Решение от 24.06.2022 по делу № 21-561/2022 от 23.05.2022

дело №21-561                                                                                         судья Баранова Е.Е.

РЕШЕНИЕ

24 июня 2022 года.                                            г.Тула, пр.Ленина, д.45.

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Порсик Е.Д. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года , оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Тулы от 6 апреля 2022 года, ООО «Брянская мясная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, защитник ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Порсик Е.Д. просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитников ООО «Брянская мясная компания» по доверенностям Порсик Е.Д. и Никитина А.Л., возражения представителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Филяевой В.В., обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом и судьей районного суда вменено ООО «Брянская мясная компания» совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах: на основании распоряжений руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 мая 2021 года №289-Р и от 28 июня 2021 года №343-Р проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Брянская мясная компания», в хоте которой установлено, что Общество эксплуатирует объект, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за «Ферма с пастбищным содержанием КРС вблизи <адрес>, отнесенный к объектам II категории.

Юридическим лицом ООО «Брянская мясная компания» не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно в процессе деятельности у Общества образуются отходы IV класса опасности (навоз крупного рогатого скота свежего код ФККО и навоз конский свежий код ФККО ), однако Общество не ведет учет данных отходов, в нарушении требований п.1 ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о нарушении ООО «Брянская мясная компания» указанных выше требований законодательства и совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ.

Однако с указанным выводом должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В качестве доказательства виновности ООО «Брянская мясная компания» должностным лицом и судьей районного суда принят протокол об административном правонарушении от 20 сентября 2021 года.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения), лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статьей 23.29 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, при этом от имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (п.5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №400).

В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 марта 2015 года №224, государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

На основании распоряжений руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 мая 2021 года №289-Р и от 28 июня 2021 года №343-Р проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Брянская мясная компания».

Указанным распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в состав лиц, уполномоченных на проведение проверки, включен ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1

В ходе проверки в деятельности ООО «Брянская мясная компания» были выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которые зафиксированы в акте проверки от 19 июля 2021 года

20 сентября 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в отношении ООО «Брянская мясная компания» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Как усматривается из материалов дела, совершенное обществом административное правонарушение выражается в неисполнении возложенных на него п.1 ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 4, 7, 10, 13, 15 Правил учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1028, обязанностей.

Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации (либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов), а не местом нахождения промышленной площадки, где проведена проверка и выявлено неисполнение экологических требований.

В силу ч.3 ст.25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, местом нахождения ООО «Брянская мясная компания» является: <адрес>.

Вблизи <адрес> ООО «Брянская мясная компания» имеет промышленную площадку, где проведена проверка и выявлено неисполнение экологических требований, а филиалов не имеет.

Следовательно, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, ООО «Брянская мясная компания» является: <адрес>

Данный адрес относится к юрисдикции государственных инспекторов Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, осуществляющих свою деятельность в Брянской области.

Федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в зоне своей деятельности.

Зона деятельности государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 определена границами Тульской области, что прямо следует из распоряжения руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 мая 2021 года №289-Р.

Следовательно ФИО1 не имел полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Брянская мясная компания», допущенном юридическим лицом по адресу: <адрес>

Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в отношении общества рассмотрено должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в г.Туле с нарушением правил подведомственности.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении от 20 сентября 2021 года был составлен государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вне зоны его деятельности, то в ходе производства по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

По смыслу норм права, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт, принятый по делу.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении от 20 сентября 2021 года в отношении ООО «Брянская мясная компания» по ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, является недопустимым доказательством.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства, полученного с нарушениями закона, то обжалуемые постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 6 апреля 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Брянская мясная компания», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.2.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.2.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░.1 ░░.30.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.3 ░░.31.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30.12 - 30.19 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░:

21-561/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Брянская мясная компания"
Суд
Тульский областной суд
Судья
Башкиров Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
24.05.2022Материалы переданы в производство судье
07.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022Дело оформлено
01.07.2022Дело передано в экспедицию
24.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее