Решение по делу № 2а-280/2020 от 18.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2020 РіРѕРґР°                            Рі.Самара

Советский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Туляковой О.А.

при секретаре Стародубовой Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Федотова А.С. к Призывной комиссии Советского внутригородского района г.о.Самара, Военному комиссариату Самарской области, Военному комиссариату по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области об отмене решения о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Федотов А.С. обратился в суд к ответчикам с административным исковым заявлением об отмене решения о призыве на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что он Федотов А.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. В рамках мероприятий, связанных с осенним призывом ДД.ММ.ГГГГ истец прибыл по ранее полученной повестке ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам для прохождения медицинского освидетельствования. Врачам, входящим в состав медицинской комиссии, он предъявлял жалобы на ухудшение состояния здоровья, <данные изъяты>. Данное заболевание также подтверждается медицинскими документами, имеющимися в личном деле. По заключению членов медицинской комиссии истцу было выдано направление на стационарное обследование по его диагнозу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>». Согласно пройденному обследованию в ГБУЗ «<данные изъяты>» врачом-специалистом был вынесен диагноз «<данные изъяты>». С данным заключением он не согласен, так как врач-специалист произвел неправильную оценку состояния его здоровья, нарушив права на качество оказания медицинских услуг, занизив имеющейся диагноз. По результатам медицинского освидетельствования в отношении него была определена призывная категория годности (какая именно категория годности определена не озвучили). Далее на заседании призывной комиссии в отношении истца вынесено решение о призыве на военную службу.

Принятое призывной комиссией Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам решение о призыве на военную службу противоречит действующему законодательству, ведет к нарушению его прав, в частности права на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья

Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просит признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Самарской области по Советского и Железнодорожному районам г.о.Самара о призыве на военную службу Федотова А.С., в рамках осеннего призыва в ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание истец не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель административных ответчиков Призывной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара, Военного комиссариата Самарской области – ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражение на исковое заявление.

Представитель Военного комиссариата по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара Самарской области в суд не явился, извещались надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Статьей 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На основании п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Положениями п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565.

Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).

В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно пункту 20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).

На основании ст. 17 Положения о призыве на военную службу, при наличии оснований, предусмотренных ФЗ-53 "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В соответствии со ст. 18 названного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.

Согласно ст. 19 Положения, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 574.

Согласно п.8 Положения, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Как следует из материалов дела, Федотов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Советского и Железнодорожному районам города Самара, с ДД.ММ.ГГГГ.

При первоначальной постановке на воинский учет Федотову А.С. в ДД.ММ.ГГГГ установлена категория годности к военной службе <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, Федотов А.С. предъявил жалобу на ухудшение состояния его здоровья, на <данные изъяты>, что является признаками наличия заболевания «<данные изъяты>».

По заключению членов медицинской комиссии истцу было выдано направление на стационарное обследование по его диагнозу в ГБУЗ «<данные изъяты>».

Согласно выписному эпикризу №т ГБУЗ «<данные изъяты>» Федотову А.С. вынесен диагноз «<данные изъяты>».

С данным заключением Федотов А.С. не согласен, так как врач-специалист произвел неправильную оценку состояния его здоровья, нарушив права на качество оказания медицинских услуг, занизив имеющейся диагноз.

По результатам медицинского освидетельствования в период осенней ДД.ММ.ГГГГ призывной кампании при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, медицинской комиссией района Федотову А.С. установлена категория годности «<данные изъяты>

К пункту «б» относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы.

При проведении медицинского освидетельствования Федотова А.С. врачами-специалистами медицинской комиссии были учтены жалобы на состояние здоровья, изучены и проанализированы представленные призывником результаты медицинских исследований в медицинских учреждениях <адрес>.

Решением призывной комиссии Советского внутригородского района г. о. Самара (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Федотов А.С. призван на военную службу.

Каких-либо оснований сомневаться в правильности заключения врача, руководящего работой по освидетельствованию граждан, не имеется. Освидетельствование проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в статье 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено.

В соответствии со ст. 29 названного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий с одновременным принятием одного из решений, указанных в п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона.

Кроме того, исходя из положений п. 2 ст. 25, п. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (абз. 5 п. 8).

В соответствии с п. п. 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

Однако, доказательства обращения Федотова А.С. с заявлением о прохождении независимой военно-врачебной экспертизы суду не представлены.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» п.13 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 465).

Согласно п.17 вышеуказанного Положения при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение доводов о наличии у административного истца заболевания «<данные изъяты>» на момент вынесения решения призывной комиссии не представлено. Подтверждение невозможности своевременного предоставления всех медицинских документов, характеризующих заболевание истца, суду не представлено.

Кроме того, вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит разрешению при медицинском освидетельствовании при проведении мероприятий по призыву, включающих, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии (п. 1 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации.

Призыв, в рамках мероприятий которого было вынесено оспариваемое заявителем заключение военно-врачебной комиссии и решение призывной комиссии Советского и Железнодорожного района, на момент вынесения судом решения фактически закончен, набор призывников в настоящее время не ведется, как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании.

При проведении в отношении заявителя мероприятий по новому призыву заявитель вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение, которое заявитель не лишен возможности оспаривать в случае несогласия.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Федотова А.С. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд

Решил:

Исковые требования Федотова А.С. к Призывной комиссии отдела военного комиссариата Советского и Железнодорожного района г. Самара Самарской области, Военному комиссариату Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам об отмене решения о призыве на военную службу– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.01.2020г.

РЎСѓРґСЊСЏ                         Рћ.Рђ. Тулякова

2а-280/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Военный комиссариат Самарской области по Советскому и Железнодорожному районах г. Самары
Призывная комиссия Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам
Федотов А.С.
Военный комисариат Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самара
Судья
Тулякова О. А.
Дело на сайте суда
sovetsky.sam.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее