Судья Линчевская М.Г. | № 33-3161-2023УИД 51RS0001-01-2023-000722-15Мотивированное апелляционное определение изготовлено23 августа 2023 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 16 августа 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей Свиридовой Ж.А.
Власовой Л.И.
при секретаре Малик А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1397/2023 по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершения определенных действий,
по апелляционной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Свиридовой Ж.А., выслушав объяснения представителя администрации города Мурманска Попко Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы помощника прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска Морозовой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование указано, что прокуратурой Октябрьского округа города Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в городе Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании специализированного жилищного фонда.
По информации администрации города Мурманска в настоящее время в очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования город Мурманск ожидает 141 семья.
Между тем в распоряжении муниципального образования находится всего 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически квартиры и комнаты находятся в непригодном для проживания состоянии.
Жилое помещение – ... на первом этаже многоквартирного ... в ... входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду.
Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект недвижимости.
Осмотром жилого помещения от 27 января 2023 г. выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в помещении санузла отсутствует плитка на стенах, разобран навесной потолок, на кухне отсутствует плита и раковина, обои на стенах комнаты частично отсутствуют или повреждены, выявлено повреждение линолеума на полу в коридоре, а также повреждение стеновых панелей.
10 октября 2022 г. прокуратурой округа главе администрации вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащего его содержания, однако до настоящего времени жилые помещения не приведены в пригодное для постоянного проживания граждан.
Кроме того, прокуратурой округа направлялась информация главе администрации города Мурманска, в том числе о необходимости при планировании бюджета на 2023 год, плановые периоды 2024-2025 г.г. предусмотреть бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по проведению в пригодное состояние жилых помещений маневренного фонда.
Протокольным определением суда от 6 марта 2023 г. в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее – КИО г. Мурманска) и Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее – ММКУ «УКС»).
Протокольным определением суда от 30 марта 2023 г. в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Комитет по строительству города Мурманска.
Уточнив исковые требования, прокурор просил возложить на администрацию ... обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения ... на первом этаже многоквартирного ... в ... общей площадью *** в том числе жилой - *** Обязать в течение шести месяцев с момента исполнения пункта 1 требований привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения капитального ремонта в соответствии с технической документацией.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены.
На администрацию ... возложена обязанность в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан ... многоквартирного ... и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с разработанной технической документацией.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Мурманска Попко Н.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что требования прокурора нарушают права ответчика как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению.
По мнению апеллянта, суд не учел, что органами местного самоуправления самостоятельно проводятся работы по содержанию муниципального жилого фонда.
Указывает на отсутствие в действующем законодательстве нормы права, устанавливающей для органов местного самоуправления какие-либо особенности условий владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, а именно не установлен срок, в течение которого необходимо производить ремонт в пустующих муниципальных жилых помещениях. Действующее законодательство не содержит указание на конкретные способы исполнения органами местного самоуправления обязанности по содержанию муниципального жилого фонда, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств по осуществлению данной обязанности.
Полагает решение неисполнимым, поскольку не перечислены виды ремонтных работ, которые необходимо произвести.
Считает, что у прокурора отсутствовало право обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу имеется возможность индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены. КИО г. Мурманска ведется учет граждан, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения. Предоставление специализированного жилого фонда носит заявительный характер.
Отмечает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие отказ органов местного самоуправления предоставить жилые помещения нуждающимся в них лицам ввиду отсутствия отремонтированных специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что спорное жилое помещение не признано непригодным для проживания, доказательств обратного прокурором не представлено.
Полагает, что суд не учел, что в спорном жилом помещении в настоящее время отключена электроэнергия от общедомовой системы, кроме того, система вентиляции квартиры находится в неисправном состоянии. Управляющая компания не провела работы, позволяющие осуществить подключение квартиры к общедомовой системе электроснабжения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица ММКУ «УКС» Кагин А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска Степанова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц Комитета по строительству города Мурманска, КИО г. Мурманска, ММКУ «УКС», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу пунктов 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу пункта 3 части 1, части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, установлено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с пунктом 13 типового договора найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, наймодатель обязан, в том числе: передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по информации администрации г. Мурманска в настоящее время своей очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования г. Мурманск ожидает 141 семья.
В распоряжении муниципального образования находится 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически квартиры и комнаты находятся в непригодном для проживания состоянии.
10 октября 2022 г. прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска главе администрации муниципального образования город Мурманск вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства при реализации полномочий в жилищной сфере в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащего его содержания.
Однако до настоящего времени жилые помещения не приведены в пригодное для постоянного проживания граждан состояние.
При этом, прокуратурой также направлялась информация главе администрации города Мурманска, в том числе о необходимости при планировании бюджета на 2023 год, плановые периоды 2024-2025 г.г. предусмотреть бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по проведению в пригодное состояние жилых помещений маневренного фонда.
Кроме того установлено, что жилое помещение - ... на первом этаже многоквартирного ... в ..., общей площадью *** в том числе жилой - *** входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду.
Помещение включено в реестр муниципального имущества ... как объект недвижимости - ... (одна комната в трехкомнатной квартире – ***
Осмотром указанного жилого помещения от 27 января 2023 г. выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в частности, стены и напольные покрытия квартиры закопчены и повреждены после пожара, в комнатах * отсутствуют межкомнатные двери и напольное покрытие, в комнате * повреждено межэтажное перекрытие, окна в квартиру заколочены.
Также из материалов дела следует, что согласно ответу АО «Мурманоблгаз» от 21 декабря 2022 г. невозможно подключение спорного жилого помещения к газоснабжению.
Из ответа ММКУ «ЦКИМИ» от 24 января 2023 г. следует, что в спорной квартире не осуществляется вентиляция помещений кухни и совмещенного санузла, в адрес *** направлено письмо с информацией о выявленных нарушениях и необходимости их устранения.
Из материалов дела также следует, что в ООО «УК «Формула» направлено письмо о согласовании выделена электрической мощности в объеме 11 кВт от ВРУ отдельным кабелем.
Также из сообщения КИО г. Мурманска от 13 декабря 2022 г. следует, что по результатам обследования помещения установлено, что имеются значительные повреждения в результате пожара, которые требуют проведения капитального ремонта.
Указанное жилое помещение включено в перечень жилых помещений, требующих ремонта, планируемый срок ремонтных работ был определен на 2022 г., однако в дальнейшем срок подготовки проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту квартиры был изменен на 2023 г., срок выполнения работ не определен.
Таким образом, поскольку в жилом помещении требуется капитальный ремонт, объем необходимых работ, виды работ и материалы должны быть определены проектной и технической документацией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, оценив представленные по делу доказательства, как в обоснование заявленных требований, так и возражения на них по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Выводы суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке технической документации и проведению ремонта жилого помещения маневренного фонда в целях приведения его в пригодное для проживания состояние мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными, вопреки доводам апелляционных жалоб, у судебной коллегии не имеется.
Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку имелась возможность индивидуализировать круг лиц, отклоняется в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, обращение прокурора в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются и будут нарушаться, невозможно индивидуализировать, учитывая текучесть очереди на получение жилого помещение специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора нарушают права ответчика как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению являются несостоятельными.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 г. № 45-787, в структуру органов местного самоуправления города входит администрация муниципального образования город Мурманск как исполнительно-распорядительный орган города Мурманска.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, что предусмотрено Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, Типовым договором найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Доказательства подтверждающие, что спорное жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан применительно к соответствию его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, передано нуждающимся гражданам в соответствии с очередностью, стороной ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлены.
Вместе с тем, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая требования и возлагая на ответчика обязанность по разработке только технической документации на выполнение ремонта жилого помещения маневренного фонда в целях приведения его в пригодное для проживания состояние, суд не установил, что именно должен исполнить ответчик в целях приведения жилого помещения маневренного фонда в пригодное для проживания состояние (соответствия установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), не указал в резолютивной части решения конкретный вид ремонта, необходимые для устранения выявленных нарушений, при выполнении которых судебное постановление может быть признано исполненным, а сослался на необходимость составления технической документацией, проведении ремонта.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время подведомственным администрации города Мурманска учреждениям необходимо разработать не только техническую, но и проектную документацию, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждена необходимость выполнения капитального ремонта спорного жилого помещения.
Таким образом, поскольку в жилом помещении требуется капитальный ремонт, то объем необходимых работ, виды работ и материалы, определяются в соответствии с разработанной проектной и технической документацией.
Срок, в течение которого ответчик обязан разработать проектную, техническую документацию на выполнение ремонтных работ капитального характера и выполнить указанные работы, определенный судом в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по мнению судебной коллегии с учетом объема повреждений жилого помещения, необходимости восстановления вентиляции и замены газоснабжения квартиры на электроснабжение, является недостаточным.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, указав на необходимость ответчику в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную, техническую документацию на выполнение капитального ремонта в целях проведения в пригодное состояние для проживания граждан квартиры № 3 и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения капитального ремонта в соответствии с разработанной проектной, технической документацией.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 193, 199, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 апреля 2023 г. изменить, указав на необходимость администрации города Мурманска (*) в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную, техническую документацию на выполнение капитального ремонта в целях проведения в пригодное состояние для проживания граждан ... многоквартирного ... и привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения капитального ремонта в соответствии с разработанной проектной, технической документацией.
Председательствующий
Судьи