№ 2-158(1)/2016
Решение
Именем Российской Федерации
26 февраля 2016 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием прокурора Белова И.Ф.,
представителя ответчика Линькова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности разработать проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, обратиться за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод,
установил:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности разработать проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения с. Камелик Пугачевского района Саратовской области, направить указанный проект в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, после получения санитарно-эпидемиологического заключения направить указанный проект для утверждения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, а также обратиться в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. В обоснование заявленных требований указал следующее. В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее администрация Старопорубежского муниципального образования) установлены нарушения требований федерального законодательства. Для осуществления питьевого водоснабжения <Адрес> осуществляется забор воды из трех подземных источников, расположенных в <Адрес>, в <Данные изъяты>. В соответствии с положениями Федерального закона от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 г. на всех источниках водоснабжения и водопроводах питьевого назначения вне зависимости от ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны (ЗСО). Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В нарушение вышеуказанных норм законодательства администрацией Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области осуществляется забор воды из подземных источников трех скважин для осуществления питьевого водоснабжения <Адрес> в отсутствие проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения. Кроме того, в нарушение положений ст. 7, 11, п.1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» администрация Старопорубежского муниципального образования осуществляет деятельность по добыче подземных вод из вышеуказанных скважин, не имея лицензии. Учитывая, что отсутствие разработанного проекта организации ЗСО создает угрозу загрязнения источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес>, а последствия самовольного пользования недрами непредсказуемы для окружающей среды, нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, прокурором заявлен настоящий иск.
В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Белов И.Ф. исковые требования уточнил. Просил возложить на администрацию Старопорубежского муниципального образования
Пугачевского муниципального района Саратовской области обязанность в течение
шести месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать проект
организации зон санитарной охраны источника водоснабжения – скважины № <Номер>,
расположенной в <Адрес>; направить
указанный проект в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения; после получения санитарно-эпидемиологического заключения направить указанный проект для утверждения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области; обратиться в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод из скважины <Номер>, расположенной в <Адрес>.
Представитель ответчика глава администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Линьков Н.П. иск признал. Не оспаривая заявленные прокурором требования по существу, но ссылаясь на отсутствие финансовых средств и необходимость проведения работ по уточнению границ земельного участка, на котором расположена скважина <Номер>, владельцем которой является администрация, просил установить срок для устранения недостатков в течение <Данные изъяты>
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 8 вышеуказанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормативами (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СанПиН 2.1.4.1110-02, введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002
N 10.
Пунктами 1.4 – 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями утверждает проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного закона основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В силу положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению в Управлении Роспотребнадзора по Саратовской области санитарно-эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, а также получение лицензии на право пользование недрами с целью добычи подземных вод лежит на органе местного самоуправления.
Судом установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в части организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в деятельности администрации Старопорубежского муниципального образования.
В соответствии с Уставом администрации Старопорубежского муниципального образования к вопросам местного значения сельского поселения относится: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. 40-79).
Из дела видно, что на балансе администрации Старопорубежского муниципального образования состоят три водозаборные скважины <Номер>, <Номер>, <Номер>, расположенные в <Адрес> в <Данные изъяты>.
Из акта <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что скважины <Номер> и <Номер>, расположенные на
земельном участке, находящемся примерно <Данные изъяты> м по направлению <Данные изъяты> от ориентира нежилого здания расположенного по адресу: <Адрес>, площадью <Данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <Данные изъяты>, пришли в негодность из-за большого количества поступления песка, в результате чего работа скважин была прекращена, дальнейшая эксплуатация скважин стала невозможной.
Таким образом, судом установлено, что для осуществления питьевого водоснабжения <Адрес> администрация Старопорубежского муниципального образования осуществляет забор воды из подземного источника скважины <Номер>, расположенной в <Адрес> (л.д.86-89).
Вместе с тем, судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что границы зон санитарной охраны и составляющих ее поясов подземного источника водоснабжения скважины <Номер> не установлены. Проект ЗСО указанного источника не разработан. Соответственно, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций с последующим утверждением в установленном порядке отсутствует. Кроме того, ответчик осуществляет добычу подземных вод из вышеуказанной скважины при отсутствии лицензии.
В связи с выявленными нарушениями Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации Старопорубежского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ за <Номер> было вынесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в отсутствии разработки проектов зон санитарной охраны и установления границ ЗСО и составляющих ее поясов подземных источников питьевого водоснабжения <Адрес>, а также осуществлении деятельности по добычи подземных вод при отсутствии лицензии (л.д. 17-21).
Согласно ответа и.о. главы Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района ФИО5 решением данных вопросов администрация планирует заниматься в <Данные изъяты> году (л.д.22).
Постановлением <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного санитарного врача по Пугачевскому, Перелюбскому, Ивантеевскому, Краснопартизанскому районам заместитель главы Старопорубежского муниципального образования ФИО5 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <Данные изъяты> руб. (л.д.14-16).
Однако, не смотря на указанные меры воздействия, проект ЗСО до настоящего времени не разработан, лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод не получена.
Суд считает, что неисполнение администрацией Старопорубежского муниципального образования обязанности по разработке проекта организации зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения <Адрес>, а также осуществление деятельности по добычи подземных вод при отсутствии лицензии нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем, требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно уведомлению <Данные изъяты> срок разработки и согласования проекта ЗСО подземных источников водоснабжения составит <Данные изъяты>. Учитывая, что для разработки проекта необходима постановка на кадастровый учет земельного участка, на котором расположена скважина, срок кадастровых работ составляет <Данные изъяты> календарных дней (л.д.162), с учетом мнения сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения – в течение <Данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в течение <Данные изъяты> после вступления решения суда в законную силу разработать проект организации зон санитарной охраны источника водоснабжения - скважины <Номер>, расположенной в <Адрес>; направить указанный проект в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения; после получения санитарно-эпидемиологического заключения направить указанный проект для утверждения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области; обратиться в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.03.2016.
Судья