Решение по делу № 2-3488/2024 от 12.08.2024

УИД 61RS0007-01-2023-000638-87

Дело № 2-3488/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2024 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Роговой Ю.П.

при секретаре Толстикове С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Ростова-на-Дону к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об изъятии жилого помещения и признании права муниципальной собственности, выселении,

УСТАНОВИЛ:

    Администрации города Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22. Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.04.2013 года № 472 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> ФИО7, аварийным и подлежащим сносу» собственникам помещений МКД в течение 9 месяцев со дня принятия настоящего постановления поручено осуществить снос дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22 ФИО7 связи с неисполнением собственниками помещений требований о сносе многоквартирного дома в установленный срок, Администрацией города Ростова-на-Дону принято постановление от 27.07.2022 года № 774 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под аварийным домом. Кроме этого, согласно пп.1.2. Постановления № 774 изъятию подлежит <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенная в аварийном доме, подлежащем сносу. Департаментом координации строительства и перспективного развития Ростова-на-Дону проведены мероприятия, направленные на заключение с собственником соглашения о выкупе для муниципальных нужд изымаемого объекта, а именно: заключен муниципальный контракт со специализированной организацией на определение выкупной цены изымаемого помещения; проведены мероприятия по согласованию результатов отчетов об оценке на заседании городской комиссии. Оценка спорной квартиры проведена экспертным учреждением ООО «Экспертное учреждение «Союзэкспертиза». Согласно заключению независимой экспертизы ООО «Экспертное учреждение «Союзэкспертиза» от 22.08.2022 года № 24622/08-22 об оценке рыночной стоимости жилого помещения аварийного жилищного фонда и обязательств по возмещению убытков установлено, - рыночная стоимость объекта оценки и убытков, причиненных собственнику его изъятием, составляет 2 209 472 рублей. Протоколом заседания городской комиссии от 26.08.2022 года № 27 результаты оценки согласованы. Однако соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд между муниципальным образованием и Кириленко О.В. до настоящего времени не заключено.

    На основании изложенного с учетом уточнения иска, истец просит суд

изъять у ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО4, в муниципальную собственность <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22, по цене равной 2 209 472 рублей; прекратить право общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, на <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22, после перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение; признать право муниципальной собственности на <адрес>, площадью 24,7кв.м, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22; выселить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, из <адрес>, площадью 24,7кв.м, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22; снять ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22, после перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение; обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, предоставить банковские реквизиты для перечисления возмещения за изымаемое помещение.

    Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.08.2023 года исковые требования Администрации г. Ростова-на-Дону удовлетворены частично. У ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в муниципальную собственность изъята <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.Нижненольная, д. 22, по цене 2 395 245 рублей. Прекращено право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, на <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенную по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22. За муниципальным образованием город Ростов-на-Дону признано право муниципальной собственности на <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, выселены из <адрес>, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22, сняты с регистрационного учета. В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации г. Ростова-на-Дону, отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.01.2024 года решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.08.2023 года оставлено без изменения.

    Определением Четверного кассационного суда общей юрисдикции от 11.0.2024 года решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.08.2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.01.2024 года отменено. Гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Представитель администрации города Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дела рассмотреть в их отсутствие против удовлетворения иска возражали.

    Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства, собранные по делу в их совокупности по правилам главы 6 ГПК РФ, приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.

    Положения пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

    Принудительное изъятие у собственника имущества допускается в случаях, предусмотренным законом (пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

    Положением об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

    Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

    Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.

    Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

    При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками <адрес>, площадью 24,7 кв.м, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.Нижненольная, д. 22 по ? доли каждый, что следует из выписки из ЕГРН от 11.04.2023 года (л.д. 90-91).

    Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.04.2013 года № 472 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22 ФИО7, аварийным и подлежащим сносу» собственникам помещений МКД в течение 9 месяцев со дня принятия настоящего постановления поручено осуществить снос дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижненольная, д. 22 ФИО7

    Согласно пп.1.2. Постановления № 774 изъятию подлежит <адрес>, площадью 24,7 кв.м, расположенная в аварийном доме, подлежащем сносу.

    До настоящего времени соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд между муниципальным образованием и ответчиками, не заключено, поскольку предпочитают получить другое благоустроенное жилье.

    В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

    Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

    Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

    В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

    Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

    В соответствии с подпунктом «г» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательной, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

    При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

    Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

    Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

    Как следует из материалов дела, спорный жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответственно права собственников спорного жилого помещения могут быть обеспечены либо путем выкупа, либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственниками.

    При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

    Возражая против заявленных исковых требования, ответчики ссылались на то, что истцом не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения и земельного участка при признании дома аварийным и подлежащим сносу - соглашение о выкупе жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд собственникам жилого помещения не направлялось.

    Доказательств того, что ответчикам было направлено соглашение о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, размер возмещения определен в соответствии с ч. 8 и 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

    Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

    Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. (часть 8 статьи 32 ЖК РФ)

    Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

    При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).

    Как указывалось выше, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из МКД, признанных аварийными, после 01.01.2012 года, в 2017-2030 годах, утв. постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 года N 569.

    Таким образом, собственники ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

    Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, выразили свое желание о выборе способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность, на исполнении которого настаивала.

    Таким образом, в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" у администрации имеется обязанность предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

    Разрешая спор, суд приходит к выводу, что процедура изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ, истцом не соблюдена, при этом суд исходит из того, что соглашение между истцом о предоставлении жилого помещения не достигнуто.

    Таким образом, требования истца о возложении на ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обязанности заключить соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения по стоимости жилья на момент его приобретения (2 209 472 рублей), суд признает необоснованными.

    Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

    Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на жилые помещения в этих домах может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.

    Установлено, что такой договор с ответчиками не заключен, стороны не пришли к взаимному согласию относительно предоставляемого жилого помещения. Изъятию жилого помещения у собственников путем выкупа должна предшествовать процедура, установленная ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Доказательства соблюдения обязательной в данном случае процедуры суду не представлены.

    Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в удовлетворении исковых требований Администрации г. Ростова-на-Дону следует отказать.

    На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении искового заявления Администрации города Ростова-на-Дону к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об изъятии жилого помещения и признании права муниципальной собственности, выселении - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2024 года.

Cудья Ю.П. Роговая

2-3488/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
Администрация г.Ростова-на-Дону
Ответчики
Кириленко Сергей Сергеевич
Кириленко Оксана Викторовна
Плужник Анна Александровна
Кириленко Яна Александровна
Другие
Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону
Суд
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Роговая Юлия Петровна
Дело на сайте суда
proletarsky.ros.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее