Дело № 2-2527/2024
УИД № 23RS0047-01-2020-013741-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодар 30 июля 2024 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Кантимира И.Н.
при секретаре Черкашиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володиной С. А., Володина С. А., Степкиной С. И., Квасникова А. Н., Квасникова А. А., Квасниковой Е. В., Цвиркуна С. В., Гайтукиева Е. С., Шаманаевой С. В., Вожжова И. Н., Ганенко Л. К., Ганенко В. Н., Бичунасовой Е. Ю., Смолян Т. С., Смолян М. А., Горбаченко В. С., Яиковой Т. В., Рябчун Е. Г., Ершов С. Н., Ершовой С. С., Шаповаловой О. В., Марченко А. В. к ФГБНУ «Краснодарский научный центр по зоотехнии и ветеринарии», СНТ «Рассвет», МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении факта принадлежности земельных участков СНТ «Рассвет» и признании права на садовые земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ФГБНУ КНЦЗВ об установлении факта принадлежности земельных участков СНТ «Рассвет» и признании права собственности на земельные участки.
В обоснование иска указано, что истцы являются членами СНТ «Рассвет», имеют дачные участки в границах дачного массива № 4 садового товарищества, расположенного в <адрес>. Они владеют участками, оплачивают членские взносы, используют участки в садово-огороднических целях. Само садовое товарищество было создано на землях, изъятых в различные периоды времени у НПО «Прогресс», в настоящее время ФГБНУ КНЦЗВ. Садовое товарищество «Рассвет» зарегистрировано Исполнительным комитетом Советского районного совета народных депутатов г. Краснодара 30.10.1987г. Все земельные участки в садовом товариществе, в том числе и на присоединенных массивах, передавались в собственность его членов бесплатно. Однако земельный массив 4, на котором расположены участки истцов, был сформирован в результате передачи земельного участка, по решению Российской академии сельскохозяйственных наук, в ведомственном подчинении которого находилось ПНО «Прогресс», от 18.04.2000 года № 27.06/74, в районе пос. Зеленопольский, на сельскохозяйственных землях не используемых в производстве из-за отсутствия подъездных путей и малой маневренности при обработке массива сельскохозяйственной техникой, а так же наличием подтоплений. В свою очередь Российская Академия сельскохозяйственных наук при даче согласия на отчуждение имущества подведомственной ей организации руководствовалась Указом Президента РФ от 30.01.1992 года № 84 и Уставом, принятым 05.02.1995 года. В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Указа вновь созданной Академии сельскохозяйственных наук переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящиеся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений. Устав Российской Академии сельскохозяйственных наук от 05.02.1995 года, ст. 52 ГК РФ определяет, что имущество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 года N 84 «О Российской Академии сельскохозяйственных наук» является собственностью Российской академии сельскохозяйственных наук. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1992 года N 84 является актом индивидуального характера, который в отношении конкретных организаций, учитывая специфику, делает исключения из общего правила, установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991г. N3020-1, и закрепляют определенные правомочия собственника за указанными организациями, в связи с чем, Российская академия сельскохозяйственных наук обладала правомочиями собственника закрепленные в ст. 209 ГК РФ. Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Из изложенного, следует, что передача земельного массива дачному товариществу СНТ «Рассвет» было осуществлена на законных основаниях.
Представитель истцов Володиной С.А., Квасникова А.Н., Квасникова А.А., Квасникова Е.В., Цвиркуна С.В., Степкиной С.И., Гайтукиева Е.С., Шаманаевой С.В. – Смык О.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Истцы Володин С.А., Вожжов И.Н., Ганенко Л.К., Ганенко В.Н., Бичунасова Е.Ю., Смолян Т.С., Смолян М.А., Горбаченко В.С., Яикова Т.В., Рябчун Е.Г., Ершов С.Н., Ершова С.С., Шаповалова О.В., Марченко А.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне, месте и времени судебного заседания.
Представитель ФГБНУ КНЦЗВ в судебное заседание не явился был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором признает исковые требования. Просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.
Представители СНТ «Рассвет», МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне, месте и времени судебного заседания.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без присутствия лиц участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Так, постановлением мэрии города Краснодар от 16.10.1997 № 1985 в постоянное (бессрочное) пользование научно-производственному объединению «Прогресс» (далее - НПО «Прогресс») был предоставлен земельный участок общей площадью 3172,97 га для целей сельскохозяйственного использования, о чем выдан государственный акт серия КК-2№ 401001711.
НПО «Прогресс» создано федеральным органом государственной власти, указанный земельный участок, общей площадью 3172,97 га в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» относится к федеральной собственности.
Согласно Решения Советского районного Совета народных депутатов исполнительного комитета от 30.10.1987 № 492/20 (протокол 26) были сформированы садоводческие товарищества и закреплены за организациями и предприятиями Советского района.
По состоянию на 01.01.1995 в фактическом пользовании НПО «Прогресс», предыдущие наименование ФГБНУ «СевероКавказский научно-исследовательский институт животноводства» (далее - ФГБНУ СКНИИЖ) - находилось 3190 га.
Постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара № 309, на основании разрешения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее — Россельхозакадемия) от 25.02.1997 № 25-06/203, в пользу СНТ «Рассвет» изъят земельный участок площадью 13,0 га.
Как следует из искового заявления, Россельхозакадемия не возражала против передачи ФГБНУ СКНИИЖ (подведомственная организация) 12 га пашни в районе поселка Зеленопольский г. Краснодара дачному товариществу «Рассвет» для садоводства и дачного строительства, что подтверждается письмом Россельхозакадемии от 18.04.2000 № 27-06/74, направленным в адрес директора ФГБНУ СКНИИЖ Багмута А.А. Основанием предоставления вышеназванного разрешения послужил Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 и Устав Россельхозакадемии, принятый 05.02.1995.
В силу п. 3 Указа, вновь созданной Академии сельскохозяйственных наук переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящиеся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений.
При этом, в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2011 № 4-В11-8, несмотря на то, что за Россельхозакадемией закреплены определенные полномочия собственника, переданное ей имущество остается государственной собственностью.
Кроме того, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Российской академии наук и отраслевым академиям наук не предоставлено право на отчуждение переданного им федерального имущества.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 1, ст. ст. 12, 166, 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае совершение сделок в силу особенностей распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Россельхозакадемией, должно осуществляться при наличии согласия на то, как Россельхозакадемии, так и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности (наряду с указанным, данный правовой подход закреплен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 12805/05, постановлении Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 16.10.2017 по делу № А61-1355/2016).
Согласно пункту 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как предусмотрено вышеназванным Положением, МТУ Росимущества является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (пункты 5.2, 5.13 названного Положения).
Однако, как следует из материалов дела, МТУ Росимущества не давало согласия на изъятие из постоянного бессрочного пользования ФГБНУ СКНИИЖ в пользу с/т «Рассвет» земельного участка площадью 13,0 га, находящегося в государственной собственности.
Россельхозакадемия, несмотря на отсутствие прав на земельный массив, расположенный в пос. Зеленопольском, выдало ФГБНУ СКНИИЖ разрешение.
Таким образом, разрешения о передаче земельных ресурсов СНТ «Рассвет», в том числе без согласия уполномоченного органа (МТУ Росимущества), не согласуются с требованиями законодательства, а также нарушили имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Помимо прочего, указанные разрешения не могут считаться нормативно-правовым актом, в виду не соответствия стандарту, закрепленному в п. 3.2.1. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, согласно которому, под нормативным правовым актом понимается «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм». Как указано ранее, Россельхозакадемия не являлась обособленно-правомочным органом, потому данные разрешения не являются официальными документами. Кроме того, письмом от 18.04.2000 № 27-06/74, Россельхозакадемия не принимала решения, а лишь ограничилась отсутствием возражения.
Кроме того, исковое заявление мотивировано тем, что истцы являются членами СНТ «Рассвет», имеют участки в границах дачного массива № 4. Указанный дачный массив № 4 в пос. Зеленопольский присоединен к СНТ «Рассвет» в апреле 2000 года по решению ФГБНУ СКНИИЖ. В связи с чем истцы, являясь членами СНТ «Рассвет», имеют право на предоставление в собственность земельных участков.
Так, в соответствии с решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 30.10.1987 № 492/20, принятого на основании решения крайисполкома от 24.07.1985 № 378 «Об утверждении схем развития коллективного садоводства и примерного устава садоводческого товарищества в Краснодарском крае» и распоряжения горисполкома от 31.08.1987 № 787/р, на землях ОПХ «Рассвет», общей площадью 251,1 га, сформировано с/т «Рассвет» на площади - 81,84 га.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 25.08.1995 № 987 «О предоставлении в собственность садовых участков членам с/т Рассвет», членам СНТ «Рассвет» «Рассвет» предоставлены в собственность садовые участки общей площадью 64.18 га. В соответствии с указанным постановлением членам садового товарищества «Рассвет» в собственность предоставлялось 3 земельных массива общей площадью 64,18 га согласно спискам:
Массив № 1 предоставлялся членам СНТ «Рассвет», получивших садовые участки в 1987 г.
Массив № 2 предоставлялся членам СНТ «Рассвет», получивших садовые участки в 1990 г.
Массив № 3 предоставлялся членам СНТ «Рассвет», получивших садовые участки в 1994 г.
В последующем, постановлением главы городского самоуправления мэра города Краснодара № 309, на основании разрешения Российской академии сельскохозяйственных наук от 25.02.1997 № 25-06/203, в пользу СНТ «Рассвет» изъят земельный участок площадью 13,0 га.
Кроме того, согласно письму Россельхозакадемии от 18.04.2000 № 27-06/74, направленного в адрес директора ФГБНУ СКНИИЖ Багмута А.А, учреждение не возражало против передачи ФГБНУ СКНИИЖ (подведомственная организация) 12 га пашни в районе поселка Зеленопольский г. Краснодара дачному товариществу «Рассвет» для садоводства и дачного строительства.
Постановлением главы городского самоуправления мэра города Краснодара от 04.07.2000 № 1314 утверждена фактическая общая площадь земельных участков в размере 78.06 га для коллективного садоводства СНТ «Рассвет» в границах, указанных в прилагаемых планах, которые также предоставлены на праве постоянного (бессрочно) пользования СНТ «Рассвет».
В силу распоряжения Пашковской поселковой администрации от 27.03.2001 № 60 «О передаче земельного массива администрации Карасунского округа г. Краснодара в пос. Знаменском 125-й км, для коллективного садоводства и огородничества», из земель запаса Пашковской поселковой администрации, администрации Карасунского округа г. Краснодара передан земельный массив общей площадью 4,74 га, для последующей передачи в собственность СНТ «Рассвет».
На основании постановления главы муниципального образования города Краснодара от 16.01.2008 № 61 «Об утверждении проекта границ земельного участка СНТ «Рассвет» в районе <адрес> - 125 км», утвержден проект границ земельного участка, подготовленный СНТ «Рассвет», общей площадью 38 469 кв. м для эксплуатации земель общего пользования в районе <адрес> - 125 км, в границах, расположенных по адресу: <адрес>
Так, в списки, являющиеся приложением к постановлению администрации Краснодара от 25.08.1995 № 987 «О предоставлении в собственность садовых участков членам СНТ Рассвет» истцы не включены и не могли быть включены, поскольку в данных списках указаны члены, получившие земельные участки в 1987 г., 1990 г., 1994 г., в то время как истцы являются членами с 2000 г. (как следует из искового заявления).
Документы, подтверждающие право на предоставление бесплатно земельных участков членам СНТ «Рассвет», с приложением соответствующего списка, получивших земельные участки бесплатно, в отношении массива № 4, а также документы, подтверждающие включение в списки истцов не представлены.
Формирование земельного массива № 4, за предоставлением которого истцы обратились в суд, ни одним из вышеназванных документов не подтверждено.
Таким образом, испрашиваемый истцами земельный участок не входит в состав территории СНТ «Рассвет».
Кроме того, спорный земельный участок не может быть включен в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек.
Так, установленный вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования, садоводства и дачного строительства, в границах, описанных в настоящем определении суда координат» не соответствует установленным требованиям о целевом использовании сельскохозяйственных земель.
Спорный земельный участок (площадью 13 га), изъятый в пользу с/т «Рассвет», отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, о чем свидетельствует государственный акт серии КК-2 № 401001711.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения:
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие названного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства урегулировано в ст. 8 названного Федерального закона и не предусматривает специальных правил оборота земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
С учетом вышеизложенных норм права, а также положений п. 1 ст. 2 ЗК РФ оборот указанных земельных участков регулируется нормами данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 1 и 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27.07.2016 № 89-АПГ16-5, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Володиной С. А., Володина С. А., Степкиной С. И., Квасникова А. Н., Квасникова А. А., Квасниковой Е. В., Цвиркуна С. В., Гайтукиева Е. С., Шаманаевой С. В., Вожжова И. Н., Ганенко Л. К., Ганенко В. Н., Бичунасовой Е. Ю., Смолян Т. С., Смолян М. А., Горбаченко В. С., Яиковой Т. В., Рябчун Е. Г., Ершов С. Н., Ершовой С. С., Шаповаловой О. В., Марченко А. В. к ФИО23 «Краснодарский научный центр по зоотехнии и ветеринарии», СНТ «Рассвет», МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении факта принадлежности земельных участков СНТ «Рассвет» и признании права на садовые земельные участки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2024 года.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара И.Н. Кантимир