Решение по делу № 33-4948/2022 от 16.06.2022

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Наливкиной Е.А.,

судей Ерш Е.Н., Наумовой Е.А.,

при секретаре Васякиной И.С.,

с участием прокурора Хариной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом г.Оренбурга о признании бездействия незаконным, обязании осуществить снос аварийных домов, обязании обеспечить исполнение муниципальной адресной программы в части сноса аварийных многоквартирных домов

по апелляционным жалобам Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ерш Е.Н., пояснения представителя Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга – Велькиной Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Хариной А.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Оренбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - УЖКХ администрации г.Оренбурга), Комитету по управлению имуществом г.Оренбурга (далее - КУИ г.Оренбурга), указав, что прокуратурой г.Оренбурга проведен анализ соблюдения законодательства при исполнении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, организации ликвидации аварийного жилищного фонда. Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2013 года №378-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы». Согласно разделу 4 указанной программы к организационным мероприятиям по реализации программы относится установление очередности сноса аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями планируемого развития территорий, обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в предельно сжатые сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот, осуществление сбора и обобщения информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и использование освобожденных земельных участков для строительства новых объектов градостроительной деятельности и иных целях в соответствии с Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ, а также разработка механизма контроля за использованием освобожденных земельных участков. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 15 мая 2013 года №378-пп сроки сноса аварийных домов установлены в четвертом квартале 2017 года. Указанные сроки также предусмотрены программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы». Постановлением администрации города Оренбурга от 20 ноября 2014 года №2798-п «Об утверждении муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство территории города Оренбурга» на 2015-2020 годы» утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство территории города Оренбурга» на 2015-2017 годы». Ответственным исполнителем Программы определено УЖКХ администрации г.Оренбург. Раздел 2 Программы «Мероприятия, направленные на сокращение износа и восстановление эксплуатационных характеристик жилищного фонда муниципального образования город Оренбург» предусматривает, в том числе снос аварийных многоквартирных домов и проведение мероприятий по ограничению доступа на опасные для жизни объекты (аварийные, расселенные многоквартирные дома, подлежащие сносу). По настоящее время процедура сноса многоквартирных домов, жители которых переселены, не инициирована по домам: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес), (адрес); (адрес); (адрес); (адрес) (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес).

В отношении части многоквартирных домов КУИ г.Оренбурга изданы распоряжения об их списании.

Сложившаяся ситуация, в части нахождения строительных материалов, отходов, мусора в границах территорий многоквартирных домов создает потенциальную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер, в целях предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления вопросов †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ��� местного значения, поскольку не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную среду. Многоквартирные разрушающиеся дома до настоящего времени не демонтированы и представляют опасность для жизни и местного значения, поскольку не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную среду. Многоквартирные разрушающиеся дома до настоящего времени не демонтированы и представляют опасность для жизни и здоровья граждан, прилегающая к домам территория является местом образования несанкционированных свалок, является доступной для посещения несовершеннолетних, а также лиц без определенного места жительства.

Уточнив исковые требования прокурор просил признать незаконным бездействие УЖКХ администрации г.Оренбурга, КУИ г. Оренбурга по обеспечению ликвидации признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов; обязать УЖКХ администрации г. Оренбурга осуществить снос аварийных домов, расположенных по следующим адресам: (адрес); (адрес); обязать КУИ г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга осуществить в соответствии с Порядком оформления документов по списанию имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 16 сентября 2013 года №2427-п, процедуру списания и ликвидации объектов недвижимого имущества в целях исполнения муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п, в части сноса аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес) (адрес); (адрес).

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство здравоохранения Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ТУ Росимущество по Оренбургской области, Михайлова Л.Н., Михайлова М.В., Михайлова Е.В., Михайлов А.В., Михайлов А.А., Михайлова Е.А., Михайлов Ю.И., Михайлова В.И., Толмачева М.А., Далакян А.Е., Сапронова Ж.Е., ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж», Далакян В.А., Далакян А.Г., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Далакян С.А., Далакян И.В., Голикова Л.Е., Денисьев К.П.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, привлечен Исаев В.В.

В связи с уточнением исковых требований прокурором г.Оренбурга определением суда исковые требования Исаева В.В. выделены в отдельное производство.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 29 марта 2022 года исковые требования прокурора г. Оренбурга удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие УЖКХ администрации г. Оренбурга, КУИ г. Оренбурга по обеспечению ликвидации признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов; обязал УЖКХ администрации г. Оренбурга в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос аварийного дома, расположенного по адресу: (адрес).; обязал КУИ г. Оренбурга осуществить процедуру списания и ликвидации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу (адрес).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора отказал.

В апелляционных жалобах ответчики УЖКХ администрации г. Оренбурга, КУИ г. Оренбурга просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В суд апелляционной инстанции не явились представители ответчика УЖКХ администрации г. Оренбурга, третьих лиц администрации г. Оренбурга, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, ТУ Росимущество по Оренбургской области, ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж», Министерства здравоохранения Оренбургской области, третьи лица Михайлов А.А., Михайлова Л.Н., Михайлова М.В., Михайлова Е.В., Михайлов А.В., Михайлов А.А., Михайлова Е.А., Михайлов Ю.И., Михайлова В.И., Толмачева М.А., Далакян А.Е., Сапронова Ж.Е., Голикова Л.Е., Денисьев К.П., Исаев В.В., Далакян В.А., Далакян А.Г., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Далакян С.А., Далакян И.А., о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, уважительной причины неявки суду не представили.

С учетом изложенного и в силу ст.165.1 ГК РФ, ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47, которым установлено, что к компетенции органа местного самоуправления относится также принятие решений и издание распоряжений с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49 Положения).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2013 года №378-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», основными целями которой являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Исполнителями областной адресной программы являются министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; государственная жилищная инспекция по Оренбургской области; органы местного самоуправления.

Согласно приложению к постановлению Правительства Оренбургской области от 15 мая 2013 года №378-пп, в перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу в г.Оренбурге, с указанием планированных сроков сноса, включены, в том числе и многоквартирные дома, расположенные по адресам: (адрес); (адрес) ;, (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес) (адрес) (адрес); (адрес); (адрес).

Постановлением администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы», в которую включено 595 домов, признанных аварийными, основными целями которой являются: ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01 января 2012 года, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург»; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Исполнителями муниципальной адресной программы являются управление жилищной политики администрации города Оренбурга, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга.

Постановлением администрации города Оренбурга от 20 ноября 2014 года № 2798-п утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство территории города Оренбурга» на 2015-2020 годы, где ответственным исполнителем Программы является УЖКХ администрации г. Оренбурга.

Раздел 2 постановления «Мероприятия, направленные на сокращение износа и восстановление эксплуатационных характеристик жилого фонда муниципального образования «город Оренбург» предусматривает комплекс мероприятий по капитальному ремонту маневренного фонда и домов со 100% муниципальной собственностью, содержание и текущий ремонт маневренного фонда, ремонт муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, а также снос аварийных многоквартирных домов и проведение мероприятий по ограничению доступа на опасные для жизни объекты (аварийные, расселенные МКД, подлежащие сносу).

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г.Оренбурга была проведена проверка по вопросу исполнения требований жилищного законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которой установлено, что заключениями межведомственной комиссии жилые дома, указанные в уточненном исковом заявлении, признаны аварийными и подлежащими сносу, срок сноса домов установлен не позднее 4 квартала 2017 года.

На основании раздела 2 Положения о Комитете по управлению имуществом г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 189, установлено, что уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение объектами муниципальной собственности, является Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга.

КУИ г. Оренбурга в данном случае принимает решение об исключении из Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург», объектов учета в случаях списания (п.2.2.2. указанного Положения).

В силу п.2.9 Положения о порядке оформления документов по списанию имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 16 сентября 2013 года №2427-п, списание ветхого (аварийного) жилищного фонда осуществляется на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом взаимодействия отраслевых (функциональных) органов администрации города Оренбурга при решении вопроса по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и настоящим Положением.

В соответствии с п.3.1 данного Положения на основании предоставленных предприятием, учреждением документов Комитет готовит распоряжение о списании имущества или дает письменный мотивированный отказ в списании.

Согласно п.3.3 данного Положения ликвидация имущества до получения распоряжения комитета о списании имущества не допускается.

Предприятие, учреждение на основании распоряжения Комитета о списании имущества и акта о списании обязаны произвести ликвидацию (демонтаж, разборку, снос) имущества (п.3.4 Положения).

Предприятие, учреждение в течение 60 дней в отношении недвижимого имущества с момента издания Комитетом распоряжения о списании имущества предоставляют в Комитет акт о ликвидации. В отношении недвижимого имущества в акте о ликвидации указывается информация о приведении земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.3.6 Положения).

УЖКХ администрации г. Оренбурга является ответственным за снос аварийных домов после принятия Комитетом по управлению имуществом решения о списании муниципального имущества.

КУИ г. Оренбурга изданы распоряжения о списании муниципального имущества в отношении домов, расположенных по адресам: (адрес) (распоряжение №373 от 28 июня 2021 года); (адрес) (распоряжение №56 от 09 февраля 2021 года).

В отношении дома, расположенного по адресу: (адрес), 03 ноября 2021 года заключен муниципальный контракт между УЖКХ администрации г. Оренбурга и ООО «Научно-производственное предприятие «ПРОМТЕХНОЛОГИЯ» на снос указанного дома, срок выполнения работ 20 рабочих дней.

Однако, несмотря на принятие распоряжение в июне 2021 года о списании и истечение 60-дневного срока снос дома не осуществлён.

В отношении многоквартирного дома по адресу: (адрес) установлено проживание в нем семьи Михайловых, которым определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 декабря 2021 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 24 июля 2017 года о их выселении из указанного многоквартирного дома.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения дела многоквартирный дом по адресу: (адрес) не расселен, семья Михайловых продолжает проживать в указанном доме на законных основаниях.

Оценив представленные доказательства, объем, своевременность и эффективность осуществленной ответчиком работы, направленной на обеспечение исполнения областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в части ликвидации аварийного недвижимого имущества, установив отсутствие уважительных причин, по которым программные мероприятия по ликвидации аварийного жилищного фонда ответчиком с 2017 года не завершены, распоряжения о списании муниципального имущества и сносе аварийных домов своевременно не исполнены, аварийные дома находятся в ненадлежащем техническом состоянии, не выполнены мероприятия, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что на ответчика УЖКХ администрации г.Оренбурга, которым допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении мероприятий указанной муниципальной адресной программы, следует возложить обязанность по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: (адрес). В удовлетворении требований в части сноса многоквартирного дома по адресу: (адрес) суд отказал, в связи с наличием объективных препятствий, связанных с проживанием в ней семьи Михайловых.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в данной части.

Доводы апелляционной жалобы УЖКХ администрации г.Оренбурга о том, что ответчиком приняты меры к ликвидации ветхого жилищного фонда в отношении дома в (адрес), однако не мог быть осуществлен снос этого дома по причине отсутствия технической возможности (проезд для любого вида транспорта к аварийному многоквартирному дому был ограничен), а также в связи с сезонным характером работ по сносу аварийного жилья, что исключает возможность выводов о допущенном со стороны ответчика бездействии, являются несостоятельными.

22 июля 2021 года администрацией г. Оренбурга издано постановление № 1464-п «О временном прекращении движения транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург» по ул. Постникова на участке от ул. Комсомольской до ул. Чичерина в период с 02 августа 2021 года по 01 декабря 2021 года на время выполнения работ по капитальному ремонту по ул. Постникова.

Вместе с тем, уважительные причины, по которым УЖКХ администрации г.Оренбурга было лишено возможности осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома до введения транспортных ограничений не приведено. Доказательств того, что подъезд к аварийному дому был исключен с других улиц, также не представлено. Кроме того, распоряжение о списании муниципального имущества в отношении дома по адресу: (адрес) издано 28 июня 2021 года и только 03 ноября 2021 года заключен муниципальный контракт между УЖКХ администрации г.Оренбурга и ООО «Научно-производственное предприятие «ПРОМТЕХНОЛОГИЯ» на снос указанного дома в срок 20 рабочих дней.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в установленный срок реализации муниципальной программы ответчиком не предпринимались достаточные эффективные меры по ее исполнению в отношении вышеуказанного спорного жилого дома, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконном бездействии ответчика УЖКХ администрации г.Оренбурга, выразившемся в неисполнении мероприятий муниципальной адресной программы по ликвидации аварийного многоквартирного дома.

Разрешая исковые требования к КУИ г. Оренбурга суд первой инстанции исходил из следующего.

Из материалов дело следует, что по адресу: (адрес) проживает Толмачева М.А., которой принадлежала ? доля домовладения по адресу: (адрес). Толмачева М.А. не была переселена из аварийного дома, поскольку ее доля не была выделена в натуре. Неоднократно КУИ г.Оренбурга 12 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 25 января 2019 года отказывало в списании аварийного дома по адресу: (адрес), в связи с не устранением замечаний указанных комитетом. Вопрос о ее переселении разрешен в судебном порядке решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 24 марта 2022 года.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения дела дом не расселен, УЖКХ администрации г.Оренбурга готовятся документы для направления в КУИ г.Оренбурга для разрешения вопроса об издании распоряжения о списании имущества.

По адресу: (адрес) проживает семья Далакян, которые продолжают проживать в аварийном доме после окончания срока предоставления отсрочки 05 декабря 2021 года, отказываются выселяться в добровольном порядке. На основании заявления от 07 декабря 2021 года администрации г. Оренбурга выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда о выселении, 21 января 2022 года возбуждено исполнительное производство. Постановлением судебного пристава –исполнителя ОСП Центрального района г.Оренбурга от 24 марта 2022 года с должника Далакян Э.А. взыскан исполнительский сбор в связи с не исполнением исполнительного документа в срок для добровольного исполнения. Таким образом, расселение аварийного дома не закончено.

Актом обследования многоквартирного жилого дома от 10 ноября 2011 года признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: (адрес).

18 июля 2019 года УЖКХ администрации города Оренбурга обратилось об издании распоряжения о списании и сносе многоквартирного дома литер А1А2А7 по адресу: (адрес).

В соответствии с выписками из ЕГРН, техническим паспортом на домовладение по адресу: (адрес) входит в состав единого литера А1А2А3А7А8, в литере А2 имеются объекты- нежилые помещения площадью 124,20 кв.м., 134,60 кв.м., 31,20 кв.м., 52,40 кв.м., 46,30 кв.м., 65,20 кв.м., 83,90 кв.м., 252,3 кв.м., расположенные по адресу: (адрес), не вошедшие в Программу «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», которые являются государственным имуществом Оренбургской области, закреплены на праве оперативного управления за ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж».

Письмом от 08 августа 2019 года КУИ г.Оренбурга отказано в издании распоряжения о списании и сносе, поскольку право распоряжения объектами иной формы собственности отсутствует.

В соответствии с письмом КУИ г.Оренбурга от 18 января 2021 года повторно рассмотрев вопрос списания аварийного многоквартирного дома литер А1А2А7, ситуация по указанному объекту не изменилась. Предложено внести соответствующие изменения в заключение межведомственной комиссии и оформить ликвидацию жилых помещений в Департаменте градостроительства и земельных отношений в порядке реконструкции.

Согласно выписке из ЕГРН от 05 июля 2018 года на дом общей площадью 119,5кв.м. по адресу: (адрес) зарегистрировано право общей долевой собственности муниципального образования (6/7 доли) и физических лиц.

На момент рассмотрения дела установлено, что собственником доли является Голикова Л.Е., которая продолжает проживать в доме по адресу: (адрес), доля, принадлежащая Голиковой Л.Е. в натуре не выделена, не изъята в установленном порядке.

В связи с указанными обстоятельствами, на основании писем КУИ г.Оренбурга от 09 июля 2018 года, от 28 марта 2019 года принято решение об отказе в списании вышеуказанного жилого дома.

По многоквартирному дому по адресу: (адрес) судом установлено, что в установленном законом порядке признан аварийным многоквартирный дом по адресу: (адрес), включены в программу «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы» литеры ВГД.

Постановлением от 15 декабря 2021 года №2378-п литер В исключен из программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы».

11 февраля 2022 года УЖКХ администрации г.Оренбурга направило в КУИ г. Оренбурга пакет документов для издания распоряжения о списании аварийного многоквартирного дома по указанному адресу.

Документы находятся на рассмотрении, распоряжение о списании не издано.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что установленные обстоятельства не допускают возможности сноса аварийных домов по адресам: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес).

При этом судом первой инстанции учтено, что в отношении жилых домов, расположенных по адресам: (адрес); (адрес); (адрес); (адрес); (адрес) (адрес) распоряжений о списании и последующем сносе не издавалось, что в силу п.3.3 Положения о порядке оформления документов по списанию имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 16 сентября 2013 года №2427-п, является препятствием для сноса аварийного жилья по указанным адресам.

Также судом установлено, что в отношении аварийных домов по адресам: (адрес) (адрес); (адрес), имеющих статус нежилых помещений, процедура изъятия помещения и земельного участка не завершена, поэтому оснований для издания распоряжения о списании или устранения выявленных нарушений в области строительства иным способом, в частности, путем проведения реконструкции здания, проведения капительного ремонта, не имеется.

19 декабря 2018 года КУИ г. Оренбурга издано распоряжение №1134 «О списании муниципального имущества, расположенного по адресу: (адрес). Между тем, снос указанного аварийного дома в 60-дневный срок произведен не был.

Распоряжением Комитета от 17 апреля 2019 года №258 вышеуказанное распоряжение было отменено.

Жилой дом решением КУИ г.Оренбурга переведен в нежилое здание, право на которое было зарегистрировано 03 июля 2019 года.

15 июля 2019 года на основании распоряжения №494 КУИ г.Оренбурга прекращено право оперативного управления УЖКХ администрации г. Оренбурга и здание включено в состав муниципальной казны.

Согласно ответа Департамента градостроительства и земельных отношений от 19 июня 2020 года по вопросу регистрации муниципальной собственности на земельный участок по указанному адресу, земельный участок сформирован для эксплуатации многоквартирного жилого дома литер ВВ1 и индивидуального жилого дома Литер ББ1, в связи с чем, регистрация права собственности на земельный участок невозможна без предоставления правоустанавливающих документов на индивидуальный жилой дом Литер ББ1.

Распоряжением КУИ г.Оренбурга №55 от 09 февраля 2021 года УЖКХ администрации г. Оренбурга поручена ликвидация (снос) имущества Литер ББ1 по адресу: (адрес). Право муниципальной собственности на указанное имущество прекращено.

23 декабря 2021 года зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок под многоквартирным домом по адресу: (адрес).

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 15 мая 2013 года №378-пп, в перечень многоквартирных домов, планируемых к сносу в г.Оренбурге, включен в том числе и аварийный дом по адресу: (адрес).

Поскольку препятствий для выполнения мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» в части ликвидации аварийного объекта по адресу: (адрес) не установлено, суд первой инстанции удовлетворил требования истца об обязании КУИ г.Оренбурга осуществить процедуру списания и ликвидации объекта недвижимого имущества по адресу: (адрес).

Вместе с тем, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы КУИ г. Оренбурга о том, что суд неправомерно возложил обязанность на КУИ г. Оренбурга по осуществлению процедуры списания и ликвидации объекта по адресу: (адрес), тогда как в полномочия Комитета не входят вопросы, связанные с ликвидацией признанных аварийными и расселенными многоквартирными домами.

Так, согласно пункту 1.5 постановления администрации города Оренбурга от 16 сентября 2013 N 2427-п "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по списанию имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Оренбург" (далее – постановление от 16 сентября 2013 N 2427-п) списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за предприятиями, учреждениями, стоимостью до 10000 рублей в случае, если оно пришло в непригодность и истек амортизационный срок службы, осуществляется предприятиями, учреждениями самостоятельно. В остальных случаях списание указанного имущества производится на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом города Оренбурга.

Для получения разрешения на списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, предприятия, учреждения предоставляют в Комитет: сопроводительное письмо с мотивированной просьбой о списании имущества с указанием: наименования имущества, года ввода в эксплуатацию (выпуска), количества, инвентарного и заводского номеров, балансовой и остаточной стоимости, других индивидуализирующих характеристик, подписанное руководителем, главным бухгалтером предприятия, учреждения и согласованное с соответствующим отраслевым (функциональным), территориальным органом администрации города Оренбурга в пределах его компетенций; акт о списании (унифицированная форма); копию приказа (выписку из приказа) о создании комиссии (кроме пользователя); материалы фотофиксации имущества в различных ракурсах; заключение о техническом состоянии имущества (п.2.3. названного постановления).

В соответствии с пунктом 2.9 постановления от 16 сентября 2013 N 2427-п списание ветхого (аварийного) жилищного фонда осуществляется на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом взаимодействия отраслевых (функциональных) органов администрации города Оренбурга при решении вопроса по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и настоящим Положением.

Определение целесообразности и пригодности дальнейшего использования, установление причин списания имущества муниципальной казны осуществляет комиссия по списанию имущества муниципальной казны муниципального образования "город Оренбург", состав и порядок деятельности которой определяется постановлением администрации города Оренбурга (п.4.1 названного постановления).

В соответствии с пунктом 4.2 постановления от 16 сентября 2013 N 2427-п организационное обеспечение по списанию имущества муниципальной казны города Оренбурга осуществляет Комитет.

Согласно пункту 4.5 постановления от 16 сентября 2013 N 2427-п акт о списании утверждается Главой города Оренбурга.

Имущество муниципальной казны муниципального образования "город Оренбург" списывается на основании постановления администрации города Оренбурга (п.4.6 постановления).

Таким образом, полномочия Комитета ограничиваются организационным обеспечением списания имущества муниципальной казны города Оренбурга, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению, с возложением обязанности на Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга организовать обеспечение по списанию и ликвидации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: (адрес).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2022 года изменить в части возложения обязанности на Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга осуществить процедуру списания и ликвидации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: (адрес).

Абзац 4 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

«Обязать Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга организовать обеспечение по списанию и ликвидации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: (адрес)».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-4948/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор г.Оренбурга
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга
Управление ЖХК Администрации г.Оренбурга
Другие
Денисьев Константин Павлович
Далакян Андраника Гарибовича действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Далакян Сюзанны Андраниковны, Далакян Ивана Андраниковича
Информация скрыта
Михайлов Артем Александрович
Михайлова Люция Николаевна
Далакян Алеся Евгеньевна
ТУ Росимущество по Оренбургской области
Михайлова Екатерина Александровна
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Исаев Валерий Вячеславович
Толмачева Маргарита Александровна
Администрация г.Оренбурга
Михайлова Елизавета Викторовна
Михайлова Марина Викторовна
ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж»
Голикова Людмила Егоровна
Сапронова Жанна Евгеньевна
Михайлов Алексей Викторович
Далакян Валерия Андраниковна
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Ерш Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
17.06.2022Передача дела судье
19.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2022Передано в экспедицию
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее