50RS0033-01-2021-007369-02
№ 2а-4306/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г.Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Андреевой В.Е.,
при секретаре Лифановой Е.М.,
с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Новикова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колесника ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения органа кадастрового учета и государственной регистрации права собственности о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Колесник А.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Межмуниципальному отделу по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 31.10.2019 г. № 50-0-1-324/3001/2019-3342 и решения от 31.01.2020 г. № МО-20/РКФ-18965 об отказе в учете изменений бъекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040310:137, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с/т «Старт-1», северо-западнее д. Ионово, сектор 1, участок 31, обязании административного ответчика устранить допущенные вышеуказанными решениями нарушения прав и законных интересов, путем осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях земельного участка с кадастровым номером 50:24:0040310:137, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, северо-западнее д.Ионово, с/т «Старт-1», сектор 1, участок № 31, на основании заявления Колесника А.В. о государственном кадастровом учете от 23.10.2019 г. № 50-0-1-324/3001/2019-3342 и межевого плана.
Впоследствии ненадлежащий административный ответчик Межмуниципальный отдел по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области был заменен на надлежащего административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В судебное заседание административный истец Колесник А.В. и его представитель – Верейкин Е.А. не явились, извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Административный ответчик представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Новиков С.В. заявленные требования не признал, ссылаясь на обоснованность и законность оспариваемых решений по основаниям, указанным в решениях о приостановлении и об отказе, просил отказать в удовлетворении требований по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.57-60).
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Административный истец обжалует решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 31.10.2019 г. и от 31.01.2020 г.; решения получены, как следует из текста административного иска, 16.09.2021 г., иное суду не представлено. В суд административный истец обратился 30.09.2021 г., то есть с соблюдением установленного законом срока.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон №218-ФЗ), требования, предъявляемые к межевому плану содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее Требования).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение семи рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе земельных участков, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 43 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из представленных доказательств следует и не оспаривается сторонами, что Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 31.10.2019 г. осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, было приостановлено в связи с тем, что в нарушении ч.10 ст.22 ФЗ № 218 ФЗ во взаимосвязи с п.22, 25,31 и 70 Требований, сведения о местоположении границ (соответственно площади и конфигурации земельного участка), содержащиеся в межевом плане, не подтверждены документами, определявшими местоположение границ земельного участка при его образовании. В межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и площади земельного участка. В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка. Выявленные нарушения необходимо было устранить в срок до 31.01.2020 г.
В связи с не устранением выявленных нарушений Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было принято решение от 31.01.2020 г. № МО-20/РКФ-18965 об отказе в учете изменений объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Изложенные доказательства проверены судом и оценены по правилам ст. 84 КАС РФ.
Анализируя изложенное, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
Пункт 22 Требований устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования;
4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
5) утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
8) вступившие в законную силу судебные акты;
9) иные предусмотренные законодательством документы.
Согласно п. 25 Требований, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения.
Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений, содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.
П.31 Требований предусматривает, что в реквизит «1» раздела «Исходные данные» включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения ЕГРН.
В отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.
В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном кадастровом картографо-геодезическом фонде.
П. 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документов сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетов содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в составе Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связанного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В судебном заседании установлено, что в целях уточнения фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером были проведены кадастровые работы, по результатам которых установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1092 кв.м, что на 92 кв.м превышает площадь земельного участка, указанного в правоустанавливающим документе. В заключении кадастровый инженер указал, что данные о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков для предоставления гражданам в собственность для ведения садоводства определены согласно ПЗЗ для с/п Горское (2000/600 кв.м). Часть условных знаков, используемых для отображения графической части данного межевого плана, а точнее «Схема геодезических построений», «Схема расположения земельных участков», «Чертеж земельных участков и их частей», была составлена кадастровым инженером, так как условных знаков, приведенных в приложении Приказа Минэкономразвития № 921 от 08.12.2015 г., для построения данных схем (чертежей) нет. Согласно п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. № 921, при составлении вышеуказанного межевого плана была использована общедоступная картографическая основа, содержащаяся на сайте «Росреестр» М 1:1000, также использовалась публичная кадастровая карта, размещенная по адресу; http://maps.rosreestr.ru/portal/, которая совмещалась с картографической основой, использованной при подготовке данного межевого плана, подтверждающая фактическое местоположение границы земельного участка. В данном межевом плане местоположение границы земельного участка в соответствии с ч.10 ст.22 ФЗ № 218-ФЗ было определено по ее фактическому на протяжении более пятнадцати лет местоположению на местности в пределах, ограниченных от соседних земельных участков объектном искусственного происхождения – забором (поворотные точки–н1,н2,н3-н4 –деревянные столбы), методом спутниковых геодезических измерений с использование геодезической спутниковой аппаратуры – Leica GS08, т.к правоустанавливающие документы на основании которых собственник владеет земельным участком, а также генплан с/т «Старт-1» М 1:1000 2003 г., на основании которого предоставлялись земельные участки, не содержат сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка, в соответствии с которыми возможно восстановить изначальные границы земельного участка на местности, а только линейные размеры и площадь. Акт согласования местоположения границы земельного участка, представленный в межевом плане, подтверждает отсутствие споров и разногласий по границе земельного участка с кадастровым номером №. Подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащихся в акте согласования местоположения границ земельного участка, поскольку указанные подписи можно рассматривать в качестве подтверждения фактически сложившихся границ землепользования на местности 15 и более лет, в соответствии с письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.08.2015 г. № 19-01024/15. Согласно п.6.1 ст. 19 ФЗ № 28 от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре» в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании. В составе «приложения» включен раздел «Исходные данные» и титульный лист печатной формы межевого плана, в котором отражена необходимая информация о кадастровом инженере и сведениях о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана, в соответствии с требованиям законодательства. В составе межевого плана имеются документы: схема расположения земельного участка с кадастровым номером №, акт согласования местоположения границ данного земельного участка, который содержит подписи собственников смежных земельных участков, разногласий по границам не имеется, выкопировка из генплана с/т «Старт-1».
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером № в границах, отображенных в межевом плане, площадью 1092 кв.м существует с 1992 г., огорожен. Границы земельного участка на местности не определены, сведения о них в ЕГРН отсутствуют. На основании выписки из ЕГРН собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, являются Колесник А.В. и Колесник Л.А.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Колесник А.В. имел право уточнить границы участка, находящегося у него в собственности, путем проведения межевания, представил в орган государственной регистрации все необходимые для учета изменений объектов недвижимости документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку оснований для приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 50:24:0040310:137 у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имелось, то суд признает незаконным указанное решение, а также решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
руководствуясь ч.2 ст. 174,175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колесника ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконными уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 31.01.2019 г. № 50-0-1-324/3001/2019-3342 о приостановлении государственного кадастрового учета и решение от 31.01.2020 г. № МО-20/РКФ-18965 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> сектор 1, участок №31, на основании заявления Колесника ФИО10 о государственном кадастровом учете от 23.10.2019 г. № 50-0-1-324/3001/2019-3342 и межевого плана.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Андреева В.Е.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2021 года.