Решение по делу № 33-1594/2023 от 11.04.2023

Судья Ермишина Е.С.

№ 33-1594/2023

10RS0011-01-2022-016505-93

№2-646/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Тимошкиной Т.Н., Величко С.А.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 года по иску А.А., Т.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия о защите трудовых прав.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

иск мотивирован по тем основаниям, что (...) А.А. с 25.01.2008 по 25.03.2022, (...) Т.Г. с 15.09.2005 по 25.03.2022 состояли в трудовых отношениях с ответчиком. Ответчик при начислении содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении не включал в расчет средства материального стимулирования, что противоречит действующему законодательству. Полагая, что указанные денежные средства начислены неверно, поскольку при расчете не учтено материальное стимулирование, истец (...) А.А. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 442023,77 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 210111,11 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 91254,16 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; истец (...) Т.Г. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 289630,24 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 124075,72 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 80891,78 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, истец (...) А.А. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 442023,77 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 209703,95 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 137015,67 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; истец (...) Т.Г. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 289630,24 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 124075,72 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 80891,78 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба России, Министерство финансов Российской Федерации.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу (...) А.А. денежные средства в размере 492310,89 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; в пользу (...) Т.Г. денежные средства в размере 323723,46 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

Истцы не согласились с законностью и обоснованностью решения, просят его отменить, и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе повторяют позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции: не согласны с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ; не согласны с отказом в удовлетворении части требований со ссылкой на пропуск срока для обращения в суд, полагая, что это противоречит задачам гражданского судопроизводства и создает препятствия для защиты трудовых прав истцов: указывают, что применив при рассмотрении исковых требований положения ст. 392 ТК РФ, суд не учел длящийся характер допущенного работодателем нарушения прав истцов.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истицы не явились, извещены о дне слушания дела. Их представитель ФИО доводы жалобы поддержала.

Иные участники процесса в судебное заедание не явились, извещены о дне слушания дела.

Заслушав представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в выплате компенсации за задержку выплат ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что (...) А.А. состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 25.01.2008, замещая должность гражданской службы - (...), с которой была уволена 25.03.2022 на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

(...) Т.Г. с 15.09.2005 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, замещая должность гражданской службы - (...), с которой была уволена 25.03.2022 на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч. ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.

Часть 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ) предусматривает, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Пункт 2 вышеуказанных Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцам перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, в т.ч. и в УФНС России по Республике Карелия, которая ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений позволяют согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.

В период службы истцам производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

Ответчиком не оспаривался тот факт, что дополнительное материальное стимулирование истца осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Перечисленные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований не были учтены при расчете денежного содержания истца при определении размера компенсации при расторжении служебного контракта, размера компенсации за неиспользованный отпуск и размера денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда входило в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежало учету как при расчете оплаты периодов нахождения истцов в очередных отпусках, так и при исчислении компенсационных выплат.

В связи с этим суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу (...) А.А. задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., компенсацию при увольнении 442023,77 руб.; в пользу (...) Т.Г. задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 25855,73 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., компенсацию при увольнении 289630,24 руб. Расчет заявленной к взысканию суммы судом проверен.

Также судом по ходатайству стороны ответчика применен годичный срок исковой давности по требованиям, о взыскании выплат до 16.11.2021, учитывая дату подачи иска в суд 16.11.2021.

С указанными выводами судебная коллегия также соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

В силу ч. 17 ст. 70 Федерального закона № 79-ФЗ сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Отказывая в признании уважительной причину пропуска срока обращения за защитой нарушенного права, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленными платежными ведомостями, расчетными листками, объяснениями сторон подтверждено, что денежное содержание за период службы начислялось и выплачивалось истцам ежемесячно, за периоды нахождения в отпусках денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов отпускных, конкретные составные части заработной платы и суммы отпускных отражались в расчетных листках, ограничения доступа к которым у истиц не было.

Доводы жалобы стороны истцов о том, что срок обращения в суд не пропущен, исходя из даты увольнения, со ссылкой на ст. 140 Трудового кодекса РФ, не могут быть признаны обоснованными, поскольку спорные суммы денежного содержания за периоды отпусков с 2020 года по 16.11.2021, истцам начислены не были. Соответственно, не имеется оснований для вывода о длящемся характере нарушения трудовых прав истиц.

Указанный вывод соответствует и разъяснениям, данным в п.56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которым при признании длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Установив нарушение трудовых прав истиц, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениями п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» взыскал с ответчика в пользу истиц компенсацию морального вреда в сумме по 5000 руб. в пользу каждой.

Отказывая истцам в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что данная ответственность работодателя наступает только в случае нарушения работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы; спорные выплаты истцам не начислялись.

С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться.

Согласно позиции изложенной в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. № 16-П, денежная компенсация за задержку выплат подлежит взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся вам выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право на их получение. В этом случае размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием они должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований истцов в части отказа в выплате компенсации нельзя признать законным, оно подлежит отмене на основании положений п.п. 3, 4 ч.1ст.330Гражданского процессуального кодекса РФ, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований истца, в рамках представленного расчета, проверенного коллегией, без взыскания компенсации на будущий, после вынесения судебного решения период.

В пользу истцов подлежит взысканию компенсация за задержку выплат из следующего расчета:

- в пользу (...) А.А. в общем размере 60529,14 руб. за период с 26.03.2022 по 10.11.2022, на сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб. – 8267,20 руб.; на сумму компенсации при увольнении 442023,77 руб. – 52261,94 руб.;

- пользу (...) Т.Г. в общем размере 41701,79 коп. за период с 26.03.2022 по 10.11.2022, на суму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб. – 1354,23 руб., перерасчет отпускных в размере 25855,73 руб. – 6403,61 руб., на сумму компенсации при увольнении 289630,24 руб. – 33943,95 руб.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат, с принятием в данной части нового решения о частичном удовлетворении иска.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ИНН (...)) в пользу А.А. (паспорт (...)) компенсацию за задержку выплат в размере 60529,14 руб.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ИНН (...)) в пользу Т.Г. (паспорт (...)) компенсацию за задержку выплат в размере 41701,79 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Ермишина Е.С.

№ 33-1594/2023

10RS0011-01-2022-016505-93

№2-646/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Тимошкиной Т.Н., Величко С.А.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 года по иску А.А., Т.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия о защите трудовых прав.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

иск мотивирован по тем основаниям, что (...) А.А. с 25.01.2008 по 25.03.2022, (...) Т.Г. с 15.09.2005 по 25.03.2022 состояли в трудовых отношениях с ответчиком. Ответчик при начислении содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении не включал в расчет средства материального стимулирования, что противоречит действующему законодательству. Полагая, что указанные денежные средства начислены неверно, поскольку при расчете не учтено материальное стимулирование, истец (...) А.А. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 442023,77 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 210111,11 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 91254,16 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; истец (...) Т.Г. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 289630,24 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 124075,72 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 80891,78 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, истец (...) А.А. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 442023,77 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 209703,95 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 137015,67 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; истец (...) Т.Г. просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., задолженность по компенсации при увольнении госслужащего в размере 289630,24 руб., задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 124075,72 руб., компенсацию (проценты) за задержку причитающихся выплат в размере 80891,78 руб., а после вынесения решения по существу возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба России, Министерство финансов Российской Федерации.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу (...) А.А. денежные средства в размере 492310,89 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; в пользу (...) Т.Г. денежные средства в размере 323723,46 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

Истцы не согласились с законностью и обоснованностью решения, просят его отменить, и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе повторяют позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции: не согласны с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ; не согласны с отказом в удовлетворении части требований со ссылкой на пропуск срока для обращения в суд, полагая, что это противоречит задачам гражданского судопроизводства и создает препятствия для защиты трудовых прав истцов: указывают, что применив при рассмотрении исковых требований положения ст. 392 ТК РФ, суд не учел длящийся характер допущенного работодателем нарушения прав истцов.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истицы не явились, извещены о дне слушания дела. Их представитель ФИО доводы жалобы поддержала.

Иные участники процесса в судебное заедание не явились, извещены о дне слушания дела.

Заслушав представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в выплате компенсации за задержку выплат ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что (...) А.А. состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 25.01.2008, замещая должность гражданской службы - (...), с которой была уволена 25.03.2022 на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

(...) Т.Г. с 15.09.2005 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, замещая должность гражданской службы - (...), с которой была уволена 25.03.2022 на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч. ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.

Часть 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ) предусматривает, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Пункт 2 вышеуказанных Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцам перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, в т.ч. и в УФНС России по Республике Карелия, которая ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений позволяют согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.

В период службы истцам производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

Ответчиком не оспаривался тот факт, что дополнительное материальное стимулирование истца осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Перечисленные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований не были учтены при расчете денежного содержания истца при определении размера компенсации при расторжении служебного контракта, размера компенсации за неиспользованный отпуск и размера денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда входило в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежало учету как при расчете оплаты периодов нахождения истцов в очередных отпусках, так и при исчислении компенсационных выплат.

В связи с этим суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу (...) А.А. задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб., компенсацию при увольнении 442023,77 руб.; в пользу (...) Т.Г. задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 25855,73 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб., компенсацию при увольнении 289630,24 руб. Расчет заявленной к взысканию суммы судом проверен.

Также судом по ходатайству стороны ответчика применен годичный срок исковой давности по требованиям, о взыскании выплат до 16.11.2021, учитывая дату подачи иска в суд 16.11.2021.

С указанными выводами судебная коллегия также соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

В силу ч. 17 ст. 70 Федерального закона № 79-ФЗ сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Отказывая в признании уважительной причину пропуска срока обращения за защитой нарушенного права, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленными платежными ведомостями, расчетными листками, объяснениями сторон подтверждено, что денежное содержание за период службы начислялось и выплачивалось истцам ежемесячно, за периоды нахождения в отпусках денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов отпускных, конкретные составные части заработной платы и суммы отпускных отражались в расчетных листках, ограничения доступа к которым у истиц не было.

Доводы жалобы стороны истцов о том, что срок обращения в суд не пропущен, исходя из даты увольнения, со ссылкой на ст. 140 Трудового кодекса РФ, не могут быть признаны обоснованными, поскольку спорные суммы денежного содержания за периоды отпусков с 2020 года по 16.11.2021, истцам начислены не были. Соответственно, не имеется оснований для вывода о длящемся характере нарушения трудовых прав истиц.

Указанный вывод соответствует и разъяснениям, данным в п.56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которым при признании длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Установив нарушение трудовых прав истиц, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениями п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» взыскал с ответчика в пользу истиц компенсацию морального вреда в сумме по 5000 руб. в пользу каждой.

Отказывая истцам в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что данная ответственность работодателя наступает только в случае нарушения работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы; спорные выплаты истцам не начислялись.

С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться.

Согласно позиции изложенной в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2023 г. № 16-П, денежная компенсация за задержку выплат подлежит взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся вам выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право на их получение. В этом случае размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием они должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований истцов в части отказа в выплате компенсации нельзя признать законным, оно подлежит отмене на основании положений п.п. 3, 4 ч.1ст.330Гражданского процессуального кодекса РФ, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований истца, в рамках представленного расчета, проверенного коллегией, без взыскания компенсации на будущий, после вынесения судебного решения период.

В пользу истцов подлежит взысканию компенсация за задержку выплат из следующего расчета:

- в пользу (...) А.А. в общем размере 60529,14 руб. за период с 26.03.2022 по 10.11.2022, на сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 50287,12 руб. – 8267,20 руб.; на сумму компенсации при увольнении 442023,77 руб. – 52261,94 руб.;

- пользу (...) Т.Г. в общем размере 41701,79 коп. за период с 26.03.2022 по 10.11.2022, на суму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8237,49 руб. – 1354,23 руб., перерасчет отпускных в размере 25855,73 руб. – 6403,61 руб., на сумму компенсации при увольнении 289630,24 руб. – 33943,95 руб.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат, с принятием в данной части нового решения о частичном удовлетворении иска.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ИНН (...)) в пользу А.А. (паспорт (...)) компенсацию за задержку выплат в размере 60529,14 руб.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (ИНН (...)) в пользу Т.Г. (паспорт (...)) компенсацию за задержку выплат в размере 41701,79 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1594/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Столетова Тамара Геннадьевна
Лаврова Анна Алексеевна
Ответчики
УФНС России по Республике Карелия
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба России
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Глушенко Наталия Олеговна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
11.04.2023Передача дела судье
10.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Передано в экспедицию
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее