Дело № 2 – 1473/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 14 октября 2019 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего Жилякова В.Г.
при секретаре судебного заседания Мельниченко А.В.
с участием:
истца Чучалиной Т.А.,
представителя ответчика Самойленко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чучалиной Т.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Юргинская» о защите прав потребителя, обязании произвести ремонт общего имущества в многоквартирном доме и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Чучалина Т.А. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Юргинская» (далее по тексту ООО «УК Юргинская») о защите прав потребителя, обязании произвести ремонт общего имущества в многоквартирном доме и взыскании компенсации морального вреда (л.д. 2-6).
Исковые требования Чучалиной Т.А. мотивированы следующим.
Истец является собственником жилого помещения квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ***.
ООО «УК Юргинская» является управляющей организацией, осуществляющей функции по управлению вышеуказанным многоквартирным домом и содержанию общего имущества дома.
После приобретения вышеуказанной квартиры истец обнаружила, что в жилой и ванной комнате не работает вентиляция, в санузле прежним собственником квартиры демонтирован вентиляционный короб, что влечет образование водного конденсата на потолке и плесени.
Истец неоднократно обращалась к ООО «УК Юргинская» с требованием о прочистке вентиляционного канала и установке вентиляционного короба в ванной комнате.
Согласно акту осмотра, составленному ответчиком, вентиляция в вышеуказанном многоквартирном доме находится в работоспособном состоянии. Однако ответчик указал, что в квартире истца нарушен воздухообмен, вследствие чего собственнику квартиры необходимо производить постоянное проветривание жилого помещения, восстановить внутриквартирную вентиляцию согласно проекту многоквартирного дома, дополнительно установить принудительную вентиляцию для улучшения воздухообмена.
Истец полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, уклоняется от выполнения работ по монтажу вентиляционного короба в ее квартире, чем нарушает ее права как потребителя на благоприятную среду проживания.
Заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области установлено, что параметры микроклимата в ее квартире по температуре и влажности не соответствуют требованиям действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Истец полагает, что вентиляционный короб в силу действующего законодательства РФ относится к общему имуществу многоквартирного дома, вследствие чего ответчик обязан за свой счет произвести работы по установке вентиляционного короба в ванной комнате ее квартиры. Однако ответчик уклоняется от выполнения данных работ.
Истец неоднократно обращалась с жалобами в различные инстанции, однако, действенной помощи не получила.
Истец полагает, что неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, вследствие чего ответчик обязан выплатить ей денежную компенсацию морального вреда. Размер денежной компенсации морального вреда истец оценивает в 50000 рублей.
На основании изложенного истец просит суд:
- обязать ответчика произвести работы по установке вентиляционного короба в ванной комнате в квартире по адресу: ***;
- взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
Истец Чучалина Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Самойленко Ю.М., действующий на основании доверенности (л.д. 43), в судебном заседании исковые требования Чучалиной Т.А. не признал, возражал по поводу их удовлетворения, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 31-32) и дополнения к нему (л.д. 82-83), просил отказать в удовлетворении исковых требований Чучалиной Т.А. в полном объеме. Пояснил в судебном заседании, что ответчик не обязан производить установку вентиляционного короба в квартире истца, так как вентиляционный короб в отличие вентиляционных каналов не является общим имуществом многоквартирного дома, так как представляет собой конструкцию, устанавливаемую внутри квартиры, и предназначен для обслуживания лишь одной квартиры, в частности квартиры истца. Демонтаж вентиляционного короба произведен предыдущим собственником квартиры, который также «обшил» стены ванной комнаты панелями, закрыв вентиляционные каналы, что делать категорически запрещается.
Выслушав пояснения истца и ответчика, пояснения свидетеля Л.И.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Чучалиной Т.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ***, что подтверждается договором мены и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 10-12, 38).
Из пояснений истца в судебном заседании и паспорта истца установлено, что добрачная фамилия истца была Тяжельникова, после вступления в брак Чучалина.
Истец проживет в вышеуказанной квартире, что подтверждается справкой копией поквартирной карточки (л.д. 14).
Ответчик ООО «УК Юргинская» является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: ***, что подтверждается представленными представителем ответчика документами (л.д. 57-81, 84, 85-95, 96-102), а также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из подпунктов 2 и 5 п. 1.1. ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанных норм права следует, что ООО «УК Юргинская» являясь управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: ***, несет ответственность перед собственниками помещений в указанном многоквартирном доме за надлежащее содержание общего имущества дома.
Обязанность по содержанию имущества, находящегося в жилом помещении, предназначенного для обслуживания именно этого жилого помещения и не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ возложена на собственника жилого помещения.
Из подпункта д) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, следует, что в состав общего имущества многоквартирного дома входит механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Из указанных ном права следует, что основным критерием отличия общего имущества в многоквартирном доме от индивидуального имущества собственников помещений в многоквартирном доме является то, что общее имущество предназначено для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), тогда как индивидуальное имущество собственников помещений в многоквартирном доме предназначено для обслуживания лишь того жилого помещения в котором оно установлено.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что вентиляционный короб представляет собой металлическую или пластиковую конструкцию, предназначенную для установки в санузле квартиры для усиления воздухообмена в помещении, который соединяется с отверстием в вентиляционном канале вентиляционной системы дома.
Таким образом, вентиляционный короб устанавливается в отдельной квартире многоквартирного дома и предназначен для обслуживания только той квартиры, в которой он установлен, вследствие чего не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного дома. К общему имуществу многоквартирного дома могут быть отнесены лишь вентиляционные каналы вентиляционной системы дома, которые связаны между собой и предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения многоквартирного дома.
Так как вентиляционный короб не относится к общему имуществу многоквартирного дома, у ответчика не возникает обязанности по обслуживанию и установке вентиляционного короба в квартире истца.
Кроме того, из пояснений истца и представителя ответчика в судебном заседании следует, что вентиляционный короб в квартире истца был демонтирован прежним собственником квартиры в процессе ее перепланировки, так как он мешал установке душевой кабины.
Из представленного истцом технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: ***, усматривается, что вентиляционный короб на плане указанного жилого помещения отсутствует (л.д. 53-56).
Согласно п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Истец, приобретая в собственность вышеуказанную квартиру в перепланированном состоянии, имела возможность убедиться в отсутствии в санузле вентиляционного короба, и потребовать от предшествующего собственника квартиры восстановить вентиляционный короб или принять квартиру как она есть. Последнее и было сделано истцом.
Ответчик демонтаж вентиляционного короба в квартире истца не производил.
Из акта обследования квартиры истца *** от 05.04.2019, составленного комиссией, назначенной Постановлением Главы города Юрги следует, что для восстановления вентиляции квартиры истцу выданы рекомендации восстановить вентиляционный короб и выполнить иные мероприятия для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для проживания (л.д. 17-18). Однако, как установлено в судебном заседании из пояснений истца указанные рекомендации истец не считает необходимым выполнять за собственный счет.
Анализируя представленные сторонами доказательства и установленные судом обстоятельства дела, суд не усматривает законных оснований для обязания ответчика произвести работы по установке вентиляционного короба в ванной комнате в квартире по адресу: ***.
Пояснения свидетеля Л.И.А. и представленные истцом заключения и ответы надзорных органов не изменяют факта того, что вентиляционный короб не относится к общему имуществу многоквартирного дома, и не влекут принятия иного решения.
Так как отказом ответчика произвести работы по установке вентиляционного короба права истца, как потребителя услуги по управлению и обслуживанию многоквартирного дома, не нарушены, законных оснований о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда, суд не усматривает.
На основании изложенного и, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18.10.2019 ░░░░