Дело № 3а–705/2021

УИД 26 ОS0000-04-2021-000384-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь                                                                 16 июля 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи                 Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания         Четвериковой Л.В.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Мамбетова Р.Я.,

представителя административного истца Сердюкова А.М. - Аксельрод А.В.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Гапаровой С.Н.,

представителя заинтересованного лица администрации г. Ставрополя – Шевченко Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сердюкова Анатолия Михайловича к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим в части,

установил:

Сердюков А.М. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия указанных выше нормативных правовых актов в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 2691,3 кв.м, расположенного по адресу: <…>, имеющего назначение: «нежилое», наименование: «торговое здание», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <…>с видом разрешенного использования: «Спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)», в части включения в Перечень указанного выше объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (пункт <…>приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985); на 2020 год (пункт <…> приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317); на 2021 год (пункт <…> приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>, является нежилым зданием площадью 2691,3 кв.м. Данный объект недвижимости имеет назначение: нежилое здание, наименование: торговое здание, расположен на земельном участке общей площадью 1600 кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – «Спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)».

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером <…> включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (пункт <…>), на 2020 год (пункт <…>), на 2021 год (пункт <…>).

По мнению административного истца, указанный объект недвижимости, включенный в Перечни, не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в указанном нежилом здании не имеется 20% помещений, позволяющих отнести нежилое здание к торговому центру (комплексу). В связи с чем, включение спорного объекта недвижимости в Перечни противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Административный истец Сердюков А.М. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что административный истец надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 8212 от 08 апреля 2020 г., в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Сердюкова А.М. – Аксельрод А.В., действующая по доверенности (л.д. 33), просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н., представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя Шевченко Г.Н., просили отказать в удовлетворении административного иска Сердюкова А.М. по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Выслушав объяснения представителей сторон по административному делу, исследовав письменные доказательства, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я., полагавшего административные исковые требования необоснованными, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>, которое является нежилым зданием площадью 2691,3 кв.м. Данный объект недвижимости имеет назначение: нежилое здание, наименование: торговое здание, количество этажей: 4, в том числе подземных 1.

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <…>, общей площадью 1600 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – «Спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)», местоположение: <…>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01 июня 2021 года (л.д. 40).

Спорный объект недвижимости включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденные Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 (пункт <…>), Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 (пункт <…>), Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462 (пункт <…>), в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты – Перечни, затрагивающие его законные права в части установления размера налоговых платежей в отношении недвижимого имущества.

Из содержания письменных возражений и объяснений представителя административного ответчика следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в Перечень на 2019 год, 2020 год и 2021 год по критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть как торговый центр (комплекс), расположенный на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 года N 567 (ред. от 29 июля 2020 года ) "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края с 1 января 2015 года (пункт 1).

Определены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 1 пункта 2).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

28 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>: пунктом <…> (2019 год), пунктом <…> (2020 год), пунктом <…> (2021 год).

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается стороной административного истца.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

    На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 01 января 2016 года.

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 01 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии, если:

- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац 2 подпункта 2);

- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац 2 подпункта 2).

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального и краевого законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают критериям, установленным названными выше правовыми нормами, а именно: торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

    - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

    - нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Следовательно, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс), а также предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. При этом, складское помещение подсобного назначения определено как часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по организации торгово-технологического процесса, а подсобное помещение торгового предприятия как часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 года № 1259-О констатировав, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, в качестве основного критерия для отнесения объекта недвижимости к имуществу, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не может расцениваться как нарушение конституционных прав участников налоговых правоотношений.

Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в Перечни, в связи с тем, что площадь фактически используемого торгового помещения составляет менее 20 процентов от общей площади здания, суд приходит к следующим выводам.

Согласно технического паспорта составленного 05 декабря 2018 года, торговое здание 2018 года постройки имеет общую площадь 2691,3 кв.м. и состоит из основного здания (цокольный этаж) площадью 793,8 кв.м.; 1 этаж площадью 717,9 кв.м.; 2 этаж – 720,9 кв.м.; 3 этаж – 720,9 кв.м.

Согласно экспликации помещений к плану здания (строения) объект недвижимости состоит из:

этаж цокольный: насосная 10.5 кв.м., нежилое помещение 52.2 кв.м., нежилое помещение 217.6 кв.м., кладовая 2.2 кв.м., раздевалка 9.1 кв.м., кабинет 12.1 кв.м., туалет 1.5 кв.м., душ 1.4 кв.м., нежилое помещение 295.1 кв.м., коридор 3.9 кв.м., электрошитовая 4.6 кв.м., санузел 5.2 кв.м.;

1 этаж: котельная 12.1 кв.м., игровой зал 582.2 кв.м., кухня 10.6 кв.м., туалет 2.0 кв.м., санузел 5.0 кв.м., туалет 3.0 кв.м., туалет 1.6 кв.м., подсобное помещение 12.2 кв.м., раздевалка 11.5 кв.м., подсобное помещение 14.8 кв.м., тамбур 4.5 кв.м., лестничная клетка 28.8 кв.м.;

2 этаж: холл 96.6 кв.м., подсобное помещение 12.2 кв.м., коридор 16.9 кв.м., раздевалка 51.1 кв.м., туалет 1.5 кв.м., душ 5.3 кв.м., спа зона 44.9 кв.м., парилка 5.1 кв.м., хамам 5.8 кв.м., раздевалка 56.8 кв.м., душ 5.5 кв.м., туалет 1.3 кв.м., спортивный зал 189.2 кв.м., подсобное помещение 26.2 кв.м., зал аэробики 168.6 кв.м.;

3 этаж: спортивный зал 668.9 кв.м., подсобное помещение 7.9 кв.м., санузел 5.9 кв.м., туалет 1.4 кв.м., подсобное помещение 16.5 кв.м.

Итого по зданию: основная площадь - 2230.8 кв.м., вспомогательная - 460.5 кв.м., итого общеполезной площади - 2691.3 кв.м.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости с кадастровым номером <…>, имеющейся в материалах административного дела, спорное нежилое здание имеет наименование: торговое здание (л.д. 40-40в).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 01 июня 2021 года земельный участок с кадастровым номером <…>, на котором расположено спорное нежилое здание, имеет виды разрешенного использования – «Спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)» (л.д. 40г-40ж).

Административный истец полагает, что расположенные в здании игровой и спортивный залы, раздевалки, душевые, спа-зона, хамам, парилка, зал аэробики и пр. являются помещениями для организации досуга и развлечений клиентов, в связи с чем не являются торговыми объектами, а потому не подлежат включению в Перечень.

Данные доводы представляются несостоятельными, ввиду того, что они основаны на ошибочном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как видно из материалов административного дела, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером <…>, расположенный по адресу: <…>, является нежилым зданием площадью 2691,3 кв.м, которое имеет назначение: нежилое здание, наименование: торговое здание, количество этажей: 4, в том числе подземных 1, расположен на земельном участке с кадастровым номером <…>, общей площадью 1600 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – «Спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4)», местоположение: <…>.

По смыслу закона под предприятием торговли понимается имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли, а под предприятием общественного питания - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (определение термина 20 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 и определение термина 3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31985-2013).

Предоставляя за плату услугу по организации отдыха и досуга детей и взрослых, административный истец тем самым использует спорный объект недвижимости – нежилое здание в соответствии с его назначением и наименованием, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен данный объект, то есть в качестве торгового центра.

Помещения с наименованием: «раздевалка, душ, хамам, парилка и т.д.» имеют вспомогательное назначение при оказании возмездной услуги по организации отдыха и досуга потребителей.

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся, в том числе результаты работ и оказание услуг, которые могут быть приобретены по возмездному договору.

Отсутствие в здании помещений с наименованием «торговый зал» не имеет в данном случае правового значения, поскольку из содержания административного иска, пояснений представителя административного истца в судебном заседании и из представленных сторонами доказательств следует, что в данном здании осуществляется возмездное предоставление населению услуг по организации отдыха и спортивного досуга. Предметом торговли в данном случае выступает услуга.

Таким образом, указанный выше объект недвижимости как по своему наименованию, так и по виду разрешенного использования земельного участка отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценивая представленные стороной административного ответчика доказательства, а именно, товарный чек от 09 июля 2021 года, чек по операции Сбербанк-онлайн, фотографии объекта недвижимости, суд приходит к выводу, что они не отвечают критерию относимости, так как они содержат информацию об оказании торговой деятельности в настоящее время, тогда как истцом оспаривается нормативные правовые акты на момент их принятия. Кроме того, доказательства подтверждают, что торговая деятельность осуществлялась не административным истцом Сердюковым А.М., а иными лицами, ввиду чего доказательства не имеют правового значения для разрешения возникшего спора о законности и обоснованности оспариваемых нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о том, что включение принадлежащего административному истцу торгового центра в Перечни должно было производиться только по результатам проведения министерством имущественных отношений Ставропольского края в установленном законом порядке мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, представляются несостоятельными, так как не основаны на нормах действующего законодательства.

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, федеральный законодатель установил два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.

При издании оспариваемых приказов административный ответчик - министерство имущественных отношений Ставропольского края исходил из сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Представленные в материалы настоящего административного дела доказательства свидетельствуют о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в Перечень на 2019 год, 2020 год и 2021 год по установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям, то есть как торговый центр (комплекс), расположенный на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Анализируя фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – с точки зрения их относимости допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований Сердюкова А.М.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                 ░.░. ░░░░░░

3а-705/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сердюков Анатолий Михайлович
Ответчики
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Аксельрод Анжелика Владимировна
Администрация города Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Шишова Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
15.06.2021Регистрация административного искового заявления
16.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2021Предварительное судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.07.2021Судебное заседание
16.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее