Решение
Именем Российской Федерации
08 февраля 2016 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Богданова В.А.,
при секретаре Плешивиной Е.Н.,
с участием
представителя истца – Гарипова Н.К., Гаврюхиной Н.Е.
представителя ответчика – администрации МО Северо-Западное Суворовского района Муштараули В.Б.
представителя третьего лица – администрации МО Суворовский район Осипова А.Ю.,
представителя третьего лица – ООО «Суворовская строительная компания» Гришина С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-41/2016 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека по Тульской области в лице Территориального отдела в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевский районах к администрации МО Северо-Западное Суворовского района в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о понуждении к соблюдению обязательных требований администрацией МО Северо-Западное Суворовского района Тульской области при организации сбора, транспортировки, очистки, дезинфекции хозяйственно-бытовых стоков п.Черепеть Суворовского района,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека по Тульской области в лице Территориального отдела в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевский районах обратилось в суд с иском к администрации МО Северо-Западное Суворовского района в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о понуждении к соблюдению обязательных требований администрацией МО Северо-Западное Суворовского района Тульской области при организации сбора, транспортировки, очистки, дезинфекции хозяйственно-бытовых стоков п.Черепеть Суворовского района. Исковые требования мотивированы тем, что в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах поступило поручение Руководителя Управления ФС Роспотребнадзора по Тульской области провести проверку соблюдения гигиенических требований при эксплуатации очистных сооружений п. Черепеть Суворовского района, Тульской области (вх.№10/921-16 от 12.10.2015г.) По данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района. Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.10.2015г. было установлено: обслуживание канализационных сетей п.Черепеть Суворовского района, согласно договору аренды б/н от 01.03.2014 г. осуществляет ООО «Суворовская строительная компания» (арендатор). Администрация МО Северо-Западное Суворовского района передало имущество арендатору «для решения социальных задач МО Северо-Западное Суворовского района». К центральной канализационной системе в п.Черепеть присоединены 76 жилых домов, школа, детский сад, амбулатория. Услугой водоотведения пользуется 1270 человек. В договоре аренды не указаны условия сбора, транспортировки, очистки и дезинфекции канализационных стоков. Эксплуатируя сети, ООО «Суворовская Строительная Компания» фактически осуществляет услуги по сбору и транспортировке стоков до конкретной точки сброса на рельеф без очистки и дезинфекции. Согласно представленной схеме водоотведения в п.Черепеть организовано 2 выпуска сточных вод без соответствующей очистки и обеззараживания в черте населенного пункта: на рельеф из канализационного колодца в районе улицы Мира и из канализационного колодца в районе улицы Пролетарская в овраг и далее в речку Собаченка. При осмотре очистных сооружений в районе улицы Пролетарской в п.Черепеть установлено, что сточные воды на существующие очистные сооружения не поступают, здание очистных сооружений разрушено. По данным администрации МО «Северо-Западное Суворовского района» (вход. №16/049-15 от 19.1-.2015 мг.) очистные сооружения п.Черепеть не являются собственностью администрации МО. Администрация муниципального образования «Северо-Западное Суворовского района» зарегистрировано как юридическое лицо 24.12.2013 г., свидетельство о регистрации № 002 316408, действует на основании Устава, принятого Решением Собрания депутатов муниципального образования Северо-Западное Суворовского района №2 -21 от 24.10.2013 (с изменениями и дополнениями).Согласно ст. 2 ФЗ – 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Ст. 14 указанного закона указывает, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом № 416 от 7.12.2011 г «О водоснабжении и водоотведении» (ст.6) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. В соответствии с ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 11) входит: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.В соответствии со статьей 21 этого же закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, а ст.22 закона указывает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Санитарные Правила СанПиН 42-128-4690-88 «Содержание территорий населенных мест» (п.1.2 ст.1 ) предусматривают, что должен иметь место «рациональный сбор, быстрое удаление, надежную и экономически целесообразную, утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением местного самоуправления».Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов должно производиться на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке (ст.3 п.31.1 Правил). В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.13). Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 от 22.06.2000 г. «Гигиенические требования к охране поверхостных вод» запрещают сброс сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, поверхностно-ливневых и т.д.) без соответствующей очистки и обеззараживания ст.6 п.6.6).По представлению территориального отдела Управления ФС Роспотребнадзора по Тульской области Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах постановлением Суворовского районного суда от 17 ноября 2015 г администрация муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области признано виновным в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и наложен административный штраф.На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном Правительством РФ.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Непринятие мер юридическим лицом – администрацией МО Северо - Западное Суворовского района Тульской области по организации и соблюдению, контроля и исполнения обязательных требований законодательства РФ является незаконным, поскольку нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья, негативно влияет на безопасность и здоровье жителей п. Черепеть, Суворовского района, существенно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку в черте населенного пункта, создает угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний людей. На основании вышеизложенного истец просит обязать муниципальное образование Северо-Западное Суворовского района Тульской области организовать в границах поселка Черепеть Суворовского района Тульской области водоотведение канализационных стоков в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями федеральных законов и норм до 01.09.2016 года, прекратить сброс неочищенных, без обеззараживания канализационных стоков в черте населенного пункта в п. Черепеть Суворовского района Тульской области, обеспечить соответствие схем водоотведения канализационных стоков п. Черепеть Суворовского района Тульской области действующим нормативным требованиям в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, определить гарантирующую организацию и разработать техническое задание на подготовку инвестиционных программ по строительству или реконструкции очистных сооружений п. Черепеть Суворовского района Тульской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию МО Северо-Западное Суворовского района в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей содержание резолютивной части судебного решения по настоящему делу через средство массовой информации.
В ходе судебного заседания представители истца Гарипов Р.К. и Гаврюхина Г.Е. уточнил исковые требования и просили обязать муниципальное образование Северо-Западное Суворовского района Тульской области организовать в границах поселка Черепеть Суворовского района Тульской области водоотведение канализационных стоков в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями федеральных законов и норм, и прекратить сброс неочищенных, без обеззараживания канализационных стоков в черте населенного пункта поселка Черепеть Суворовского района Тульской области до 01.09.2016 года, а также обязать администрацию МО Северо-Западное Суворовского района в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей содержание резолютивной части судебного решения по настоящему делу через средство массовой информации.
Представитель ответчика – администрации МО Северо-Западное Суворовского района Муштараули В.Б. в судебном заседании на основании предоставленных доверенностью полномочий уточненные исковые требования признал полностью.
Представителя третьего лица – администрации МО Суворовский район Осипов А.Ю. в судебном заседании на основании предоставленных доверенностью полномочий уточненные исковые требования поддержал полностью.
Представителя третьего лица – ООО «Суворовская строительная компания» по доверенности Гришин С.М.- в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал полностью.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
<данные изъяты>
В соответствии с п.1.2 Положения о территориальном отделе, утвержденного Приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 25.04.2013г., Территориальный отдел является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.
В соответствии с п.2.1 Положения территориальный отдел осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а в соответствии с п.2.14 осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Согласно п.9.2.6 Положения территориальный отдел предъявляет иски в суд в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Судом установлено, исходя из исследованных доказательств, что в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах поступило поручение Руководителя Управления ФС Роспотребнадзора по Тульской области провести проверку соблюдения гигиенических требований при эксплуатации очистных сооружений п. Черепеть Суворовского района, Тульской области (вх.№10/921-16 от 12.10.2015г.)
По данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.10.2015 г. было установлено: обслуживание канализационных сетей п.Черепеть Суворовского района, согласно договору аренды б/н от 01.03.2014 г. осуществляет ООО «Суворовская строительная компания» (арендатор). Администрация МО Северо-Западное Суворовского района передало имущество арендатору «для решения социальных задач МО Северо-Западное Суворовского района». К центральной канализационной системе в п.Черепеть присоединены 76 жилых домов, школа, детский сад, амбулатория. Услугой водоотведения пользуется 1270 человек. В договоре аренды не указаны условия сбора, транспортировки, очистки и дезинфекции канализационных стоков.
Эксплуатируя сети, ООО «Суворовская Строительная Компания» фактически осуществляет услуги по сбору и транспортировке стоков до конкретной точки сброса на рельеф без очистки и дезинфекции.
Согласно представленной схеме водоотведения в п.Черепеть организовано 2 выпуска сточных вод без соответствующей очистки и обеззараживания в черте населенного пункта: на рельеф из канализационного колодца в районе улицы Мира и из канализационного колодца в районе улицы Пролетарская в овраг и далее в речку Собаченка.
При осмотре очистных сооружений в районе улицы Пролетарской в п.Черепеть установлено, что сточные воды на существующие очистные сооружения не поступают, здание очистных сооружений разрушено. По данным администрации МО «Северо-Западное Суворовского района» (вход. № 16/049-15 от 19.1-.2015 мг.) очистные сооружения п.Черепеть не являются собственностью администрации МО.
Администрация муниципального образования «Северо-Западное Суворовского района» зарегистрировано как юридическое лицо 24.12.2013 г., свидетельство о регистрации № 002 316408, действует на основании Устава, принятого Решением Собрания депутатов муниципального образования Северо-Западное Суворовского района №2 -21 от 24.10.2013 (с изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 2 ФЗ – 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Ст. 14 указанного закона указывает, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 11) входит: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со статьей 21 этого же закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, а ст.22 закона указывает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные Правила СанПиН 42-128-4690-88 «Содержание территорий населенных мест» (п.1.2 ст.1 ) предусматривают, что должен иметь место «рациональный сбор, быстрое удаление, надежную и экономически целесообразную, утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением местного самоуправления».
Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов должно производиться на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке (ст.3 п.31.1 Правил).
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.13).
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 от 22.06.2000 г. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» запрещают сброс сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, поверхностно-ливневых и т.д.) без соответствующей очистки и обеззараживания ст.6 п.6.6).
По представлению территориального отдела Управления ФС Роспотребнадзора по Тульской области Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах постановлением Суворовского районного суда от 17 ноября 2015 г администрация муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области признано виновным в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и наложен административный штраф.
Данные обстоятельства по делу подтверждаются: Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по тульской области, поручением Руководителя Управления ФС Роспотребнадзора по Тульской области провести проверку соблюдения гигиенических требований при эксплуатации очистных сооружений п. Черепеть Суворовского района, Тульской области (вх.№10/921-16 от 12.10.2015г.), письменным обращением, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколом №405/16 об административном правонарушении, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, договором аренды муниципального имущества, актом приема-передачи, схемой канализационных сетей п.Черепеть Суворовского района, постановлением администрации МО Северо-Западное Суворовского района №1 от 19 декабря 2013 года «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Северо-Западное Суворовского района», справкой ООО «Суворовская строительная компания», постановлением администрации МО Северо-Западное Суворовского района №136 от 22 апреля 2014 года «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Северо-Западное Суворовского района», постановлением Суворовского районного суда Тульской области от 17 ноября 2015 года, решением Собрания представителей МО Суворовский район №20-180 от 29.10.2015 года «О передаче муниципальному образованию Юго-Восточное Суворовского района, муниципальному образованию Северо-Западное Суворовского района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальному образованию Суворовский район», Уставом МО Северо-Западное Суворовского района, Листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, и были признаны в суде представителем ответчика.
Учитывая изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности во взаимосвязи с вышеуказанными нормами действующего законодательства, принимая полное признание иска ответчиком, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице Территориального отдела в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевских районах удовлетворить.
Обязать администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района организовать в границах поселка Черепеть Суворовского района Тульской области водоотведение канализационных стоков в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями федеральных законов и норм, и прекратить сброс неочищенных, без обеззараживания канализационных стоков в черте населенного пункта поселка Черепеть Суворовского района Тульской области, - в срок до 01 сентября 2016 года.
Обязать администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей (граждан) содержание резолютивной части настоящего решения суда через средство массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области в течение одного месяца.
Председательствующий