Решение от 13.02.2023 по делу № 2-458/2023 (2-5484/2022;) от 05.12.2022

К делу № 2-458/2023

МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2023г.                                                                                     г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Сташ И.Х.,

при секретаре судебного заседания Ханахок Э.Б.,

с участием:

представителя истца Бабкина С.В.,

представителя ответчика Тхагапсо А.А.,

прокурора <адрес>,

рассмотрев дело по исковому заявлению Маньшина Александра Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея о возложении обязанности по восстановлению права на выплату ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Маньшин А.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея о возложении обязанности по восстановлению права на выплату ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью.

В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом II группы, вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Инвалидность третьей группы установлена с ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность второй группы и 70% степень утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ, вторая группа инвалидности установлена бессрочно.

В настоящее время Маньшин А.В. получает выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 12 757,79 рублей, исходя из твердых денежных сумм, в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, истец имеет право на получение выплат в счет возмещения вреда здоровью, исходя из заработной платы, с учетом 70% потери трудоспособности.

Как указал Верховный Суд РФ, положения ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил спец.сборы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, куда был командирован для участия в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ Маньшин А.В. был освидетельствован в ФГУ «ГБ МСЭ по РА <адрес>» МСЭ-2001 №, установлена II группа инвалидности, причина инвалидности «увечье получено при исполнении иных обязанностей в/службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», бессрочно.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (статьи 1, 2, 7, 19 (ч. 1), 42, 55 (ч. 2), 53, 55 (ч. 2) Конституции РФ).

По мнению истца, инвалиды-чернобыльцы, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г., имеют право в соответствии с п. 25 ч.1 ст. 14 базового Закона на возмещение вреда в твердых суммах, исходя только из группы инвалидности, а не как это было ранее - в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности. Следовательно, по мнению Маньшина А.В., для возмещения вреда этой категории граждан устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах нет необходимости.

Вместе с тем, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждено Разъяснение о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы п. 25 ч.1 ст. 14 и п. 11 ч.1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно абз. 2 п. 1 Разъяснения при установлении инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", имеющим право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 14 Закона, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется.

Как следует из выписки из акта освидетельствования МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ, Маньшину А.В. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 70%.

Таким образом, Маньшин А.В. не является впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медикосоциальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона ДД.ММ.ГГГГг. №5-ФЗ, что не препятствует реализации его права на возмещение вреда здоровью по нормам гражданского законодательства.

В соответствии с действовавшей в период установления         Маньшину А.В. инвалидности ст. 43 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденных Верховным Советом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, возмещение вреда выплачивается потерпевшим с того дня, когда они вследствие трудового увечья утратили полностью или частично профессиональную трудоспособность.

Кроме того, что касаемо объема прав инвалида-чернобыльца, то согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, независимо от того, о каких способах возмещения вреда идет речь в Законе № - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения.

Очевидно, что за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу могли быть выплачены суммы возмещения вреда, исчисленные только из его утраченного заработка, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ обратной силы не имел.

Инвалидность Маньшина А.В. с указанием причины инвалидности «увечье получено при исполнении иных обязанностей в/службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» была впервые установлена в период действия ст. 24 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции до внесения в нее изменений Федеральным законом РФ от 22.08.2004г. №122-ФЗ), а также Указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-У, Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У, согласно которым причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в безусловном порядке (по любому заболеванию) без освидетельствования в военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в частности, в отношении военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. При этом полученное при таких обстоятельствах заболевание по своим последствиям приравнивалось к военной травме.

Статьей 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ               «О социальной защите инвалидов в РФ» решение вопросов об установлении степени утраты трудоспособности и инвалидности возложено на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. На территории РА такие функции с января 2005г. выполняет ФГУ «Главное бюро МСЭ по РА».

После ДД.ММ.ГГГГ Маньшин А.В. имел право на получение выплат в возмещение вреда здоровью как исходя из своего утраченного заработка, так и в твердой денежной сумме. При этом право выбора механизма расчета сумм возмещения вреда принадлежало самому    Маньшину А.В., и он имел право выбрать наиболее благоприятный для него механизм этого расчета. Следовательно, то обстоятельство, что Маньшин А.В. с 2001 года были назначены суммы возмещения вреда в фиксированном размере, не означает, что он утратил, возникшее у него ранее и имевшееся к ДД.ММ.ГГГГ, право на получение выплат, исходя из утраченного заработка.

    вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был установлен новый критерий индексации указанных выплат. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

    В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в порядке, определяемом Правительством РФ, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов.

Во исполнение вышеназванного Закона приняты Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 847, от ДД.ММ.ГГГГ N 326, от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ N 246, от ДД.ММ.ГГГГ N 171, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П "По делу о проверке конституционности п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5- ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31- ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и положения п. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в связи с жалобой гражданина А.Я. Сизова", постановлено: «лица, приобретшие до     ДД.ММ.ГГГГ статус инвалидов- чернобыльцев и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования».

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ п. 15 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и положение п. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ                  "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку данные нормы в их взаимосвязи не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до ДД.ММ.ГГГГ были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ, вступившим в силу, был изменен подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а п. 25 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере, либо получать их в твердой сумме.

Федеральный законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, положил в основу преобразования системы возмещения вреда, причиненного здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, критерий равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от нее. Это предполагает не только равный для всех граждан, получавших такое возмещение до ДД.ММ.ГГГГ, запрет уменьшения признанного государством объема возмещения вреда независимо от результатов последующего переосвидетельствования, в том числе в отношении граждан, которым была установлена более низкая группа инвалидности, но и равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью инвалидам - чернобыльцам отдельно не выплачивались, поскольку им назначалась и выплачивалась пенсия по инвалидности.

Учитывая, что увечье получено Маньшиным А.В. с 11 августа по       ДД.ММ.ГГГГг. в период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и при исчислении размера ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью должен быть взят заработок с 11 августа по ДД.ММ.ГГГГг., указанный период (до наступления страхового случая) ответчику следовало сумму заработка проиндексировать на повышающий коэффициент соответствующий году начисления заработка, и эту сумму увеличить в шесть раз, так как увечье получено до ДД.ММ.ГГГГ (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-17).

Во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до ДД.ММ.ГГГГг. либо в периоде с ДД.ММ.ГГГГг. до ДД.ММ.ГГГГг., суммы заработка после применения коэффициентов указанных в 1абз. п.2 названного Постановления Верховного Совета РФ, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска, что ответчиком сделано не было.

Кроме этого, необходимо иметь ввиду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие ФЗ от 24.11.1995         №- ФЗ и до признания утратившим силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (ч.3 ст. 11 Правил).

В силу части 3 статьи 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. №- ФЗ) при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии, (часть 3 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №180-ФЗ).

Абзацами 1 и 2 пункта 2 вышеназванного Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. №180-ФЗ) предусматривалось, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1971 году и ранее, - в 11.2 раза; в 1972 году в 10.9; в 1973 году - в 10.6; в 1974 году - в 10.3; в 1975 году - в 10.0; в 1976 году, в 9.7; в 1977 году - в 9.4; в 1978 году - в 9.1; в 1979 году - в 8.8; в 1980 году - в 8.5; в 1981 году - в 8.2; в 1982 году - в 7.9; в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - в 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8; в 1990 году - в 5.5; в 1991 году - в 4.3 раза.

При этом суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в данном пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, - в шесть раз, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, - в три раза.

Выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от 24.11.1995г. №179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", согласно п. 8 ст. 1 которого ее размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, допуская при этом - если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составлял менее одного полного календарного месяца - возможность исчисления ее размера из условного месячного заработка без его ограничения.

Так как заработная плата с 11 августа по ДД.ММ.ГГГГг. составила: 1784, 70 руб. + 304,06 руб. + 396,60 + 409,82 руб. + 396,60 + 277, 62, то условный среднемесячный заработок составит: 1784, 70 руб. + 304,06 руб. + 396,60 + 409,82 руб. + 396,60+ 277, 62/135дн. х 29,3 дн. = 774, 6 рублей.

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №180-ФЗ), за исключением абзацев 1 и 2 п. 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из положений п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. № во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 01.01.1991г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в абз.1 п.2 Постановления, должны увеличиваться в шесть раз.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ                        "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ № от 05.04.2005г., № от 11.05.2007г.), из пункта 13 которого следует, что в соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы заработка подлежат увеличению на индексы, предусмотренные Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

Возможность применения повышающих коэффициентов не связана со временем обращения потерпевшего за возмещением вреда, и увеличению на эти коэффициенты подлежат все виды заработка, полученного до ДД.ММ.ГГГГ в 6 раз.

Таким образом, размер условного среднего заработка составляет:       774, 6 рублей х 6.4 (коэффициент 1987 года исчисления среднего заработка) х 6 (повышающий коэффициент, так как увечье получено до января 1991 года) = 29 744,64 рублей.

Таким образом, средний заработок для расчета ежемесячного возмещения вреда здоровья с применением повышающих коэффициентов составляет 29 744,64 рублей.

В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что положения ст. 208 ГК РФ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, в том числе вследствие Чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".

Учитывая положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на ЧАЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Кроме этого, согласно Постановления Конституционного суда РФ от 20.12.2010г. №-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина и согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует вытекающая из статей 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции РФ обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (ст. 21    ч.1 Конституции РФ), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения законов (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ К 1-П, определения от 17.02.2005г. 17-0, от ДД.ММ.ГГГГ К376-О-П).

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №- П). При этом на государство, призванное в силу ст.21 Конституции РФ охранять достоинство личности во всех сферах возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку, как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,1-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в. том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот.

Так, п.25 ч.1 ст.14 названного Закона РФ в новой редакции инвалидам- чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты, профессиональной трудоспособности.

Соответственно, ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со ст. 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться, как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены не полученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24.05.2001г. №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №).

Так в 2008-2009 годах граждане Республики Адыгея имеющие такой же статус инвалида и ликвидатора аварии на АЭС, которым, по их мнению, был неправильно определен период для расчета, а кому и компенсация в твердой денежной сумме воспользовались своим правом обратились в суд. Решениями судов Республики Адыгеи им как участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была установлена сумма возмещения вреда здоровью исходя из заработка за период наступления страхового случая.

Кроме того, согласно п.4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности ч.1 ст.2 ФЗ от 12.02.2001г/А-№5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в связи с жалобой гражданина Р.Инамова, поскольку в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда РФ, раскрывающая конституционно-правовой смысл ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в силу ст. 125 (ч. 6) Конституции РФ и ч.5 ст.79. Соответственно, для граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, решения по делам, которых об отказе в исчислении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности были вынесены и вступили в законную силу до принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 20.12.2010г. №-П, не исключается возможность повторного обращения в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, за ее перерасчетом с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда РФ, а в случае отказа в перерасчете - в суд (определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №).

Повышающий коэффициент, принятый для исчисления размера возмещения вреда для 1987 года - 6,4, а поскольку увечье имело место до 01.01.91г., то заработок следует увеличить еще в 6 раз, согласно абз. 2, п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (в редакции ст. 2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №180-ФЗ), после чего среднемесячный заработок составит: 774, 6 рублей х 6.4 (коэффициент 1987 года исчисления среднего заработка) х 6 (повышающий коэффициент так как увечье получено до января 1991 года) = 29 744, 64 рублей. Указанную сумму среднемесячного заработка следует, проиндексировать пропорционально увеличению минимальных размеров пенсии в соответствии с ч.3 ст.11 Правил: за период по с 1993г. по 1996г. минимальные пенсии индексировались по следующим коэффициентам: в 2,5 раза с 01.11.92г.; в 1,9 раза с 01.02.1993г.; в 1,9 раза с 01.05.1993г.; в 1,8 раза с 01.08.1993г.; в 1,3 раза с 01.05.1994г.; в 1,8. раза с 01.04.1994г.; в 1,51 раза с 01.10.1994г.; в 1,2 раза с 01.11.1994г.; в 1,27 раза с 01.05.1995г.; в 1,2 раза с 01.06.1995г.; в 1,05 раза с 01.08.1995г.; в 1,15 раза, с 01.01.1996г. Общий коэффициент путем умножения составит: к общ. = 126,75. Среднемесячный заработок следует последовательно умножить на приведенные коэффициенты или коэффициент К общ. = 126,75, после чего он составит: 29 744, 64 х 126,75: 1000 (по деноминации)= 3 770, 133 рублей.

Так как процент утраты трудоспособности составлял - 70%, таким образом, подлежащий возмещению вреда здоровью заработок должен был составить с ДД.ММ.ГГГГ - 3 770,13 рублей.

Поскольку впервые возможность получения инвалидами сумм возмещения вреда была предусмотрена п.25 ст. 14 базового Закона в редакции ФЗ от 24.11.1995г. №179-ФЗ (вступила в силу со 02.03.1996г.) первая индексация в соответствии с ч.3 ст.5 базового закона должна производится с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера МРОТ, установленного ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» в 1.2 (75900: 63250), с ДД.ММ.ГГГГг. в 1.1 (83490: 75900) ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда».

Таким образом, размер возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять: 3 770, 133 х 1,2 = 4 524, 15 рублей; с 01.01.1997г.- 4 524, 15 х 1,1= 4 976, 57 рублей (ежемесячная сумма).

    Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, № «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона, предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда».

При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 года, необходимо иметь в виду следующее.

Суммы возмещения не могут быть проиндексированы исходя из роста МРОТ с февраля 1997 до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся.

Однако суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом величин МРОТ. Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста МРОТ с 01.07.2000г., равного 1,581 (132/83,49), а с января 2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200/132).

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ВВЗ должна была составить: 4 976, 575 рублей х 1,581= 7 867, 94 рублей - ежемесячная выплата. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма ВВЗ должна была составить:         7 867, 94 х 1,515= 11 919, 94 рублей.

В силу п.6 данного постановления суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Указанная индексация должна быть произведена только с ДД.ММ.ГГГГ.

Индексы величины прожиточного минимума в Республике Адыгея составляют: в 2002г. - 1,2566; в 2003г. - 1, 1897, в 2004г. - 1,1768

Таким образом, ежемесячная сумма выплаты должна составлять:

с 2002 года 11 919, 94 х 1,2566= 14 978, 6 рублей;

с 2003 года 14 978, 6 руб. х 1,1897= 17 820, 04 рублей.

Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 2004 года должна была составлять 17 820, 04 рублей х 1,1768= 20 970, 62 рублей.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ - времени вступления в действие ФЗ №31-ФЗ предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым законом, а порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № предусмотрено индексация в 2005 году ежемесячных выплат, с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, в 2006 году с применением коэффициента 1,09.

Таким образом, сумма возмещения вреда с января 2005 года должна составлять: 20 970, 62 рублей х 1,11= 23 277, 39 рублей.

Сумма возмещения вреда здоровья с января 2006 года должна составлять: 23 277, 39 х 1,09 = 25 372, 35 рублей. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № установлено: осуществить            с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,08.

Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда, здоровью начиная с ДД.ММ.ГГГГ должна составить: 25 372, 35 х 1,08= 27 402, 14 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008г. № установлено: осуществить с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,105, с января 2009г.-1,13.

2008г. т.о. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровья, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 27 402, 14 х 1,105= 30 279, 37 рублей.

С января 2009г. сумма возмещения вреда здоровью должна составлять: 30 279, 37 х 1,13= 34 215, 69 рублей.

В 2010г. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009г. № установлено: осуществить с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,1. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит:             34 215, 69 х 1,1= 37 637, 26 рублей.

В 2011г. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. № установлено: осуществить с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,065. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 37 637, 26 х 1,065= 40 083, 68 рублей.

В 2012 году Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено: осуществить с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,06.

Так ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 40 083, 68 х 1,06= 42 488, 7 рублей

В 2013г. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2012г. № установлено: осуществить с ДД.ММ.ГГГГг. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,055. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 42 488, 7 х 1,055= 44 825, 58 рублей.

В 2014 году Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013г. № установлено: осуществить с 01.01.2014г. индексацию ежемесячных выплат с применением коэффициента 1,05. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 44 825, 58 х 1,05= 47 066, 86 рублей.

За 2015г. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014г. № установлено осуществить с ДД.ММ.ГГГГ и на плановый 2016 и 2017 годов индексацию с применением коэффициента 1,055. Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит:              47 066, 86 х 1,055= 49 655, 53 рублей.

За 2016г. Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлена с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексаций в размере 1,07.

Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 49 655, 53 х 1,07= 53 131, 42 рублей.

За 2017г. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ- 1,054. Т.о. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составит: 53 131, 42 х 1,054 =          56 000,52 рублей.

За 2018г. Постановление Правительства РФ от 26.01.2018г. № с ДД.ММ.ГГГГ - 1,025. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью начиная с ДД.ММ.ГГГГ составит: 56 000, 52 х 1,025 = 57 400, 53 рублей.

За 2019г. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019г. № с ДД.ММ.ГГГГ - 1,043. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью начиная с 01.02.2019г. составит: 57 400, 53 х 1,043 = 59 868, 75 рублей.

За 2020г. Постановление Правительства РФ от 29.01.2020г. № с ДД.ММ.ГГГГ - 1,030. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью начиная с 01.02.2019г. составит: 59 868, 75 х 1,030 = 61 664, 81 рублей.

За 2021г. Постановление Правительства РФ от 28.01.2021г. № с ДД.ММ.ГГГГ - 1,049. Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью начиная с 01.02.2019г. составит: 61 664, 81 х 1,049 = 64 686, 4 рублей.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции Закона РФ от 24.11.1995г. №179-ФЗ), инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалась выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на ЧАЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ в Закон РФ    "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе, в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, п. 25 ч.1 ст.14 названного Закона РФ в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты, профессиональной трудоспособности. Соответственно, ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со ст. 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться, как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. №-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены не полученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов- чернобыльцев, получавших возмещение вреда до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

В соответствии с приведенной нормой, заявитель полагает, что произведенные выплаты задолженности по возмещению вреда здоровью подлежат индексации в связи с ростом потребительских цен в РА.

Информация об индексах потребительских цен и средних потребительских ценах на наблюдаемые товары и услуги по Республике Адыгея размещена на официальном Интернет-сайте Краснодарстата (krsdstat.gks.ru).

Управлением Федеральной службы государственной статистики по <адрес> и Республике Адыгея установлены индексы потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея в 1998-2021 гг., в соответствии с которыми установлена задолженность между подлежащей выплате и фактически выплаченной суммами возмещения вреда здоровью, общая недоплата за период с 01.01.1998г. по 01.05.2021г. составит 7 692 215,3 рублей, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, начиная с 01.05.2021г. должна составлять: 46 077,54 рублей.

Согласно решению Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу истица было взыскано с УТСЗН по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 29 499 рублей 36 копеек в качестве недополученной суммы в возмещении вреда здоровью (ВВЗ).

Согласно решению Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу истца было взыскано с УТСЗН по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по 1.13.2003 сумма в размере 21 309 рублей 84 копейки в качестве недополученной суммы возмещения вреда здоровью (ВВЗ).

Согласно решению Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу истца было взыскано с УТСЗН по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 4 199 рублей 40 копеек в качестве недополученной суммы возмещения вреда здоровью (ВВЗ).

Доплата за 1998 год составила 51 318,9 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

51 318,9 х 3,300 (0,702; 0,459;0,189; 0,221;0,151; 0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011 ;0,063) = 169 352,37 рублей.

Доплата за 1999 год составила 51 318,9 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

51 318,9 х 2,598 ( 0,459;0,189; 0,221;0,151; 0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 133 326,50 рублей.

Доплата за 2000 год составила 68 667,09 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

68 667,09 х 2,139 (0,189; 0,221;0,151; 0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 146 878,90 рублей.

Доплата за 2001 год составила 113 039,28 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

113 039,28 х 1,950 (0,221;0,151; 0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 220 426,59 рублей.

Доплата за 2002 год составила 142 045,2 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

142 045,2 х 1,729 (0,151; 0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 245 596,15 рублей.

Доплата за 2003 год составила 168 991,8 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

168 991,8 х 1,578 (0,134; 0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) =            266 669,06 рублей.

Доплата за 2004 год составила 198 868,8 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на ДД.ММ.ГГГГ:

198 868,8 х 1,444 (0,13; 0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 287 166,54 рублей.

Доплата за 2005 год составила 221 272,24 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

221 272,24 х 1,314 (0,124; 0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 290 751,72 рублей.

Доплата за 2006 год составила 241 476,96 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

241 476,96 х 1,190 (0,085; 0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 287 357,58 рублей.

Доплата за 2007 год составила 260 795,24 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на ДД.ММ.ГГГГ:

260 795,24 х 1,105 (0,113;0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 288 178,74 рублей.

Доплата за 2008 год составила 288 406,44 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на ДД.ММ.ГГГГ:

288 406,44 х 0,992 (0,151; 0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 286 099,18 рублей.

Доплата за 2009 год составила 327 896,88 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на ДД.ММ.ГГГГ:

327 896,88 х 0,841 (0,085; 0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 275 761,27 рублей.

Доплата за 2010 год составила 375 867,13 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

375 867,13 х 0,756 (0,101; 0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 284 155,55 рублей.

Доплата за 2011 год составила 384 131,86 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

384 131,86 х 0,655 (0,061; 0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011 ;0,063) = 251 606,36 рублей.

Доплата за 2012 год составила 407 197,66 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

407 197,66 х 0,594 (0,064;0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011 ;0,063) = 241 875,41 рублей.

Доплата за 2013 год составила 429 469,20 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

429 469,20 х 0,530 (0,069; 0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 227 618,67 рублей.

Доплата за 2014 год составила 451 053,30 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

451 053,30 х 0,461 (0,11; 0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 207 935,57 рублей.

Доплата за 2015 год составила 476 112,66 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

476 112,66 х 0,351 (0,12;0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) =        167 115,54 рублей.

Доплата за 2016 год составила 552 638,08 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

552 638,08 х 0,231 (0,052; 0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 127 659,39 рублей.

Доплата за 2017 год составила 560 659,56 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

560 659,56 х 0, 179 (0,018; 0,029;0,058; 0,011;0,063) = 100 358,06 рублей. Доплата за 2018 год составила 600 610,67 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

600 610,67 х 0, 161 (0,029;0,058; 0,011;0,063) = 96 706,52 рублей.

Доплата за 2019 год составила 567 833,03 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

567 833,03 х 0, 132 (0,058; 0,011;0,063) = 74 953,96 рублей.

Доплата за 2020 год составила 585 459,77 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

585 459,77 х 0, 074 (0,011;0,063) = 43 324,02 рублей.

Доплата за 2021 год составила 164 079,25 рублей, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея размер индексации составляет на 01.05.2021г.:

164 079,25 х 0, 063 (0,063) = 10 336,99 рублей.

Таким образом, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом восстановления покупательской способности рубля, составила: за 1998 год – 220 670,40 рублей, за 1999 год – 184 645,40 рублей, за 2000 год - 215 545,99 рублей, за 2001 год – 333 465,87 рублей, за 2002 год – 387 641,35 рублей, за 2003 год - 435 660,86 рублей, за 2004 год – 486 035,34 рублей, за 2005 год – 512 023,96 рублей, за 2006 год – 528 834,54 рублей, за 2007 год – 548 973,98 рублей, за 2008 год – 574 505,62 рублей, за 2009 год – 603 658,15 рублей, за 2010 год – 660 022,68 рублей, за 2011 год – 635 738,22 рублей, за 2012 год – 649 073,07 рублей, за 2013 год – 657 086,81 рублей, за 2014 год – 658 988,87 рублей, за 2015 год – 643 228,20 рублей, за 2016 год – 680 297,47 рублей, за 2017 год – 661 017,62 рублей, за 2018 год – 697 317,19 рублей, за 2019 год – 642 768,99 рублей, за 2020 год – 628 783,79 рублей, за 2021 год – 174 416,24 рублей, а всего в сумме 12 420 400,77 рублей.

Маньшин А.В. просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея восстановить право Маньшина Александра Владимировича на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 46 077,54 рублей с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства на срок инвалидности, то есть бессрочно, а также взыскать с ответчика в свою пользу единовременно с федерального бюджета в пользу сумму задолженности (недоплаты) в счет возмещения вреда здоровью в размере 20 112 616,07 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Маньшин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель истца Бабкин С.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея Тхагапсо А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворения исковых требования в полном объеме.

Прокурор города Майкопа в судебном заседании считал возможным отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец Маньшин А.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 12 757,79 рублей, исходя из твердых денежных сумм, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, в том числе временно направленные или командированные, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Не оспаривалось сторонами, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил спец.сборы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, куда был командирован для участия в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ Маньшин А.В. был освидетельствован в ФГУ «ГБ МСЭ по РА <адрес>» МСЭ-2001 №, установлена II группа инвалидности, причина инвалидности «увечье получено при исполнении иных обязанностей в/службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», бессрочно.

Согласно доводам иска, положения ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Так, после ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на получение выплат в возмещение вреда здоровью как исходя из своего утраченного заработка, так и в твердой денежной сумме. При этом, как указано в поданном иске, право выбора механизма расчета сумм возмещения вреда принадлежало самому Маньшину А.В., и он имел право выбрать наиболее благоприятный для него механизм этого расчета, и то обстоятельство, что Маньшину А.В. с 2001 года были назначены суммы возмещения вреда в фиксированном размере, не означает, что он утратил, возникшее у него ранее и имевшееся к ДД.ММ.ГГГГ, право на получение выплат, исходя из утраченного заработка, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Вышеуказанные доводы суд считает несостоятельными.

Так, в соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, сведения об ответчике, а также в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.

В обоснование требований о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований истец ссылается на указание Верховного суда Российской Федерации, согласно которых не препятствуют взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Однако, по мнению суда, из смысла данного указания следует, что взыскание своевременно не полученных за прошлое время пострадавшими лицами сумм возмещения вреда здоровью возможно при наличии вины соответствующего органа в неполучении указанных сумм.

При этом, истцом не представлено суду доказательств наличия вины ответчика в своевременном неполучении истцом выплат в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, в размере, указанном в иске.

Напротив, согласно доводам иска, после ДД.ММ.ГГГГ Маньшин А.В. имел право на получение выплат в возмещение вреда здоровью как исходя из своего утраченного заработка, так и в твердой денежной сумме, при этом, право выбора механизма расчета сумм возмещения вреда принадлежало самому истцу, и он имел право выбрать наиболее благоприятный для него механизм этого расчета.

Следовательно, исходя из вышеуказанных доводов истца, суд приходит к выводу, что истцом самостоятельно выбран механизм выплат в счет возмещения вреда его здоровью, исходя из твердых денежных сумм, в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд не усматривает нарушение ответчиком прав истца на получение выплат в счет возмещения вреда его здоровью, в заявленном размере. Представленный истцом расчет задолженности по выплатам, подлежащих взысканию с ответчика, суд также считает необоснованным.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются, в том числе, заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Кроме того, вступившими в законную силу решениями Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ разрешены исковые требования Маньшина А.В. к Управлению труда и социальной защиты населения по Гигаг8иснкоум району о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью, и индексации указанных сумм, то есть, данными судебными актами дана оценка о наличии права истца на получение причитающихся ему выплат в счет возмещения вреда здоровью.

В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, исследовав представленные доказательства в совокупности с доводами сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

          ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                       ░░░░░░░                                    ░░░░ ░.░.

░░░ 01RS0№-76

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-458/2023 (2-5484/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Маньшин Александр Владимирович
Ответчики
Комитет труда и социальной защиты населения г. Майкоп
ОПФР РФ по РА
Другие
Бабкин С.В.
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Сташ Ильяс Хазретович
Дело на сайте суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее