результатам проведения контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 ФЗ № 6-ФЗ).
В период с июня по декабрь 2021 года КСП было проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, предоставленных на реализацию подпрограммы 3 «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» на объекте контроля - управление учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска (далее - Управление), по результатам которого выявлено следующее.
В соответствии с п. 13 Положения об Управлении, в его функции входит разработка правовых актов города, в том числе по вопросам включения и исключения из жилищного фонда коммерческого использования; льготной продажи муниципальных жилых помещений.
В рамках указанных полномочий Управлением издано Положение, которым урегулированы правоотношения по предоставлению помещений из фонда коммерческого использования нуждающимся гражданам, не являющимися малоимущими. В состав категории нуждающихся граждан включены граждане, являющиеся работниками муниципальных предприятий и учреждений, краевых учреждений системы здравоохранения, а также муниципальными служащими города. Право на жилище указанным категориям граждан реализуется путем его приобретения за доступную плату (50% от рыночной стоимости).
Согласно п. 5 ст. 3 БК РФ, принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты должны соответствовать БК РФ.
Согласно п. 5 ст. 86 БК РФ, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.
Согласно п.4 ч. 3 ст.19 ЖК РФ, жилые помещения в фонде коммерческого использования предоставляются собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, для проживания граждан на условиях возмездного пользования, по иным договорам.
Возможности льготной продажи жилых помещений из фонда коммерческого использования не предусмотрено Жилищным кодексом Росси. На органы местного самоуправления возложена обязанность учитывать и обеспечивать жилыми помещениями лишь малоимущих граждан (ст.ст. 14, 49, 52, 59 Жилищного кодекса РФ).
Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» также не закреплено возможности приватизации муниципального жилья в виде льготной продажи.
В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» каких-либо форм льготной продажи жилья муниципальным служащим не предусмотрено.
Отдельного решения Красноярского городского Совета депутатов о дополнительной мере социальной поддержки и социальной помощи в виде льготной продажи жилых помещений отдельным категориям граждан, указанным в Положении, не принималось.
Муниципальной программой «Социальная поддержка населения города Красноярска», утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 12.11.2020 №, предусмотрено предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья только для молодых семей. В общем реестре отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города, утвержденном Постановлением администрации г. Красноярска от 28.06.2006 №, работники муниципальных предприятий и учреждений, краевых учреждений системы здравоохранения, а также муниципальные служащие города не поименованы. Законами Красноярского края от 17.12.2004 № «О социальных выплатах по погашению процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий» и от 29.01.2009 №«О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий» предусмотрено только предоставление социальных выплат по погашению основного долга и процентной ставки по кредитам отдельных категорий работников бюджетной сферы за счет бюджета края.
Таким образом, Положение не соответствует бюджетному и жилищному законодательству. Осуществление расходов бюджета города по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, влечет риски неправомерных расходов.
Данное нарушение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, отражено в акте КСП по результатам контрольного мероприятия, направленном в адрес Управления 10.09.2021.
С учетом изложенного, в соответствии с решением коллегии КСП от 30.12.2021 № Управлению внесено представление от 04.04.2022 №, которым объекту контроля предписывалось принять меры по отмене Положения.
По результатам рассмотрения представления КСП Управлением был избран способ устранения выявленных нарушений путем признания отдельных пунктов Положения утратившими силу.
Постановлением администрации города от 25.12.2022 № в Постановление № были внесены соответствующие изменения.
Таким образом, в настоящее время Положение, регулирующее спорные правоотношения, утратило силу за исключением обязательств, установленных уже заключенными между сторонами договорами купли-продажи (мены).
Как следует из материалов дела, на момент прекращения действия Положения такой договор с Гавриленко В.П. не закачался.
Суд также учитывает, что действующим законодательством регулируется возможность предоставления работникам муниципальных предприятий служебных жилых помещений, а также предоставления отдельным категориям нуждающихся граждан жилых помещений по договору социального найма. Издание же Положения являлось инициативой органа местного самоуправления, при этом его условия не соответствовали требованиям бюджетного законодательства, что и послужило основанием для его последующей отмены.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.11.2024