Дело № 2а – 311/2018 28 марта 2018года.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Прокофьевой А.В.,
при секретаре Марченко А.А.,
с участием представителя административного истца Сытник Н.В.,
административного ответчика Дружининой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Санкт-Петербургу к Дружининой Светлане Алексеевне о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №12 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Дружининой С.А. о взыскании задолженности за 2014-2015 года по транспортному налогу в сумме 9509 руб., указав, что на имя ответчика в 2014-2015 годах были зарегистрированы транспортные средства – Опель г.р.з. №, Опель г.р.з. №, после направления требования о добровольном погашении задолженности, обязанность по уплате налога ответчик не исполнил.
В судебном заседании на обсуждение поставлен вопрос об оставлении административного искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка.
Представитель административного истца Сытник Н.В. возражений не представила.
Административный ответчик Дружинина С.А. возражала против оставления иска без рассмотрения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, с учетом особенностей, установленных этой же статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), но не на налогоплательщика - физическое лицо.
Согласно представленного истцом реестра отправки почтовой корреспонденции, налоговые уведомления об оплате транспортного налога за 2014-2015 года № 62663671 от 13.07.2016, №107549778 от 25.11.2016 направлены МИФНС №12 по Санкт-Петербургу ответчику по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Майнило, в то время, как в карточке учетных данных налогоплательщика содержатся сведения о регистрации ответчика по адресу: <адрес>, кроме того, сами налоговые уведомления содержат тот же адрес.
При направлении в адрес Дружининой С.А. налоговых уведомлений об уплате налогов за 2014-2015 года налоговой инспекцией были нарушены требования налогового законодательства, в связи с чем налогоплательщик был лишен возможности своевременное получить корреспонденцию и исполнить обязанность по уплате налоговых платежей.
Поскольку налоговый орган должным образом своей обязанности не исполнил, у ответчика не возникло публично-правовой обязанности уплатить налог, а при таких обстоятельствах у МИ ФНС России №12 по Санкт-Петербургу не имелось правовых оснований для предъявления Дружининой С.А. требования об уплате налогов.
Таким образом, МИ ФНС России №12 по Санкт-Петербургу не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Учитывая изложенное, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 196 КАС РФ,суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №12 по Санкт-Петербургу к Дружининой Светлане Алексеевне о взыскании обязательных платежей, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Санкт-Петербургский городской суд.
Судья А.В. Прокофьева