ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело №33-7785/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Тетков Р.И.
УИД 91RS0003-01-2023-001046-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 августа 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Морозко О.Р.
судей Готовкиной Т.С.
Любобратцевой Н.И.
при секретаре Подвезной Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Республики Крым, действующего в интересах Керничной Татьяны Ивановны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, понуждении осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 08 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красногвардейского района Республики Крым, действующий в интересах Керничной Т.И., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения Отдела установления пенсий №2 управления установления пенсии Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №11 от 06.02.2023, понуждении ответчика произвести истцу перерасчет пенсии по старости с 01 января 2022 года с учетом заработной платы за период с апреля 1992 г. по май 1997 г. в Откормсовхозе «Дубки», в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: в период с 01.04.1992 по 11.11.1992 в «купонах», в период с 1993 г. по 01.09.1996 - в карбованцах; с 02.09.1996 по май 1997 г. - в гривнах.
В обоснование требований прокурор указал на то, что решением пенсионного органа №11 от 06.02.2023 Керничной Т.И. отказано в перерасчете пенсии с учетом данных о заработке, содержащихся в справке от 17.06.2021 №62/13-07 ввиду того, что в ней не отражено наименование денежных единиц, в которых начислялась заработная плата, полагая указанное решение незаконным, прокурор обратился в суд с данным иском.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 08 июня 2023 года исковые требования прокурора Красногвардейского района, действующего в интересах Керничной Т.И.. удовлетворены. Признано незаконным решение Отдела установления пенсий №2 Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №11 от 06.02.2023 в отношении Керничной Т.И. об отказе в перерасчете пенсии.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести Керничной Т.И. перерасчет размера пенсии по старости с 01.01.2022, с учетом данных архивной справки о заработной плате выданной Администрацией Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым №62/13-07 от 17.06.2021, за период с апреля 1992 года по май 1997 года, исходя из того, что заработная плата Керничной Т.И. с 01.04.1992 года по 11.11.1992 начислена в денежной единице - купоны; с 1993 года по 01.09.1996 - в денежной единице - карбованцы; с 02.09.1996 по май 1997 год - в денежных единицах - гривнах.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют изложенную в оспариваемом решении и возражении на иск позицию ответчика относительно невозможности принятия справки о заработной плате истца, не содержащей сведений о денежных единицах, в которых начислялась заработная плата.
Прокурор в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, от представителя апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Керничная Т.И. до 31.12.2014 являлась получателем пенсии в Управлении Пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе АР Крым. Согласно данных паспорта зарегистрирована на территории Республики Крым с 1987 года, в связи с чем 18.04.2014 ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации как лицу, постоянно проживавшему на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 года Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Согласно ст. 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью шестой ст. 11 этого Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
В целях интеграции Республики Крым в правовое поле и систему пенсионирования Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ст. 1).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий. Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, пенсионным органом Российской Федерации истцу была продолжена выплата пенсии с 01.01.2015.
Так, с 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Распоряжением от 26.02.2021 пенсионное дело было поставлено на учет в ГУ – Управлении ПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное).
01.07.2021 в ответ на запрос пенсионно-социального характера от 25.03.2021 отдела ПФР в Красногвардейском районе Республики Крым из УПФР в Симферопольском районе Республики Крым поступила архивная справка №62/13-07 от 17.06.2021, выданная администрацией Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о заработной плате Керничной Т.И. за период работы в Откормсовхозе «Дубки» Крымского производственного объединения мясной промышленности УССР за период с сентября 1973 года по июнь 1974 года, с сентября 1978 года по декабрь 1980 года, с января 1986 года по август 1988 года, с января 1989 года по август 1990 года, с января 1991 года по октябрь 1997 года.
Согласно материалам пенсионного дела Керничной Т.И. в августе 2022 года в ее адрес направлено сообщение № 92539/07-6-19 от 08.08.2022 о том, что в пенсионный орган по их запросу поступили справки о заработной плате с предложением подать заявление о перерасчете пенсии с учетом указанных справок. Доказательства получения указанного сообщения Керничной Т.И. отсутствуют.31.01.2023 года Керничной Т.И. подано соответствующее заявление о перерасчете пенсии с учетом справок о заработной плате.
Решением Отдела установления пенсий №2 Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №11 от 06.02.2023 Керничной Т.И. отказано в перерасчете пенсии, ввиду того, что не соблюдены требования Указания МСЗН РФ от 20.08.1992 г. №1-68-У, а именно: в архивной справке от 17.06.2021 г. №62/13-07 не указана денежная единица, в которой начислялась и выплачивалась заработная плата.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке без серии и номера установлено, что Керничная Т.И. в период с 07.09.1978 по 04.01.2000 года работала в Откормсовхозе «Дубки».
Из материалов пенсионного дела следует, что указанный период учтен ответчиком в страховой стаж при назначении пенсии Керничной Т.И.
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У и от 20.08.1992 № 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации № 1-68-У от 20 августа 1992 года «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
24 августа 1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.
До апреля 1992 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 01 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центральным банком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик имел возможность сам определить денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата за периоды, указанные в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил обязанность на ОПФР по Республике Крым произвести перерасчёт пенсии истца с учетом архивной справки о заработной плате Отдела установления пенсий №2 Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №11 от 06.02.2023, выданной Администрацией Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым №62/13-07 от 17.06.2021.
В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При этом, как указано выше, спорная справка №62/13-07 от 17.06.2021, выданная администрацией Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, находилась в распоряжении пенсионного органа еще с 01.07.2021, однако до августа 2022 года каких-либо мер по извещению истца о ее поступлении пенсионным органом принято не было, что лишило истца возможности подать заявление о перерасчете пенсии и претендовать на ее перерасчет в 2021 году.
Ввиду изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии оснований к возложению на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом указанной справки с 01.01.2022 отвечает принципам разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия с ним соглашается.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 08 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. Готовкина
Н.И. Любобратцева