ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-11178/2024
№ дела суда первой инстанции 2-1009/2023
91RS0022-01-2023-000349-88
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 09 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мельникова В.А.,
судей Кудрявцевой Е.Н., Лозовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Феодосии действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» о возложении обязанности по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, третьи лица: Муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казённое учреждение «Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым»,
по кассационной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым в лице главы ФИО6 на решение Феодосийского городского суда Республик Крым от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 05 декабря 2023 года,
Заслушав доклад судьи Мельникова В.А., пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ответчика,
установила:
Заместитель прокурора города Феодосии, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с исковым заявлением к администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил обязать Администрацию в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по поручению прокуратуры Республики Крым.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации г. Феодосии Республики Крым по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании технического заключения Феодосийского комплексного отдела ГП «Главный территориальный научно-исследовательский проектный институт «КрымНИИпроект» от 04 августа 2014 года Ф.14.124-ТЗ, принято решение о признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению, дальнейшая эксплуатация жилого дома лит. «А,а» не возможна, стены находятся в аварийном состоянии и возможно их хрупкое, т.е. мгновенное разрушение. Техническое состояние жилого дома лит. «Б» относится к непригодному для нормальной эксплуатации, в здание большое количество несущих и ограждающих конструкций, у которых значительно снизилась несущая способность. Кроме того лит. «Б» посажен на крутом склоне, возможно влияние оползневых явлений в зоне фундаментов.
Таким образом, многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем представляет угрозу для неопределенного круга лиц.
Согласно информации администрации города Феодосии Республики Крым от 24 января 2023 года в 2017-2019 годах в рамках реализации Региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы на территории Республики Крым» и «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах» в городе Феодосии расселены аварийные многоквартирные дома, в том числе по адресу: <адрес>, с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме заключены договора мены.
Предъявления указанного заявления в интересах неопределенного круга лиц, в связи с различными жизненными и бытовыми ситуациями находящихся в доме или рядом с ним, обусловлена тем, что риск возникновения аварийной ситуации по причине неисполнения обязанностей по сносу многоквартирного дома, признанного аварийным, напрямую затрагивает их интересы, при этом численность граждан, находящихся в доме, в связи с их постоянной ротацией определить невозможно, в связи с чем, заместитель прокурора обратился в суд с настоящим иском.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 марта 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены МКУ «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым».
Решением Феодосийского городского суда Республик Крым от 11 мая 2023 года исковые требования удовлетворены: на администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 05 декабря 2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 мая 2023 года отменено. Принято по делу новое решение об удовлетворении исковых требований: на администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность снести многоквартирный авариный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> течение трех месяцев со дня постановления апелляционного определения.
В удовлетворении требований к МКУ «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» - отказано.
В кассационной жалобе главой администрации города Феодосия РК поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Кассатор считает оспариваемые акты подлежащими отмене, поскольку суды не приняли во внимание, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения граждан является компетенцией органа местного самоуправления. По мнению кассатора, состоявшиеся судебные акты являются заведомо неисполнимыми, поскольку в установленный судом срок, ответчик лишен возможности добровольно исполнить состоявшееся решение. Суд не учел этапность выполнения работ: закупка инженерно-изыскательских работ; разработка проекта организации по сносу объекта капитального строительства; закупочные процедуры по выбору подрядчика; физический снос многоквартирного дома, что требует значительных временных затрат на его исполнение, поскольку в принятый уже бюджет муниципального образования не были заложены подобные расходы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился лишь прокурор. Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
За подписью представителя администрации города Феодосия по доверенности ФИО7 поступило в адрес суда ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя кассатора.
Судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка по поручению прокуратуры Республики Крым, в ходе которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации г. Феодосии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании технического заключения Феодосийского комплексного отдела ГП «Главный территориальный научно-исследовательский проектный институт «КрымНИИпроект» от 04 августа 2014 года Ф.14.124-ТЗ, принято решение о признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения администрацией города Феодосии принято постановление от 01 декабря 2015 года № 905 о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению об оценке соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции № 5 от 30 ноября 2015 года, крыша и кровля сгорели, деревянные перекрытия над квартирами № обрушились, прочностные характеристики бетона снизились, внутренние перегородки выгорели, электропроводка обгорела, изоляция разрушена, трубопроводы водоснабжения и канализации обгорели, печи на твердом топливе полуразрушены.
Согласно информации администрации города Феодосии от 24 января 2023 года в 2017-2019 годах в рамках реализации Региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы на территории Республики Крым» и «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах» в городе Феодосии расселены аварийные многоквартирные дома, в том числе по адресу: <адрес> с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме заключены договора мены. МКУ «Управление капитального строительства администрации г. Феодосии» запрошены коммерческие предложения касательно стоимости разработки проектов по сносу аварийных домов с целью дальнейшего затребования из бюджета муниципального образования денежных средств на проведение указанных работ.
Согласно сообщению администрации г. Феодосии Республики Крым от 01 февраля 2023 года из аварийного дома по адресу: <адрес> переселены 3 семьи, которые в нем проживали на основании договоров социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции при разрешении данного спора пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возможности их удовлетворения.
В связи с рассмотрением дела с участием МКУ «Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым» в статусе третьего лица, а не соответчика, суд апелляционной инстанции отменил состоявшееся решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 15, 32 ЖК РФ, положениями Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разъяснениями постановления Пленум Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, учитывая, что собственником аварийного дома является администрация г. Феодосии Республики Крым, которая в установленном порядке приняла решение о сносе аварийного дома, пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по сносу аварийного дома несет именно администрация г. Феодосии Республики Крым, которая в течение длительного периода времени не предпринимала мер к сносу аварийного дом, создающего угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с возможностью его обрушения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым суд по правилам ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку.
При этом решение суда первой инстанции не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции, поскольку оно было полностью отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения по существу спора.
Доводы кассатора в целом сводятся к его несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении относительно установленного судом срока исполнения судебного акта о сносе аварийного дома которого, по мнению администрации, недостаточно. Однако кассатор не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, при наличии к тому оснований, что не может свидетельствовать о неправильности состоявшегося по делу решения.
Результаты оценки доказательств судом апелляционной инстанции отражены в судебном постановлении, в котором приведены мотивы, по которым суд пришел к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Оспариваемое кассатором судебное постановление является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики ФИО2 от 05 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи