Решение от 11.11.2024 по делу № 2-5492/2024 от 28.06.2024

УИД 35RS0001-01-2024-006357-16

дело № 2-5492/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Череповец                                                                                                      11 ноября 2024 года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Опаричевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой К.Ю.,

с участием представителя истца первого заместителя прокурора города Череповца – старшего помощника прокурора города Череповца Шарагиной Е.В., представителя ответчика мэрии города Череповца по доверенности Кокоулиной Ю.А., представителя ответчика муниципального автономного учреждения «Центр комплексного обслуживания» по доверенности Будаян Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Череповца Й. к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18», мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности,

у с т а н о в и л:

Первый заместитель прокурора города Череповца Й. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее – МАОУ «СОШ № 18»), мэрии города Череповца (далее – мэрия города), муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (МАУ «ЦКО») по мотиву того, что прокуратурой города проведена проверка исполнения МАОУ «СОШ № 18» законодательства в сфере соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой в деятельности организации выявлены нарушения требований закона, выразившиеся в не ограждении территории спортивной площадки, не исключающем пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств, а также в отсутствии необходимого количества камер видеонаблюдения, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов.

Просил возложить обязанность на:

МАОУ «СОШ № 18» в срок до 30.04.2025 устранить нарушение требований антитеррористической защищенности, а именно выполнить следующее: 1) установить в МАОУ «СОШ № 18», расположенного по адресу: <адрес>, 9 внутренних и 6 наружных камер видеокамер, обеспечив видеонаблюдение следующих уязвимых мест образовательного учреждения: запасный выход со стороны <адрес>, запасный выход со стороны спортзала, два запасных со стороны <адрес> (2 видеокамеры), запасные выходы из помещения теплоузла ГВС и электрощитовой, запасный выход из пищеблока, запасные выходы с 3 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы со 2 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы с 1 этажа (2 видеокамеры), помещение спортзала, вход в помещение теплоузла ГВС, вход в помещение электрощитовой; 2) установить ограждение длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>;

мэрию города Череповца в срок до 30.04.2025 обеспечить финансирование мероприятий в МАОУ «СОШ № 18», расположенном по адресу: <адрес>а: по установке 9 внутренних и 6 наружных камер видеокамер, обеспечивающих видеонаблюдение следующих уязвимых мест образовательного учреждения: запасный выход со стороны <адрес>, запасный выход со стороны спортзала, два запасных со стороны <адрес> (2 видеокамеры), запасные выходы из помещения теплоузла ГВС и электрощитовой, запасный выход из пищеблока, запасные выходы с 3 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы со 2 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы с 1 этажа (2 видеокамеры), помещение спортзала, вход в помещение теплоузла ГВС, вход в помещение электрощитовой; 2) по установке ограждения длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>;

МАУ «ЦКО» в срок до 30.04.2025 организовать проведение работ в МАОУ «СОШ № 18», расположенном по адресу: <адрес>а: по установке 9 внутренних и 6 наружных камер видеокамер, обеспечивающих видеонаблюдение следующих уязвимых мест образовательного учреждения: запасный выход со стороны <адрес>, запасный выход со стороны спортзала, два запасных со стороны <адрес> (2 видеокамеры), запасные выходы из помещения теплоузла ГВС и электрощитовой, запасный выход из пищеблока, запасные выходы с 3 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы со 2 этажа (2 видеокамеры), запасные выходы с 1 этажа (2 видеокамеры), помещение спортзала, вход в помещение теплоузла ГВС, вход в помещение электрощитовой; 2) по установке ограждения длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>.

Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 01.10.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены управление образования мэрии города, комитет по управлению имуществом города.

Истцом исковые требования уменьшены, просит возложить обязанность на:

МАОУ «СОШ № 18» в срок до 30.04.2025 устранить нарушение требований антитеррористической защищенности, а именно: установить в МАОУ «СОШ », расположенном по адресу: <адрес>, ограждение длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>;

мэрию города Череповца в срок до 30.04.2025 обеспечить финансирование мероприятий в МАОУ «СОШ », расположенном по адресу: <адрес>а: по установке ограждения длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>;

МАУ «ЦКО» в срок до 30.04.2025 организовать проведение работ в МАОУ «СОШ № 18», расположенном по адресу: <адрес>а: по установке ограждения длиной 52 метра со стороны МАДОУ «Детский сад », расположенного по адресу <адрес>, 52 метра со стороны многоквартирного <адрес> метров со стороны многоквартирного <адрес>.

Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 08.11.2024 принят отказ первого заместителя прокурора города Череповца Й. от иска к управлению образования города, комитету по управлению имуществом города о возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности, производство по делу в части исковых требований к управлению образования мэрии города, комитету по управлению имуществом города прекращено.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора города Череповца Шарагина Е.В. исковые требования (с учетом их изменения) поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика МАОУ «СОШ » Ц., действующая на основании устава, против удовлетворения исковых требований не возражала, просила установить срок исполнения обязанности – до 31.08.2027. После перерыва в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии города по доверенности Кокоулина Ю.А. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление от 03.09.2024, согласно которым понуждение мэрии к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных учреждений, просила в удовлетворении требований к мэрии города отказать.

В судебном заседании представитель ответчика МАУ «ЦКО» по доверенности Будаян Н.С. против удовлетворения исковых требований не возражала, просила установить срок исполнения обязанности – до 31.08.2027.

В судебное заседание представители третьих лиц Департамента образования Вологодской области и финансового управления мэрии города не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Ранее представителем финансового управления мэрии города представлен отзыв, в котором решение вопроса по существу заявленных требований он оставил на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленный для обозрения паспорт безопасности МАОУ «СОШ № 18», приходит к следующему.

В силу пунктов 7.1 и 13 части статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1, 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к вопросам местного значения городского округа и, соответственно, к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий их учредителей, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона об образовании одним из принципов, на которых основывается государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 указанного Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как следствие, в силу подпунктов 2 и 15 части 3, подпункта 2 части 6, части 7 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Она несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с положениями пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму).

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах, как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (пункты 1, 3, 5, 7 и 13 статьи 2 Закона о противодействии терроризму).

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 статьи 5.2 Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в указанной области; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 Закона о противодействии терроризму).

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о противодействии терроризму под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризма).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования к антитеррористической защищенности).

Пунктами 17, 18 и 20 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается, в частности, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (в том числе путем разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)); на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (посредством исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий) и т.п.).

Из содержания приведенных норм права следует, что в образовательной организации, как на объекте с массовым пребыванием людей, должна быть обеспечена комплексная безопасность находящихся в ней обучающихся и работников, в том числе путем ограничения доступа на ее объекты (территории) посторонних лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МАОУ «СОШ » является образовательной организацией, реализующей образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (пункт 2.3 Устава).

Согласно уставу учреждение создано для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по соответствующим программам (пункт 1.5 Устава).

Учредителем образовательной организации является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города Череповца, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города Череповца (пункты 1.4 и 1.5 Устава).

На праве оперативного управления за МАОУ «СОШ » закреплено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

С учетом положений подпункта «в» пункта 13 Требований к антитеррористической защищенности вышеуказанное здание школы, переданное в оперативное управление МАОУ «СОШ », отнесено к объектам четвертой категории опасности объектов (территорий), в связи с чем, в отношении данного объекта применяется положение названных Требований в части исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.

Между тем по результатам проверки, проведенной прокуратурой города Череповца в январе 2023 года, установлено, что в МАОУ «СОШ » установлены нарушения, связанные с неудоукомплектованностью системы видеонаблюдения. На данное, а также иные нарушения указано в представлении и.о. прокурора города Череповца У. от 18.01.2023, внесенном начальнику управления образования мэрии города.

Между тем в ходе осмотра объектов (территорий) МАОУ «СОШ », проведенного помощником прокурора города 14.06.2024, установлено, что в нарушение подпункта «и» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности спортивная площадка, расположенная на территории образовательного учреждения (со стороны <адрес>) не ограждена забором, в связи с чем, учреждением не исключено бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Кроме того, отсутствует необходимое количество камер видеонаблюдения, позволяющее обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов.

В связи с названными обстоятельствами первый заместитель прокурора города обратился с настоящим иском в суд.

Суд, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, регулирующие спорные отношения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Здание, расположенное по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление МАОУ «СОШ », используется для оказания образовательных услуг в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по соответствующим программа, в связи с чем, указанное юридическое лицо, владея зданием на законном основании, обязано обеспечивать выполнение требований к его антитеррористической защищенности.

В соответствии с представленным в судебное заседание для обозрения паспортом безопасности МАОУ «СОШ », согласованным уполномоченными органами, к возможным местам и способам проникновения террористов на объект (территорию) относится проникновение через забор и калитку. Учреждению рекомендовано произвести реконструкцию ограждения территории образовательного учреждения по всему периметру.

Отсутствие цельного ограждения вокруг периметра здания и территории подтверждено в ходе осмотра 14.06.2024, ответчиком не оспаривается.

Данный факт отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку последним не обеспечена надлежащая антитеррористическая защищенность объекта, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с неправомерным проникновением на территорию объекта, причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Следовательно, требования прокурора к образовательному учреждению об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в здании, а именно: установить ограждение, подлежат удовлетворению.

Отсутствие достаточного финансирования на осуществление требуемых прокурором мероприятий правового значения не имеет, поскольку не освобождает ответчика от исполнения соответствующей обязанности в установленный в срок.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения возложенной на образовательное учреждение обязанности, суд учитывает специфику данного объекта и длительность неисполнения требований по антитеррористической безопасности, при этом исходит из того, что указанный срок должен быть реальным для исполнения.

Принимая во внимание, что возложение обязанностей по устранению нарушений требований по антитеррористической безопасности на МАОУ «СОШ » связано с необходимостью привлечения дополнительных денежных средств (в том числе бюджетных), учитывая специфику бюджетного процесса, доведения денежных средств до получателей бюджетных средств, размещения закупок и приемки результатов выполненных работ, характер выявленных нарушений, то обстоятельство, что неисполнение обязанности по устранению указанных нарушений влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создает потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, суд полагает, что разумным сроком для исполнения возлагаемой на учреждение обязанности будет являться 31.12.2026.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих устранению выявленных нарушений в указанные сроки, стороной ответчика не представлено.

Правовых снований для удовлетворения требований к мэрии города о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по установке ограждения в МАОУ «СОШ » суд не находит по следующим основаниям.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ)).

Как отмечено выше, согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Пунктом 42 Концепции определено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из статьи 34 названного Федерального закона следует, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из устава образовательного учреждения следует, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (пункт 1.4).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которым предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абзац первый пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом (абзац второй пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Понуждение органов местного самоуправления к финансированию отдельных направлений расходов приводит к необходимости ограничения финансирования других полномочий органов местного самоуправления, которые также должны быть исполнены в соответствии с нормами действующего законодательства.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, мэрия города Череповца, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит финансирование деятельности муниципального учреждения, его материально-техническое обеспечение.

При этом понуждение мэрии города к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 по делу № 18-КГ23-195-К4.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 26.06.2008 № 78, участниками бюджетного процесса в городе Череповце являются глава города Череповца, городская Дума, мэрия города, контрольно-счетная палата города Череповца, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств (статья 6). При этом, за каждым из участников бюджетного процесса указанным Положением закреплены конкретные бюджетные полномочия. Окончательное определение объемов финансирования и утверждение городского бюджета осуществляется Череповецкой городской Думой.

Таким образом, возложение на мэрию города Череповца обязанности по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности объекта само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости судебного решения.

При разрешении исковых требований к МАУ «ЦКО» суд не находит правовых оснований для их удовлетворения по следующим оснований.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу закона либо имеющегося гражданско-правового обязательства.

В соответствии с уставом МАУ «ЦКО» создано муниципальным образованием «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 2.2), эффективного хозяйственного содержания и использования имущества, предназначенного для функционирования органов местного самоуправления и муниципальных образовательных учреждений (пункт 2.3).

На данное автономное учреждение учредителем возложены функции по организации содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, охраны зданий. Финансирование мероприятий по содержанию и обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа также осуществляется по заявкам МАУ «ЦКО».

В связи этим МАУ «ЦКО» осуществляет выполнение отдельных функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в качестве специализированной организации для муниципальных автономных образовательных организаций в соответствии с положениями о закупках заказчиков (абзац 5 пункта 2.4.1 устава).

Из пункта 2.5 устава МАУ «ЦКО» следует, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для учреждения в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Пунктом 3.6 устава предусмотрено, что источником финансовых ресурсов являются в том числе субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; целевые субсидии из городского бюджета в случаях и в порядке, установленным муниципальными правовыми актами.

Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с проведением текущего ремонта, оснащением оборудованием муниципальных организаций, осуществляется в форме субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с приложением 7 к решению Череповецкой городской Думы от 19.12.2023 № 158 «О городском бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в текущем году на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций запланированы денежные средства в размере 139270,7 тысяч рублей.

Распоряжением мэрии города от 20.08.2024 № 1649-р «Об использовании в 2024 году средств на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций» утвержден Порядок определения объема и условия предоставления субсидии на иные цели МАУ «ЦКО» за счет средств городского бюджета с учетом субсидии из областного бюджета на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций в 2024 году, в соответствии с которым автономному учреждению предусмотрено предоставление субсидии на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций города в общем объеме 47 919 791,98 рублей.

Согласно пункту 1.3 Порядка МАУ «ЦКО» осуществляет проведение указанных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что доказательств неисполнения в настоящее время обязанности МАУ «ЦКО» по организации проведения работ по установке ограждения в силу закона либо имеющегося гражданско-правового обязательства не представлено, следовательно, в удовлетворении исковых требований к названному учреждению следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ », ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ » (< >) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2026 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ », ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 52 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ », ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, 52 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15.11.2024.

2-5492/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Череповца
Ответчики
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №18"
Мэрия города Череповца
Управление образования мэрии г. Череповца
Комитет по управлению г. Череповца
МАУ "Центр комплексного обслуживания"
Другие
Департамент образования Вологодской области
Финансовое управление мэрии г. Череповца
Суд
Череповецкий городской суд Вологодской области
Судья
Опаричева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
cherepoveckygor.vld.sudrf.ru
28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.09.2024Предварительное судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее