Дело №а-822/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой А.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием:
прокурора <адрес> УР ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Галановское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское»,
установил:
<адрес> Удмуртской Республики обратился с административным иском к Администрации муниципального образования «Галановское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское». Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что Администрация муниципального образования «Галановское» является уполномоченным органом местного самоуправления к чьей компетенции относится решение вопросов местного значения сельского поселения, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно требованиям действующего законодательства об отходах производства и потребления накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. В соответствии с требованиями санитарных правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр мест (площадок) сбора, накопления ТКО на территории муниципального образования «<адрес>», согласно которому определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>, д. <адрес> Удмуртской Республики. В нарушение требований закона на выделенных в границах поселения специальных площадках для размещения контейнеров отсутствует водонепроницаемое покрытие. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами ограничивает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Просит обязать администрацию муниципального образования «Галановское» организовать накопление и сбор твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское» путем установки контейнерных площадок для сбора мусора и их обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, уточнил в части срока исполнения решения суда, а именно, просил обязать Администрацию муниципального образования «Галановское» организовать накопление и сбор твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское» путем установки контейнерных площадок для сбора мусора и их обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории муниципального образования «Галановское» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Галановское», извещенный о месте и времени рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, а также заявление о признании административных исковых требований прокурора в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «<адрес>», извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в частности, в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Согласно данной норме закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления. Согласно данной норме закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные ч. 1 ст. 8 вышеуказанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).
Согласно положениям ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся вопросы, в том числе предусмотренные пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно Уставу муниципального образования «Галановское», принятому решением Совета депутатов муниципального образования «Галановское» от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ст. 7 Устава).
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 34 Устава муниципального образования «Галановское» к полномочиям администрации муниципального образования отнесены, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское» отнесены к полномочиям Администрации муниципального образования «Галановское».
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2.1.3 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ №, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п. 8.2.5 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ №, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр мест (площадок) сбора, накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>». С учетом изменений, внесенных постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, места (площадки) сбора, накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское» определены в строках 83 - 97 реестра.
Из ответа Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора следует, что с учетом вновь образуемых мест сбора твердых коммунальных отходов в реестр поэтапно будут включаться контейнерные площадки в местах общего пользования с 2019 года и последующие 2020, 2021 годы. В соответствии с реестром будет разработана схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>». Предварительная схема с указанием точек сбора твердых коммунальных отходов размещена на официальном сайте муниципального образования «<адрес>».
<адрес> УР в ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования «Галановское» на выделенных специальных площадках для размещения контейнеров отсутствует водонепроницаемое покрытие, тем самым накопление и сбор твердых коммунальных отходов не организованы надлежащим образом.
Данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены, административный ответчик исковые требования признал.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
На основании ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Признание административного иска административным ответчиком принимается судом, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации муниципального образования «Галановское» к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Галановское» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом положений ст. 187 КАС РФ и принципа разумности сроков исполнения судебного решения, суд полагает необходимым согласиться с требованием прокурора и установить срок исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в силу п. п. 9 и 19 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административного истца или административного ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░