Судья – Байметов А.А. № 2-1653/2023
(суд первой инстанции)
№ 33-3938/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.,
судей Григоровой Ж.В. и Анашкной И.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каймакановой Н. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С.Круподерова» о признании права на перерасчет страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 04 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Каймаканова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее – ответчик, Отделение), где с учетом уточнений исковых требований просит:
- признать за истцом право на перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.07.2014 № 208-ФЗ;
- обязать ответчика включить в страховой стаж истцу периоды работы в должности охранника Отдела государственной службы охраны при УМВД России по городу Севастополю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что истец является гражданином Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Ответчик не включил период работы истца в должности охранника Отдела государственной службы охраны при УМВД России по городу Севастополю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено:
- признать за Каймакановой Н. В. право на перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю включить в страховой стаж Каймакановой Н.В. периоды работы в должности охранника Отдела государственной службы охраны при УМВД России по городу Севастополю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю в пользу Каймакановой Н.В. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что согласно паспорту гражданина РФ, истец зарегистрирована в Севастополе с 18 июля 2014 года. Однако, суд применил в отношении истца нормы ст.5 Федерального закона №208-ФЗ, сделав вывод, что истец постоянно проживала на территории Республики Крым и города Севастополя, что противоречит нормам действующего законодательства и документального подтверждения – отметки в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства на территориях Республики Крым и города Севастополя. Суд не учел, что применение норм Федерального закона №208-ФЗ при перерасчете пенсии истцу может быть рассмотрен в случае наличия решения суда, установившего юридический факт постоянного проживания на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года.
В судебном заседании представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю Сошкина Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Истец Каймаканова Н.В., и ее представитель Уманский Д.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагали обжалуемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Каймаканова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданкой Российской Федерации.
Гражданство приобретено ею в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь», как постоянно проживавший на территории Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ФМС по г. Севастополю №МС-685/6 от ДД.ММ.ГГГГ, решением УФМС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ №/онг/2014 истец признана гражданкой РФ.
Разрешая спор, и удовлетворяя частично исковые требования Сафроновой И.Ю., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исходил из того, что решением УФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №/онг/2014, истец признана гражданином РФ на основании части 1 статьи 4 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (т.е. как постоянно проживавшей на территории г. Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа ответчика в перерасчете страховой пенсии Каймакановой Н.В. с учетом положений ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с даты обращения с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в целом соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ), с даты его подписания, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С той же даты и до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 18 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 5 этого Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" регламентирующая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 № 208 ФЗ «Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Как следует из представленных материалов, на юридически значимую дату истец являлась гражданином Украины.
Так же письменными материалами дела установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина Российской Федерации и зарегистрирована в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из записей в трудовой книжке на имя истца следует, что истец с 1982 года работала и обучалась в городе Севастополе, а в спорный период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника отряда «Варта» Отдела государственной службы охраны при УМВД Украины в г.Севастополе.
Согласно справки ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Севастополю» от ДД.ММ.ГГГГ, Каймаканова Н.В. работала в Отделе государственной службы охраны при УМВД Украины г.Севастополе в должности охранника в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Отдела государственной службы охраны при УМВД Украины в г.Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ №л/с) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ Отдела государственной службы охраны при УМВД Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с). Факт получения истцом в указанный период заработной платы и оплаты за истца взносов в Пенсионный фонд Украины подтвержден имеющейся в материалах дела справкой.
Так же, согласно справке ФМС по г. Севастополю №МС-685/6 от ДД.ММ.ГГГГ, решением УФМС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ №/онг/2014 истец признана гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, как постоянно проживающая на территории города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единственным доказательством, подтверждающим факт постоянного проживания истца на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 может являться отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории г.Севастополя или Республики Крым, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку компетентный орган- ФМС по г. Севастополю, при проведении проверки о наличии либо отсутствии у истца гражданства Российской Федерации, посчитал достаточными представленные документы для установления гражданства, установил, что истец является гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, как постоянно проживавшая на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года и истец не ограничен в средствах доказывания юридически значимых обстоятельств.
Как указала истец, и не оспаривал представитель ответчика, размер страховой пенсии истцу был исчислен ей в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением норм ст. 30 Федерального закона Российской Федерации №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», без учета особенностей, установленных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" по причине отсутствия сведений о регистрации истца в г. Севастополе по состоянию на 18.03.20014.
Поскольку материалами дела установлено, что истец является гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, как постоянно проживающая на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, выводы суда первой инстанции о наличии права у истца на включение в ее страховой стаж периода работы с 18 ноября 2006 года по 08 октября 2014 года в должности охранника отряда «Варта» Отдела государственной службы охраны при УМВД Украины в г.Севастополе и на перерасчет получаемой ею страховой пенсии по старости с учетом положений положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», являются обоснованными и по существу верными.
Так же судебная коллегия учитывает, что ответчик, располагая сведениями о наличии у истца паспорта гражданина Российской Федерации, выданного 14.06.2014, не принял мер к истребованию доказательств того, на каком основании истцу установлено гражданство Российской Федерации, не поставил в известность Каймаканову Н.В. о необходимости представить дополнительные сведения.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат, в то время как согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Представитель ответчика судебной коллегии пояснил, что поскольку для Пенсионного органа единственным документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя является отметка в паспорте о дате регистрации по месту жительства, иные документы у истца истребованы не были.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 28 ноября 2023 года.
Председательствующий: М.А. Донскова
Судьи: Ж.В. Григорова
И.А. Анашкина