СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
89RS0001-01-2022-000992-82
Гражданское дело № 2-658/2022
Судья Позднякова М.И.
Апелляционное дело № 33-2701/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2022года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Долматова М.В., Акбашевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кох А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Смирновой М.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Коневу Дмитрию Николаевичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи из одного человека, благоустроенное применительно к условиям с. Мужи Шурышкарского района жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 33 кв.м, соответствующее санитарным и техническим и иным требованиям жилищного законодательства, на территории с. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В удовлетворении исковых требований прокурора Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения представителя ответчика Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Травниковой С.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей об отмене решения суда в части требований иска к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска в данной части, объяснения прокурора Рукавишникова П.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что Конев Д.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Конева В.П. умерла 05 мая 2013 года, сведения об отце отсутствуют. Конев Д.Н. собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является. Право на получение истцом жилого помещения специализированного жилищного фонда возникло 07 августа 2021 года, однако по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено. На основании изложенного прокурор просил возложить обязанность на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Коневу Д.Н. отвечающее установленным требованиям жилое помещение из жилищного фонда автономного округа на территории с. Мужи Шурышкарского района по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
До рассмотрения спора по существу, судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрация муниципального образования Шурышкарский район.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Салехард Фролова Т.Ю., действующая по поручению прокурора Шурышкарского района, требования иска поддержала.
Представитель ответчика Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Смирнова М.А., действующая на основании доверенности, с требованиями иска не согласилась, просила Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа исключить из числа ответчиков.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Конева Д.Н., представителей ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа,Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, представителей третьих лиц, Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Шурышкарский район, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Пашков Е.А., действующий на основании доверенности, с требованиями иска не согласился, указав, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, поскольку между исполнением Правительством полномочий в соответствии с установленной компетенцией и не предоставлением Каневу Д.Н. жилого помещения отсутствует прямая причинно-следственная связь. Считал, что и у Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не возникла обязанность по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа не осуществил действия по приобретению жилья, в связи с чем, Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не может являться ответчиком по данному делу.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности, также требования иска не признал, указал, что Коневу Д.Н. возможно предоставление специализированного жилого помещения в г. Тюмени в течение текущего года. Просил исключить из числа лиц, участвующих в деле Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С указанным решением не согласен ответчик Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
В апелляционной жалобе, представитель ответчика Смирнова М.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в части удовлетворения требований к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что каких-либо правовых оснований для предоставления Управлением делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Коневу Д.Н. специализированного жилого помещения не имеется, поскольку на момент достижения последним возраста 18-ти лет, предусмотренные Законом 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» и Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2019 года № 923-П основания для его обеспечения жильем не возникли, так как функция приобретения жилья в собственность автономного округа не осуществлена Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В возражениях на апелляционную жалобу представительДепартамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, указал, что формирование специализированного жилищного фонда осуществляется не только путем закупок Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Управлением делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа иными способами, например эффективным управлением жилищным фондом автономного округа, в связи с чем, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Конев Д.Н., представители ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представители третьих лиц, - Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Шурышкарский район, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно них, заслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Конев Дмитрий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Конев Д.Н. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> по месту жительства опекуна, членом которого он не является.
Приказом управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район от 11 сентября 2017 года № 538/1, Конев Д.Н. принят на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ЯНАО по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года № 284-зд утвержден сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда автономного округа по договора найма специализированных жилых помещений.
Конев Д.Н. включен в указанный сводный список с 08 сентября 2017 года.
Какие либо жилые помещения на праве собственности, либо по договору социального найма у Конева Д.Н. отсутствуют.
Разрешая спор по существу заявленных в иске требований, суд первой инстанции, учитывая возраст истца, отнесение его к числу детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, пришел к выводу о праве истца на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и возложил обязанность по предоставлении истцу указанного жилого помещения на Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также на Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 4 Федерального закона от 23 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
На основании абзаца 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз. 2-3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 части 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, ранее, чем по достижении возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указаных в абз. 1 ч. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из приведенных норм материального права, при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья, правом на его получение обладают лица названной категории, достигшие возраста 18 лет.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 3 ст. 8 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 40-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченным органом в сфере жилищной политики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной статьей 18 настоящего Закона для семьи из одного человека.
В соответствии с п. 2.77 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года №105-П Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнительным органом автономного округа, осуществляет государственные полномочия по принятию решения о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2019 года № 923-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа определено
исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за осуществление мероприятий по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, учитывая отнесение истца к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у истца жилого помещения на праве собственности, либо на условиях договора социального найма, принимая во внимание достижение истцом возраста 18 лет, что согласуется с приведенными выше положениями Федерального закона № 159-ФЗ, Закона ЯНАО № 36-ЗАО, выводы суда первой инстанции о праве истца на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда являются обоснованными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по обеспечению истца жилым помещением как на ответчика - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, так и на ответчика - Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку оба указанных исполнительных органа государственной власти автономного округа в соответствии с приведенными выше нормативными актами автономного округа ответственны за обеспечение категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.П. Гниденко
89RS0001-01-2022-000992-82
Гражданское дело № 2-658/2022
Судья Позднякова М.И.
Апелляционное дело № 33-2701/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2022года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Долматова М.В., Акбашевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кох А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Смирновой М.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Коневу Дмитрию Николаевичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи из одного человека, благоустроенное применительно к условиям с. Мужи Шурышкарского района жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 33 кв.м, соответствующее санитарным и техническим и иным требованиям жилищного законодательства, на территории с. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В удовлетворении исковых требований прокурора Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения представителя ответчика Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Травниковой С.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей об отмене решения суда в части требований иска к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска в данной части, объяснения прокурора Рукавишникова П.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шурышкарского района в интересах Конева Дмитрия Николаевича обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что Конев Д.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Конева В.П. умерла 05 мая 2013 года, сведения об отце отсутствуют. Конев Д.Н. собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является. Право на получение истцом жилого помещения специализированного жилищного фонда возникло 07 августа 2021 года, однако по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено. На основании изложенного прокурор просил возложить обязанность на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Коневу Д.Н. отвечающее установленным требованиям жилое помещение из жилищного фонда автономного округа на территории с. Мужи Шурышкарского района по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
До рассмотрения спора по существу, судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрация муниципального образования Шурышкарский район.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Салехард Фролова Т.Ю., действующая по поручению прокурора Шурышкарского района, требования иска поддержала.
Представитель ответчика Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Смирнова М.А., действующая на основании доверенности, с требованиями иска не согласилась, просила Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа исключить из числа ответчиков.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Конева Д.Н., представителей ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа,Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, представителей третьих лиц, Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Шурышкарский район, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Пашков Е.А., действующий на основании доверенности, с требованиями иска не согласился, указав, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, поскольку между исполнением Правительством полномочий в соответствии с установленной компетенцией и не предоставлением Каневу Д.Н. жилого помещения отсутствует прямая причинно-следственная связь. Считал, что и у Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не возникла обязанность по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа не осуществил действия по приобретению жилья, в связи с чем, Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не может являться ответчиком по данному делу.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности, также требования иска не признал, указал, что Коневу Д.Н. возможно предоставление специализированного жилого помещения в г. Тюмени в течение текущего года. Просил исключить из числа лиц, участвующих в деле Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С указанным решением не согласен ответчик Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
В апелляционной жалобе, представитель ответчика Смирнова М.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в части удовлетворения требований к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что каких-либо правовых оснований для предоставления Управлением делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Коневу Д.Н. специализированного жилого помещения не имеется, поскольку на момент достижения последним возраста 18-ти лет, предусмотренные Законом 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» и Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2019 года № 923-П основания для его обеспечения жильем не возникли, так как функция приобретения жилья в собственность автономного округа не осуществлена Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В возражениях на апелляционную жалобу представительДепартамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, указал, что формирование специализированного жилищного фонда осуществляется не только путем закупок Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Управлением делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа иными способами, например эффективным управлением жилищным фондом автономного округа, в связи с чем, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Конев Д.Н., представители ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представители третьих лиц, - Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Шурышкарский район, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно них, заслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Конев Дмитрий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Конев Д.Н. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> по месту жительства опекуна, членом которого он не является.
Приказом управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район от 11 сентября 2017 года № 538/1, Конев Д.Н. принят на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ЯНАО по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года № 284-зд утвержден сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда автономного округа по договора найма специализированных жилых помещений.
Конев Д.Н. включен в указанный сводный список с 08 сентября 2017 года.
Какие либо жилые помещения на праве собственности, либо по договору социального найма у Конева Д.Н. отсутствуют.
Разрешая спор по существу заявленных в иске требований, суд первой инстанции, учитывая возраст истца, отнесение его к числу детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, пришел к выводу о праве истца на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и возложил обязанность по предоставлении истцу указанного жилого помещения на Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также на Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 4 Федерального закона от 23 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
На основании абзаца 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз. 2-3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 части 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, ранее, чем по достижении возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указаных в абз. 1 ч. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из приведенных норм материального права, при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья, правом на его получение обладают лица названной категории, достигшие возраста 18 лет.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 3 ст. 8 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 40-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченным органом в сфере жилищной политики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной статьей 18 настоящего Закона для семьи из одного человека.
В соответствии с п. 2.77 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2010 года №105-П Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнительным органом автономного округа, осуществляет государственные полномочия по принятию решения о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 августа 2019 года № 923-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа определено
исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за осуществление мероприятий по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, учитывая отнесение истца к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у истца жилого помещения на праве собственности, либо на условиях договора социального найма, принимая во внимание достижение истцом возраста 18 лет, что согласуется с приведенными выше положениями Федерального закона № 159-ФЗ, Закона ЯНАО № 36-ЗАО, выводы суда первой инстанции о праве истца на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда являются обоснованными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по обеспечению истца жилым помещением как на ответчика - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, так и на ответчика - Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку оба указанных исполнительных органа государственной власти автономного округа в соответствии с приведенными выше нормативными актами автономного округа ответственны за обеспечение категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.П. Гниденко