дело № 2а-140/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2022 года Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Волошиной ФИО4.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Волгоградской области к Магомедовой ФИО5 о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области (далее – МИФНС России № 10 по Волгоградской области) обратилась с административным иском Магомедовой ФИО5., в обоснование заявленных требований указав, Магомедова ФИО5 состоит на учете в МИФНС России № 10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика и является плательщиком страховых взносов. Кроме того, административный ответчик являлась индивидуальным предпринимателем и прекратила свою деятельность в качестве ИП 19 октября 2020 года. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года по налогу составила: недоимка – 15284 рубля 21 копейка, пени 416 рублей 81 копейка, страховых взносов на обязательное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года, – 61033 рубля 02 копейки, пени 2 113 рублей 92 копейки. Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов –пеня 24 рубля 78 копеек, земельный налог недоимка 28 рублей, пеня в размере 2 рубля 46 копеек. В адрес административного ответчика направлялись требования № 648 от 14 января 2020 года сроком исполнения до 04 февраля 2020 года, № 14256 от 30 января 2020 года сроком исполнения 24 марта 2020 года, № 24305 от 22 ноября 2018 года сроком исполнения 17 января 2019 года, № 32480 от 05 июля 2019 года сроком исполнения 12 ноября 2019 года. В связи с невыполнением требований административным ответчиком, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 76 Волгоградской области МИФНС России № 10 по Волгоградской области отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, ввиду пропуска процессуального срока. На основании изложенного, административный истец просит восстановить срок на подачу административного иска, взыскать с Магомедовой ФИО5. в пользу административного истца задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года по налогу составила: недоимка – 15284 рубля 21 копейка, пени 416 рублей 81 копейка, страховых взносов на обязательное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года, – 61033 рубля 02 копейки, пени 2 113 рублей 92 копейки. Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов –пеня 24 рубля 78 копеек, земельный налог недоимка 28 рублей, пеня в размере 2 рубля 46 копеек.
Представитель административного истца МИФНС России № 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Административный ответчик Магомедова ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Причины неявки административного ответчика судом признаны неуважительными, что в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ позволяет суду рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу статьи 286 КАС РФ правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций обладают органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей в случае, если у этих физических лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Публичная обязанность уплаты каждым законно установленных налогов прямо предусмотрена ст. 57 Конституции РФ.
Из материалов дела следует, Магомедова ФИО5 состоит на учете в МИФНС России № 10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика.
Кроме того, административный ответчик до 19 октября 2020 года являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
На основании п. 1 ст. 419 НК РФ Магомедова ФИО5. является плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, МИФНС России № по <адрес> выставлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до 04 февраля 2020 года, № 14256 от 30 января 2020 года сроком исполнения 24 марта 2020 года, № 24305 от 22 ноября 2018 года сроком исполнения 17 января 2019 года, № 32480 от 05 июля 2019 года сроком исполнения 12 ноября 2019 года.
Поскольку требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Магомедовой ФИО5. задолженности по налогам, однако определением мирового судьи судебного участка № 76 Волгоградской области МИФНС России № 10 по Волгоградской области отказано в принятии заявления, в связи с пропуском срока.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч.2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Согласно ч.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в России является платным.
Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ и пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу статьи 401 НК РФ и статьи 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения являются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В соответствии со ст. ст. 419 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели и адвокаты являются плательщиками страховых взносов. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2 ст. 432).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из материалов дела Магомедова ФИО5 в период времени с 10 февраля 2011 года по 19 октября 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду чего являлась плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов с 01 января 2017 года ей направлены требования о необходимости уплаты образовавшихся задолженностей, которые не были исполнены.
Так установленный Магомедовой ФИО5 в требовании № 648 от 14 января 2020 года сроком уплаты страховых взносов истекал 04 февраля 2020 года, № 14256 от 30 января 2020 года - 24 марта 2020 года, № 24305 от 22 ноября 2018 года - 17 января 2019 года, № 32480 от 05 июля 2019 года - 12 ноября 2019 года, при этом доказательства их направления (вручения) административному ответчику налоговым органом не представлены.
Определением мирового судьи судебного участка № 76 Ворошиловского судебного района города Волгограда от 28 мая 2021 года МИФНС России № 10 по Волгоградской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Магомедовой ФИО5. задолженности по налогам и пени – отказано.
МИФНС России № 10 по Волгоградской области обратилось в суд с настоящим административным иском 08 ноября 2021 года, то есть с пропуском двухлетнего срока взыскания страховых взносов по требованиям № 24305 от 22 ноября 2018 года - срок уплаты страховых взносов истекал 17 января 2019 года (до 17 января 2021 года), выставленному Магомедовой ФИО5., как индивидуальному предпринимателю, и шестимесячного срока для взыскания задолженности по налогам с административного ответчика как физического лица по требованию № 648 от 14 января 2020 года - 04 февраля 2020 года, (04 августа 2020 года), № 14256 от 30 января 2020 года - 24 марта 2020 года (24 сентября 2020 года), № 32480 от 05 июля 2019 года - 12 ноября 2019 года (12 мая 2020 года).
Исходя из положений ч.5 ст. 180 главы 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 367-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Своевременность подачи настоящего административного искового заявления, заявления о вынесении судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Учитывая что, уважительные причины пропуска срока для обращения в суд отсутствуют, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, установленный ст. 46,48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствия уважительных причин для его восстановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к Магомедовой ФИО5 о взыскании недоимки по налогу, пени– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Дрогалева С.В.