<данные изъяты>
Дело № 2-343/2020
УИД 29RS0021-01-2020-000259-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года п. Плесецк
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Сергеевой М.Н.,
при секретаре Терехиной Х.С.,
с участием представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) Торопыгиной А.Н., представителя ответчика ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» Пелих Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по иску Крошнякова Г. Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) и Государственному казенному учреждению Архангельской области Отделение социальной защиты населения по Плесецкому району о взыскании задолженности по выплате региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года, пенсии, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Крошняков Г. Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) и государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Плесецкому району» о взыскании задолженности по выплате региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года, пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что он с июля 2011 года является пенсионером по возрасту и получателем социально-трудовой пенсии в размере прожиточного минимума региона, в котором проживает. Находясь в ИК-29 с марта 2018 года, 09 апреля 2018 года приступил к работе, с мая 2018 года был официально принят на работу и проработал до июня 2019 года. 26 июня 2019 года он уведомил заявлением Плесецкий Пенсионный фонд о том, что прекратил свою трудовую деятельность, просил в дальнейшем начислять ему пенсию в полном объеме со всеми добавками и надбавками. В ответ на его заявление 10 июля 2019 года Плесецкий Пенсионный фонд уведомил его, что доплата будет произведена только в октябре 2019 года. В октябре 2019 года ему была произведена оплата, но без региональной социальной доплаты к пенсии. После этого он вновь обратился в Пенсионный фонд с заявлением о доплате до прожиточного уровня, на что 13 ноября 2019 года получил ответ о том, что в сентябре 2019 года поступили сведения, что он в июле 2019 года является неработающим пенсионером. Считает, что такое халатное отношение к своим обязанностям подпадает под ст.285 УК РФ. Нарушение его прав пенсионера, выражено в не дополучении пенсии, моральном унижении. Плательщиком региональной социальной доплаты к пенсии является Плесецкий отдел соцзащиты населения, а выплаты производит Плесецкий Пенсионный фонд. Указывает, что на его обращение в отдел соцзащиты населения было категорично отказано в выплате задолженности по региональной социальной доплате к пенсии с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года. Суть всего происходящего началась с апреля 2018 года, когда ему пришла недополученная сумма пенсии с 26 января 2017 года по 01 марта 2018 года, за 14 месяцев ему обязаны были выплатить <данные изъяты> (региональная расценка), а ему выплатили всего <данные изъяты>. Недоплата составила <данные изъяты>. Его переписка с пенсионным фондом длилась с мая 2018 года по настоящее время, но так ни к чему и не привела. Воспринимает происходящее как унижение, переросшее в угрозу. Частые обращения в администрацию ИК-29, в отдел соцзащиты населения привели к тому, что его начали административно принижать, стали появляться нарушения, которые могут сказаться на его досрочном освобождении от отбывания наказания. Все его попытки вернуть свои деньги через обжалования решений Пенсионного фонда, обращения, в том числе в органы прокуратуры, привели лишь к тому, что он начал ощущать физический прессинг со стороны администрации, к нему стали применяться административные взыскания. В связи с происходящим у него проявились возрастные хронические заболевания. В условиях проживания в районах Крайнего Севера с такими заболеваниями как у него, любые ответы из Пенсионного фонда, а также с отдела социальной защиты населения приводят его к очередному нервному срыву, который очень легко может закончиться летальным исходом. Просит обязать ответчиков выплатить в его пользу недополученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии за 7 месяцев с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года, недополученную пенсию за 14 месяцев просрочки с 26 января 2017 года по 01 марта 2018 года в сумме 29 480 рублей, возместить компенсацию морального вреда в сумме по 25 000 рублей с каждого ответчика, сумму судебных издержек.
Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от 10 июля 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (далее ГУ - ОПФ РФ по Архангельской области).
Истец Крошняков Г.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) по доверенности Торопыгина А.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Крошнякова Г.Н.
Представитель ответчика ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» по доверенности Пелих Т.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Крошнякова Г.Н., пояснила, что до декабря 2019 года истец не обращался в учреждение с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, поэтому ему обоснованно было отказано в такой доплате за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года. 24 декабря 2019 года от истца в адрес учреждения поступило заявление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии. На основании данного заявления с 01 января 2020 года Крошнякову Г.Н. была установлена доплата к пенсии.
Представитель третьего лица ГУ - ОПФ РФ по Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Согласно отзыву требования истца в части доплаты сумм страховой пенсии за указанный период безосновательны и удовлетворению не подлежат, требование о взыскании задолженности по выплате региональной доплаты к пенсии оставляют на усмотрение суда, моральный вред компенсации не подлежит.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Крошнякова Г.Н. и третьего лица ГУ - ОПФ РФ по Архангельской области.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В силу ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд разрешает дело на основании представленных сторонами доказательств.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии закреплены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Закон №400-ФЗ), который действует с 01 января 2015 года.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления истца Крошнякова Г.Н. 05 июля 2011 года назначена трудовая (страховая) пенсия по старости в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством (ст. 7 Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Пенсионное дело истца поступило в ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) 10 апреля 2018 года из Управления ПФ РФ в <адрес>. На основании сопроводительного письма пенсия истца по старости составляла <данные изъяты> (где фиксированная выплата к страховой пенсии- <данные изъяты>, страховая пенсия - <данные изъяты>) и была выплачена по 31 июля 2017 года.
В апреле 2018 на расчетный счет ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области перечислено: за период с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года - <данные изъяты> (с 01 февраля 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 35 от 19 января 2017 года пенсии увеличена на 5,4%); за период с 01 апреля 2017года по 31 декабря 2017 года - <данные изъяты> (с 01 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ от 17 декабря 2016 года пенсии увеличены без учета фиксированной выплаты на 0,038 %); за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года – <данные изъяты> (с 01 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ пенсии увеличены на 3,7%); за апрель 2018 года - <данные изъяты> (фиксированная выплата с учетом районного коэффициента 20% по заявлению от 22 марта 2018 года). Итого: <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются документами о перечислении указанных сумм.
Таким образом, в апреле 2018 года на расчетный счет ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области была перечислена пенсия Крошнякова Г.Н. за период с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2018 года в размере <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с указанным, исковые требования Крошнякова Г.Н. в части доплаты сумм страховой пенсии за период с 01 февраля 2017 года по 01 апреля 2018 года безосновательны и удовлетворению не подлежат.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» были внесены изменения в Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года Он дополнен статьей 26.1, согласно которой пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 года № 134-Ф3 «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), при прекращении пенсионером осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии с учетом индексаций (корректировок), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, выплачиваются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Заявление истца в ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) о прекращении им трудовой деятельности, поступившее 05 ноября 2019 года, не могло быть учтено при вынесении решения о перерасчете пенсии, в связи с тем, что оно не соответствовало форме заявления, предусмотренного Постановлением Правления ПФ РФ от 25 июля 2019 года № 404п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению».
В соответствии с п. 6 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В сентябре 2019 года в ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) поступили сведения индивидуального (персонифицированного) учета о том, что истец является неработающим пенсионером. В октябре 2019 года ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) вынесено решение о перерасчете страховой пенсии с 01 июля 2019 года с учетом индексации с доплатой с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года в сумме: июль – <данные изъяты>; август – <данные изъяты> <данные изъяты>; сентябрь – <данные изъяты> Итого <данные изъяты>.
Согласно материалам дела указанная сумма была выплачена истцу в октябре 2019 года, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
Истец Крошняков Г.Н. указывает, что имеет право на региональную социальную доплату к пенсии за период с июля 2019 года по февраль 2020 года и взыскание с ответчиков задолженности по ней в указанный период, поскольку в 2019 году неоднократно обращался в ГУ- УПФ РФ в Плесецком районе с требованием о выплате.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее-Закон № 178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ закреплено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с положениями Закона Архангельской области от 05 июня 2001 года № 38-6-ОЗ «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области», за установлением региональной социальной доплаты к пенсии пенсионеры обращаются в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства или пребывания.
Следовательно, ГУ-УПФ РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) не может являться ответчиком по требованию истца Крошнякова Г.Н. о невыплате региональной социальной доплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Федерального закона № 178-ФЗ) региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 6 и 7 Федерального закона № 178-ФЗ, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, за исключением социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым она устанавливается в беззаявительном порядке.
Региональная социальная доплата к пенсии на территории Архангельской области выплачивается в соответствии со ст. 3.1 Закона Архангельской области от 05 июня 2001 года № 38-6-03 «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области» и постановлением Правительства Архангельской области от 08.12.2009 года № 178-пп «Об утверждении Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил за установлением региональной социальной доплаты к пенсии пенсионеры обращаются в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства или пребывания.
Пенсионеры, осужденные к лишению свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Согласно п. 5 Правил для назначения доплаты к пенсии заявители представляют в учреждение следующие документы: заявление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии по форме (далее - заявление); документ, удостоверяющий личность заявителя.
Способы предоставления вышеуказанных документов указаны в пункте 7 Правил.
В соответствии с п. 15 Правил региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней. Из приведенных положений федерального закона и принятых в соответствии с ним региональных нормативных правовых актов, следует, что право на региональную социальную доплату к пенсии носит заявительный характер. Перерасчет таких выплат за прошлое время, до обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о назначении указанной выплаты законом не предусмотрен.
Согласно п. 42 Правил одним из оснований прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии является осуществление пенсионером, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, работы или иной деятельности, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
Истец Крошняков Г.Н. обратился с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии в марте 2018 года. На основании заявления доплата к пенсии Крошнякову Г.Н. была установлена в размере <данные изъяты> с 01 апреля 2018 года.
Распоряжением Правительства Архангельской области от 27 ноября 2018 года № 497-рп создано Государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», согласно п. 2.1 Устава которого целью его деятельности является предоставление мер социальной поддержки и осуществление социальной защиты граждан, проживающих на территории Архангельской области.
На территории Плесецкого района Архангельской области предоставление мер социальной поддержки осуществляется Отделением социальной защиты населения по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения».
Распоряжением Правительства Архангельской области от 27 ноября 2018 года № 496-рп «О ликвидации государственных казенных учреждений Архангельской области – отделений социальной защиты населения» принято решение о ликвидации ГКУ АО «ОСЗН по Плесецкому району».
21 февраля 2020 года ГКУ АО «ОСЗН по Плесецкому району» ликвидировано, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
По сведениям, поступившим в адрес учреждения из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, истец был трудоустроен с 01 июня 2018 года и выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращена.
При поступлении обращений истца в адрес учреждения от ГУ- Управления ПФ РФ в Плесецком районе (межрайонное) Крошнякову Г.Н. был разъяснен порядок обращения за получением выплаты.
24 декабря 2019 года от истца в адрес учреждения поступило заявление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии. На основании данного заявления с 01 января 2020 года Крошнякову Г.Н. была установлена доплата к пенсии.
Учитывая, что до декабря 2019 года истец не обращался с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии в учреждение, поэтому ему обоснованно было отказано в удовлетворении заявления о такой доплате за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года.
Положения действующего законодательства предоставляют гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяют сроки, с которых назначаются указанные доплаты. Возложение на граждан обязанности по обращению с заявлением о назначении выплат наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствует своевременному обращению за назначением доплат.
При этом на уполномоченные органы не возложена обязанность устанавливать граждан, имеющих право на получение социальной доплаты к пенсии, и уведомлять (извещать) конкретного гражданина о порядке назначения данной доплаты. Нормативные правовые акты, предусматривающие основания и порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии, официально опубликованы, размещены в сети Интернет, что обеспечивает право неопределенного круга лиц, в том числе право истца, на доступ к такому роду информации.
На основании вышеизложенного исковые требования Крошнякова Г.Н. о взыскании задолженности по выплате региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда по 25 000 рублей с каждого ответчика. В обоснование требования указал, что все его попытки вернуть свои деньги через обжалования решений Пенсионного фонда, обращения, в том числе в органы прокуратуры, привели лишь к тому, что он начал физически ощущать прессинг со стороны администрации, к нему стали применяться административные взыскания, в связи с чем, у него проявились возрастные хронические заболевания, любые ответы из Пенсионного фонда, а также с отдела социальной защиты населения приводят его к очередному нервному срыву.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 (ст. 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, а также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в том числе Закон № 400-ФЗ, а также другие федеральные законы, регулирующие пенсионные отношения, не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений, так как по смыслу Закона такими нарушениями физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены.
Из разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что поскольку нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Учитывая, что заявленный иск вытекает из нарушения имущественных прав истца, специального закона, допускающего возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, что не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение ответчиками личных неимущественных прав либо иных нематериальных благ, и истцом их не представлено, следовательно, оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда у суда не имеется.
Таким образом, исковые требования Крошнякова Г.Н. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Крошнякова Г. Н. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное), государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Плесецкому району» и Государственное казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о взыскании задолженности по выплате региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 июля 2019 года по 01 февраля 2020 года, пенсии, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись М.Н. Сергеева
Мотивированное решение
изготовлено 05 августа 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>