Решение по делу № 33-5803/2023 от 03.08.2023

УИД 47RS0005-01-2021-005297-17

суд первой инстанции № 2-446/2022

суд апелляционной инстанции № 33-5803/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                         14 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Соломатиной С. И.,

судей     Ильичевой Т. В., Тумашевич Н. С.,

прокурора                                  Спировой К. В.,

при секретаре               Максимчуке В. И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-446/2022 по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, апелляционной жалобе федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» филиала «Западный», апелляционному представлению военного прокурора Выборгского гарнизона на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года, которым частично удовлетворены исковые требования Захаровой Н. С., Захарова Д. В. к федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» филиалу «Западный», Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор пользования жилым помещением, обеспечить членов семьи жилым помещением по договору социального найма и отказано Министерству обороны Российской Федерации в удовлетворении требований к Захаровой Н. С., Захарову Д. В. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Соломатиной С. И., объяснения представителя Минобороны России Дондуковой Л. А., представителя Минобороны России и ФГАУ «Росжилкомплекс» Калабиной О. А., поддержавших апелляционные жалобы, представителя военного прокурора Выборгского гарнизона Метелькова Н. А., поддержавшего апелляционное представление, представителя Захаровой Н. С. – Бурханова М. В., возражавшего относительно доводов апелляционных жалоб и апелляционного представления, заключение прокурора Спировой К. В., полагавшего, что решение подлежит отмене в части удовлетворения требований Захаровой Н. С. и Захарова Д. В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

27 июля 2021 года Захарова Н. С. и Захаров Д. В. обратились в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Западный», Минобороны России, департаменту жилищного обеспечения Минобороны России об обязании заключить договор пользования жилым помещением по адресу: <адрес> до обеспечения их жилым помещением по договору социального найма (избранное место жительства - <адрес>) и обязании обеспечить истцов во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства - <адрес>.

Иск мотивирован тем, что на основании ордера № 127 от 18 апреля 1985 года Захарову В. А. и членам его семьи Захаровой Н. С. и Захарову Д. В. было предоставлено КЭЧ Выборгского района Ленинградского военного округа служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с признанием <адрес> аварийным и подлежащим сносу 15 февраля 2018 года с Захаровым В. А. был заключен договор пользования жилым помещение № 04-36/7 на основании сообщения о распределении жилого помещения от 14 февраля 2018 года № 04-19/24 по адресу: <адрес> сроком на один год. В 2021 году Захаров В. А. скончался, члены семьи Захарова В. А. проживают в жилом помещении, на указанный адрес открыт финансовый счет. Поскольку срок действия данного договора истек, обстоятельства, в связи с которыми <адрес> была предоставлена семье Захарова В. А., не отпали, то с истцами должен быть заключен договор пользования жилым помещением до обеспечения по избранному месту жительства. Кроме того, согласно уведомлению № 02-37/35 от 24 декабря 2012 года Захаров В. А. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, с избранным местом жительства – <адрес>. 27 декабря 2012 года направлено сообщение, что Захарову В. А. будет предоставлен государственный жилищный сертификат при условии финансирования подпрограммы. При этом на основании постановления главы администрации МО «Выборгский район Ленинградской области» от 23 октября 1996 года № 2400 Захаров В. А. (состав семьи 3 человека) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени Захаров В. А. и члены его семьи жилым помещением обеспечены не были.

14 октября 2021 года Минобороны России обратилось в суд с иском к Захаровой Н. С., Захарову Д. В., Захарову В. А. о прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета.

В обоснование требований Минобороны России указало, что приказом заместителя Минобороны России от 21 июня 2018 года № 398 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> и находящийся на праве оперативного управления, признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>. 15 февраля 2018 года в связи аварийностью жилого <адрес> между Минобороны России и Захаровым В. А. был заключен договор пользования жилого помещения № 04-36/7 на квартиру по адресу: <адрес>, на срок 1 год. Несмотря на то, что ответчики в жилом помещении по адресу: <адрес> не проживают, они не принимают меры к прекращению регистрационного учета в спорном жилом помещении, что препятствует истцу в реализации решения о сносе аварийного многоквартирного жилого дома.

Определением суда от 21 февраля 2022 года гражданские дела № 2-446/2022 по иску Захаровой Н. С., Захарова Д. В. и № 2-981/2022 по иску Минобороны России объединены в одно производство.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года производство по делу в части требований Минобороны России к Захарову В. А. прекращено на основании абзаца 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи со смертью Захарова В. А.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года Минобороны России в удовлетворении иска отказано. Суд обязал ФГАУ «Росжилкомсервис» филиал «Западный», Минобороны России, департамент жилищного обеспечения Минобороны России обеспечить членов семьи военнослужащего Захарова В. А.: супругу – Захарову Н. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Захарова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, во внеочередном порядке. В остальной части требований Захаровой Н. С., Захарову Д. В. отказано.

В апелляционной жалобе Минобороны России просит отменить решение суда, указывая на то, что у Захаровой Н. С., Захарова Д. В. оснований для пользования спорным жилым помещением – квартирой в <адрес> не имеется, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем был заключен договор пользования №04-36/7 от 15 февраля 2018 года на <адрес>. Кроме того, ответчики связи с Минобороны России не имеют, по линии Минобороны России не признаны нуждающимися в жилых помещениях, следовательно, возложение обязанности по представлению жилья во внеочередном порядке в <адрес> не имелось. Апеллянт считает, что суд не установил, состоят ли ответчики на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Выборгского района и их очередность обеспечения жильем от органов исполнительной власти.

В апелляционной жалобе ФГАУ «Росжилкомсервис» филиал «Западный» просит отменить решение, указывая на то, что Захарова Н. С., Захаров Д. В. проживают в служебном жилом помещении в <адрес> на основании договора от 15 февраля 2018 года; на имя Захарова В. А. был открыт лицевой счет с 13 октября 2015 года. В адрес Захарова В. А, направлялись уведомления о предоставлении занимаемой квартиры; наниматель и члены семьи не возражали, что подтверждается письмом № 184/3/4990 от 11 марта 2019 года. Поскольку Захаровым было предоставлено другое помещение, фактически они только числятся по спорному адресу, то ответчики должны быть признаны утратившими право пользования квартирой в <адрес>. При этом Захаров В. А. признан участником подпрограмы для предоставления жилья по линии Минобороны России, ему подлежал выдаче государственный жилищный сертификат. Учитывая, что Захаров В. А. был поставлен на учет нуждающихся в органе исполнительной власти (администрации Выборгского района), его очередность не исследовалась, а требование об изменении способа обеспечения жилым помещением (вместо обеспечения жильем по линии Минобороны России ) от истцов не поступало.

В апелляционном представлении Ввенный прокурор Выборгского гарнизона просит отменить решение, указывая на то, что суд, делая вывод о том, что Захаров В. А. и члены его семьи не могут быть признаны утратившими право пользования спорным жилым помещением и подлежат обеспечению жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, во внеочередном порядке, не учел, что в связи с признанием спорного жилого помещения в <адрес>, аварийным, с Захаровым В. А. был заключен договор найма № 04-36/7 сроком на 1 год на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Захаров В. А. неоднократно уведомлялся о необходимости предоставления документов для заключения договора на указанное жилое помещение, что ответчиком не было сделано, данное обстоятельство подтверждается материалами дела. Кроме того, ответчики утратили право пользования жилым помещением и подлежат снятию с регистрационного учета, поскольку в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено законом. Считал, что судом не была привлечена к участию администрация Выборгского района Ленинградской области, не установлено обстоятельство, имеющие значение для рассмотрения данного спора: сняты ли истцы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередность обеспечения их жильем.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 февраля 2023 года решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 июля 2022 года в части отказа Минобороны России к Захаровой Н. С., Захарову Д. В. о прекращении права пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>, и в части обязания ФГАУ «Росжилкомсервис» филиал «Западный», Минобороны России, департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить членов семьи военнослужащего Захарова В. А.: супругу – Захарову Н. С., 8 января 1951 года рождения, сына – Захарова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, во внеочередном порядке отменено; по делу в указанной части принято новое решение.

Судом постановлено признать Захарову Н. С., Захарова Д. В. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Захаровой Н. С., Захарову Д. В. в удовлетворении требований об обязании ФГАУ «Росжилкомсервис» филиал «Западный», Минобороны России, департамента жилищного обеспечения Минобороны России обеспечить членов семьи военнослужащего Захарова В. А.: супругу – Захарову Н. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына – Захарова Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, во внеочередном порядке отказано.

В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года оставлено без изменения.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 февраля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда при новом апелляционном рассмотрении приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Захарова Н. С. и Захаров Д. В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение было предоставлено Захарову В. А. и членам его семьи – супруге Захаровой Н. С. и сыну Захарову Д. В. на основании служебного ордера № 127 от 18 апреля 1985 года.

Майор Захаров В. А. был уволен в запас (по истечении срока военной службы и достижения предельного возраста пребывания на военной службе) приказом командующего ЛЕНВО № 0373 от 30 декабря 1995 года с выслугой 28 лет 06 мес. 05 дн.

2 апреля 2021 года Захаров В. А. скончался.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации.

Указанный жилой дом в соответствии с приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 30 декабря 2016 года № 3178 на праве оперативного управления закреплен за ФГКУ «Северо-Западное ТУПО» Минобороны России.

Постановлением администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 9 апреля 2018 года № 224 утвержден акт межведомственной комиссии № 2 от 5 апреля 2018 года о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом заместителя Минобороны России от 21 июня 2018 года № 398 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В связи с аварийностью и опасностью для жизни и здоровья Захарову В. А. было предоставлено иное помещение, с ним был заключен договор найма № 04-19/24 от 14 февраля 2018 года на занятие жилого помещения по адресу: <адрес>. Захаров В. А. и члены его семьи фактически выехали из спорного жилья в <адрес>) и занимают <адрес>.

Судебная коллегия по гражданским делам не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа Минобороны России в удовлетворении требований к Захаровой Н. С., Захарову Д. В. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Вместе с тем из содержания акта межведомственной комиссии муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 5 апреля 2018 года № 2 следует, что многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, имеет разрушение конструкций стен балконов, лестничных маршей, полов, отмостки здания, каменной кладки парапетной части наружных стен, повреждение наружных поверхностей стен их выпучивание, в связи с чем его дальнейшая безопасная эксплуатация невозможна.

То есть, из указанного акта следует, что дом, в котором расположена спорная квартира, существует, находится в аварийном состоянии и законсервирован.

Доказательства того, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, снят с кадастрового учета и сведения о правах на него исключены из ЕГРН, Минобороны России не представлены.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку из содержания искового заявления следует, что Минобороны России связывает прекращение у Захаровой Н. С., Захарова Д. В. права пользования спорной квартирой исключительно с признанием многоквартирного дома, в котором он расположен, аварийным и подлежащим сносу, и полагает, что таким образом будут защищены его права как собственника, ни на какие другие основания истец в обоснование своих требований не ссылался, права ответчиков на жилое помещение не оспаривает, оснований для признания ответчиков прекратившими право пользования спорным жилым помещением по заявленным истцом основаниям не имеется.

Вместе с тем решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований Захаровой Н. С. и Захарова Д. В.

Так, Захаров В. А. с членами его семьи Захаровой Н. С. и Захаровым Д. В. с 1985г. проживал в закрытом военном городке <адрес>, который до настоящего времени находится в Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р.

Захаров В. А. уволен с военной службы в 1995 году в запас в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в силу статьи 94 которого он не мог быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения из расположенного на территории закрытого военного городка занимаемого им как на день увольнения, так и в настоящее время жилого помещения; другого жилого помещения не имел, был намерен переселиться из военного городка, в связи с чем был принят на учет по линии Минобороны России, в 2012 году признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с предоставлением государственного жилищного сертификата, что подтверждается уведомлением № 02-37/35 от 24 декабря 2012 года, письменным сообщением исх. № 02-13/14780 от 27 декабря 2012 года.

В последующих уведомлениях от 3 сентября 2015 года №03-13/184/3/16501, от 13 апреля 2016 года №184/3/15921, от 31 октября 2018 года №1843/22847 ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России запрашивало документы для актуализации данных. На 31 октября 2018 года Захаров В. А. с членами семьи подтвердили свое участие в основном мероприятии на 2019 год.

Захаров В.А. обращался с административным иском к департаменту жилищного обеспечения Минобороны России о признании бездействия, выразившегося в невключении в сводный список получателей государственного жилищного сертификата, а также в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата неправомерным; признании участниками основного мероприятия в порядке, установленном соответствующими пунктами Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязании включить в сводный список граждан – получателей государственного жилищного сертификата в 2019 году (дело № 2а-394/2019, Пресненский районный суд города Москвы)

Апелляционным определением Московского городского суда по делу № 33а-2004/2020 от 4 июня 2020 года установлено, что обеспечение Захарова В. А. иным жилым помещением (<адрес>, предоставленного для временного проживания по договору от 15 февраля 2018 года) вместо непригодного для проживания (<адрес>) имеющего при этом статус служебного жилого помещения не исключает для административного истца права на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством» и получение государственного жилищного сертификата в рамках статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом Решение Пресненского районного суда города Москвы от 4 декабря 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым требования Захарова В. А. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие департамента жилищного обеспечения Минобороны России в части невключения в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата Захарова В. А. и членов его семьи. Суд обязал департамент жилищного обеспечения Минобороны России повторно рассмотреть вопрос о включении Захарова В. А. в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата. В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказано.

При этом оформление и выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 21 марта 2006 года № 153.

Сведений о получении Захаровым В. А. и членами его семьи государственного жилищного сертификата, как формы обеспечения жильем, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, на приобретение жилья по избранному месту жительства, материалы дела не содержат. Также отсутствуют сведения о снятии Захарова В. А. и членов его семьи с учета по линии Минобороны России.

При таких обстоятельствах ссылки подателей жалобы на то, что ответчики связи с Минобороны России не имеют, по линии Минобороны России не признаны нуждающимися в жилых помещениях, отклоняются.

Оснований для привлечения к участию в деле администрации Выборгского района Ленинградской области не имелось, так как переселение граждан из закрытых военных городков относится к компетенции Минобороны России. Захарова Н. С. и Захаров Д. В. каких-либо требований к администрации Выборгского района Ленинградской области не заявляли.

1 марта 2021 года Захаров В. А. направил в ФГКУ Западное региональное отделение жилищного обеспечения администрации Выборгского района Ленинградской области заявление с документами (по описи вложения 18 единиц), в котором со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 просил принять его с семьей на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, в целях получения социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилья в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемых государственным жилищным сертификатом, либо предоставления жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239.

Решением № 03-23/03 от 1 апреля 2021 года ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Западный» Захарову В. А. отказано в принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239. Причиной отказа послужило несоблюдение заявителем пунктов 3, 4 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно (приложение № 1 к настоящему приказу), утвержденного приказом Минобороны России от 26 августа 2019 года № 485 (представлены копии документов, не заверенные надлежащим образом).

При этом оснований считать решение № 03-23/03 от 1 апреля 2021 года незаконным не имеется.

Согласно подпункту 4 пункта 3, пункту 4 Порядка, утвержденного приказом Минобороны России от 26 августа 2019 года № 485, копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении) должны быть удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке или представлены с предъявлением подлинника.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 указанного Порядка непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка является основанием для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об отказе в принятии гражданина на учет.

Вместе с тем Захарова Н. С. и Захаров Д. В. не лишены возможности самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением об обеспечении их жилым помещением в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239.

Действие названного Указа Президента Российской Федерации, как следует из его пункта 1, распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.

То есть, в качестве достаточного условия применения положений Указа Президента Российской Федерации является факт проживания и волеизъявление гражданина переселиться из закрытого военного городка независимо от наличия трудовых или служебных отношений с Минобороны России.

При этом в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 граждане, которые состоят в федеральном органе исполнительной власти на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимаются на учет в качестве подлежащих переселению из закрытых военных городков с даты их постановки на учет для получения указанной социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии).

То есть, согласно действующему правовому регулированию Захарова Н. С. и Захаров Д. В. в связи с переселением из закрытого военного городка могут быть обеспечены жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства в порядке очередности, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности обеспечить Захарову Н. С. и Захарова Д. В. жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, во внеочередном порядке не имелось.

При таком положении решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.

В остальной части решение отмене или изменению не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года в части удовлетворения требований Захаровой Н. С., Захарова Д. В. к федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» филиалу «Западный», Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма отменить и принять в указанной части новое решение.

    Отказать Захаровой Н. С., Захарову Д. В. в удовлетворении требований к федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» филиалу «Западный», Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства – в <адрес>.

В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» филиала «Западный», апелляционное представление военного прокурора Выборгского гарнизона – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Вериго Н. Б.

33-5803/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Захарова Нина Сергеевна
Военный прокурор Выборгского гарнизона
Захаров Дмитрий Васильевич
Ответчики
Захаров Дмитрий Васильевич
Федеральное государственное автономное учреждение Росжилкомплекс Филиал Западный
Захаров Василий Аркадьевич
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Захарова Нина Сергеевна
Другие
Бухранов Максим Владимирович, по доверенности 78 АБ 0061478 от 04.05.2021 сроком на три года с правом передоверия. Нотариус Ю. Т. Киннарь, реестр № 78/368-н/78-2021-8-181
Управление по вопросам миграции главного управления министерства внутренних дел России по Выборгскому району Ленинградской области
Федеральное государственное казенное учреждение Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
филиал Западный федерального государственного автономного учреждения Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
03.08.2023Передача дела судье
19.09.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
14.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее