Решение по делу № 2-5334/2015 от 28.07.2015

Дело

Мотивированное решение

составлено 04.12.2015 года

Решение

Именем Российской Федерации

дата                  <адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего Н.С. Юсуповой, при секретаре Т.С. Манохиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

установил:

В суд обратился <адрес> транспортный прокурор с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД об обязании совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что <адрес> транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Дальневосточного управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, а также представителей общественных организаций инвалидов <адрес> края проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале <адрес> Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». По результатам проведенной проверки установлено, что вокзал <адрес> не в полной мере отвечает требованиям законодательства РФ по обеспечению доступной среды для инвалидов и других групп маломобильного населения. В ходе проведенной выездной проверки установлено, что на вокзале Владивосток оборудованы санитарные комнаты (туалеты) для инвалидов. Однако, данные туалеты не соответствуют требованиям п. 3.5.7. СП 2.5.1198-03, в частности ширина унитаза составляет 370 мм, согласно нормам должна быть 600 мм; ширина двери 800 мм, норма - 900 мм; кроме того, поручни, установленные в данных санитарных комнатах, являются стационарными, а не навесными (откидными), что приводит к тому, что инвалид-колясочник фактически не может воспользоваться данным туалетом. В нарушение п. 5.2.4 СП 59.133330.2012 дверной проем в туалет имеет порог 6,5 см (норма не более 0,014 м или 1,4 см). Также установлено, что в зале пригородных касс отсутствует специальное окно для обслуживания инвалидов, что противоречит положениям п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03, согласно которым в системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. В кассовом зале поездов дальнего следования окно, предусмотренное для обслуживания инвалидов, установлено на уровне 105 см от пола. Вместе с тем, согласно п. 7.1.9 СП 59.133330.2012, поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,85 м над уровнем пола. В здании вокзала, в нарушение п.п. 4.1.12, 5.2.3, 5.2.12 СП 59.133330.2012 участки пола на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей не имеют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность; не оборудованы предупреждающими тактильными полосами, не выделены цветом или фактурой лестничные марши и краевые ступени лестниц, расположенных при входе в здание вокзала. На основных путях движения в здании вокзала отсутствует тактильная направляющая полоса, необходимая для передвижения инвалидов по зрению. Предупредительные тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения отсутствуют и на кромках посадочной стороны перрона. Порог наружной двери вокзала, предназначенной для доступа инвалидов, составляет 7,5 см (норма не более 0,014 мили 1,4 см). В здании вокзала отсутствует дублирование информационных обозначений помещений внутри здания рельефными знаками (тактильная схема движения для инвалидов по зрению). Также, в ходе проведенной проверки установлено, что санитарные комнаты, предназначенные для инвалидов тревожной (световой и звуковой) сигнализацией не оборудованы. Пандус, расположенный перед входом в здание вокзала Владивосток не соответствует нормативам, установленным п. 4.1.14 СП 59.133330.2012, ширина между поручнями пандуса, составляет 117 см (норматив 0,9 м-1,0м). В ходе проведенной проверки установлено, что в здание вокзала со стороны остановки общественного транспорта имеется 2 входа, при этом только один из них доступен для маломобильных групп населения. Однако, указатели направления со стороны входа, не предназначенного для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, не установлены. Также, в нарушение 3.1.17. СП 2.5.1198-03, в здании вокзала Владивосток отсутствует грузопассажирский лифт для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами. Отсутствие вышеперечисленных приспособлений и устройств, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, в частности пожилым людям, женщинам с детьми в колясках, вести социально-активную жизнь, пользоваться всеми предлагаемыми перевозчиком услугами. Прокурор просит суд обязать ОАО «РЖД» в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать железноророжный вокзал <адрес> следующими приспособлениями и устройствами: в туалетах для инвалидов установить: тревожную (звуковую и световую)
сигнализацию с выходом на пульт дежурного; унитаз шириной не менее 600 мм;
откидной поручень возле унитаза со стороны посадки; в здании железнодорожного вокзала: установить тактильную схему движения для инвалидов по зрению; тактильную направляющую полосу на основных путях движения в здании вокзала; участки пола на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей оборудовать тактильными предупреждающими указателями; краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой; перед лестничными маршами установить предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м, оборудовать грузопассажирский лифт для инвалидов-колясочников с сопровождающими лицами; в зале пригородных касс, а также в кассовом зале поездов дальнего следования оборудовать кассовые окна для инвалидов высотой не более 0,85 м; уменьшить высоту порогов дверных проемов, на пути движения инвалидов, до 0,014 м; поручни на пандусе, расположенном при входе в здание вокзала
Владивосток, разместить на ширине не более 0,9м-1,0 м; возле центрального входа в здание железнодорожного вокзала Владивосток установить направляющий указатель для маломобильной группы населения указывающий путь к ближайшему доступному входу; подходы к лестницам, расположенным при входе в здание железнодорожного вокзала оборудовать предупреждающей тактильной плиткой шириной 0,3-0,5 м, крайние ступени контрастной полосой.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.    

Представитель ОАО « РЖД» по доверенности иск не признала по доводам, указанным в письменном отзыве (л.д.47-48), суду дополнительно пояснила, что в указанные прокурором сроки выполнить требуемые работы не возможно. Просила в иске отказать.

Представитель Департамента культуры <адрес> края против удовлетворения требований прокурора не возражал, однако, в более продолжительный срок.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Абз.6 ст. 15 указанного Федерального закона прямо предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Одним из средств конкретизации положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений -объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, например, СП 59.133330.2012 «Свод правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СП 59.133330.2012), а также в санитарных правилах, например СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации \ пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 (далее по тексту СП 2.5.1198-03).

В судебном заседании установлено, что <адрес> транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале <адрес>, по результатам которой установлено, что вокзал Владивосток не в полной мере отвечает требованиям законодательства Российской Федерации по обеспечению доступной среды для инвалидов и других групп маломобильного населения.

В Акте выездной проверки железнодорожного вокзала <адрес> дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подраждения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» от дата (л.д. 7-9) были зафиксировано, что в нарушение п. 3.2.5. СП 2.5.1198-03 на вокзале Владивосток отсутствует место для мытья и дезинфекции урн и контейнеров; в нарушение п. 3.2.6 СП 2.5.1198-03 перед входными дверями в здание железнодорожного вокзала Владивосток отсутствует устройство для очистки обуви пассажиров с приямком и обогревом в зимний период года; в нарушение п. 3.1.13 СП 2.5.1198-03 в помещении для уборщиц отсутствует ванна для мытья ветоши и уборочного инвентаря, трап для слива воды; в нарушение п. 3.6.3 СП 2.5.1198-03 в зале касс пригородного сообщения уровень освещенности составляет 145 лк, при норме 200 лк (снижение на 55 лк); в нарушение п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 ширина дверного проема комнаты длительного пребывания пассажиров (КДО), расположенной на втором этаже вокзала Владивосток, составляет 78 см; в нарушение п. 3.5.7 СП 2.5.1198-03 туалет для инвалидов не соответствует установленным нормативам: фактическая длина 1930 мм (норматив 2300 мм), фактическая ширина 3100мм (норматив 1550 мм), фактическая высота 3800 мм (норматив 1950 мм), ширина унитаза -370 мм (норматив 600 мм), расстояние от унитаза до стены 530 мм (норматив 800 мм), ширина двери 800 мм (норматив 900 мм). С обеих сторон унитаза установлены стационарные поручни (отсутствует откидной поручень со стороны посадки); в нарушение п. 5.3.6, п. 5.5.7 СП 59.133330.20,12 в санитарных комнатах отсутствует система тревожной сигнализации; в нарушение п. 5.2.4 СП 59.133330.2012 дверной проем в туалет имеет порог 6,5 см (норма не более 0,014 м или 1,4 см); в нарушение п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03 и п. 7.1.9 СП 59.133330.2012 в зале пригородных касс отсутствует выделенное окно для инвалидов; в нарушение п. 7.1.9 СП 59.133330.2012 в кассовом зале на первом этаже кассовое окно, предназначенное для инвалидов, располагается на высоте 105 см от пола, наравне с остальными кассовыми окнами (норма не более 0,85 м или 85 см); в нарушение п. 4.1.12, п. 5.2.12 СП 59.133330.2012 перед лестницами, расположенными как внутри здания железнодорожного вокзала, так и снаружи, отсутствуют предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м; в нарушение п. 4.1.12 СП 59.133330.2012 краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой; в нарушение п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 в здании железнодорожного вокзала отсутствует грузопассажирский лифт для инвалидов-колясочников с сопровождающими лицами; в нарушение п. 5.5.8, п. 7.1.8 СП 59.133330.2012 в здании вокзала отсутствует дублирование информационных обозначений помещений внутри здания рельефными знаками (тактильная схема движения для инвалидов по зрению); в нарушение п.5.2.3 СП 59.133330.2012 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей не имеют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность; в нарушение п. 7.1.8 СП 59.133330.2012 на основных путях движения в здании вокзала отсутствует тактильная направляющая полоса; в нарушение п. 5.1.4 СП 59.133330.2012 порог наружной двери вокзала, предназначенной для доступа инвалидов, составляет 7,5 см (норма не более 0,014 м или 1,4 см); в нарушение п. 7.4.15 СП 59.133330.2012 на кромках посадочной стороны перрона отсутствуют предупредительные тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения; в нарушение п. 4.1.14 СП 59.133330.2012 ширина между
поручнями пандуса, расположенного перед входом в здание вокзала,
составляет 117 см (норматив 0,9 м-1,0м); в нарушение п. 5.5.1 СП 59.133330.2012, возле центрального входа
в здание вокзала Владивосток отсутствует указатель направления,
указывающий путь к ближайшему доступному для малогабаритных групп
населения входу в здание. Отсутствие вышеперечисленных приспособлений и устройств, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, в частности пожилым людям, женщинам с детьми в колясках, вести социально-активную жизнь, пользоваться всеми предлагаемыми перевозчиком услугами.

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры малогабаритным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» здание железнодорожного вокзала Владивосток входит в перечень памятников исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения.

В силу ч.1 ст. 45 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Аналогичное требование содержится в п. 1.3 СП 59.133330.2012.

Таким образом, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в порядке ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным определить срок исполнения судебного решения в течение одного года по всем заявленным требованиям, в отношении оборудования грузопассажирского лифта определить срок 1 год 6 месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:    

    Иск <адрес> транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать железнодорожный вокзал Владивосток следующими приспособлениями и устройствами:

-в туалетах для инвалидов установить: тревожную (звуковую и световую)
сигнализацию с выходом на пульт дежурного; унитаз шириной не менее 600 мм;
откидной поручень возле унитаза со стороны посадки;

-в здании железнодорожного вокзала: установить тактильную схему движения для инвалидов по зрению; тактильную направляющую полосу на основных путях движения в здании вокзала; участки пола на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей оборудовать тактильными предупреждающими указателями; краевые ступени лестничных маршей выделить цветом или фактурой; перед лестничными маршами установить предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м,

- в зале пригородных касс, а также в кассовом зале поездов дальнего следования оборудовать кассовые окна для инвалидов высотой не более 0,85 м; уменьшить высоту порогов дверных проемов, на пути движения инвалидов, до 0,014 м;

-поручни на пандусе, расположенном при входе в здание вокзала Владивосток, разместить на ширине не более 0,9м-1,0 м;

-возле центрального входа в здание железнодорожного вокзала Владивосток установить направляющий указатель для маломобильной группы населения указывающий путь к ближайшему доступному входу; подходы к лестницам, расположенным при входе в здание железнодорожного вокзала оборудовать предупреждающей тактильной плиткой шириной 0,3-0,5 м, крайние ступени контрастной полосой.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать грузопассажирский лифт для инвалидов-колясочников с сопровождающими лицами.

    Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                   Н.С. Юсупова

2-5334/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приморский транспортный прокурор
Ответчики
РЖД
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Дело на сайте суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
28.07.2015Передача материалов судье
28.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2015Судебное заседание
01.12.2015Судебное заседание
25.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее