Решение по делу № 2а-3730/2019 от 17.09.2019

Дело № 2а-3730/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2018 года                      г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы к УФССП по Костромской области, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Костромы обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обязано предоставить ФИО2 на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому непригодному для проживания жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> На основании исполнительного документа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы по гражданскому делу заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата>. Заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. <дата> вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в сумме 50000 рублей за неисполнение вышеуказанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Администрация г. Костромы полагает, что установленный в законе об исполнительном производстве размер исполнительского сбора представляет собой допустимый его максимум, верхнюю границу, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен. Администрация г. Костромы в пределах имеющихся возможностей прилагает усилия для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. За 2017 и 2018 год Администрацией г. Костромы исполнено 24 судебных акта. В настоящее время в муниципальной собственности находится 10 жилых помещений, требующих проведения ремонтных работ, после проведения которых они будут предоставлены во исполнения решений судов. Истец просит обратить внимание на размер муниципального долга г. Костромы, который на <дата> составляет 3080000 рублей, размер просроченной кредиторской задолженности 224897,5 рублей. Администрацией г. Костромы принимаются меры по исполнению судебных решений, однако в силу объективных причин, исполнение судебного решения возможно по истечении определенного времени. Ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона от <дата> №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просит уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от <дата>, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>, до 37500 рублей.

Административный истец Администрация г. Костромы своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном ходатайстве представитель Корухова А.Н. исковые требования поддержала, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Коннова К.Е. в судебном заседании не участвует.

Управление ФССП по Костромской области, уведомленное о рассмотрении дела, представителя в судебное заседание не направило.

Изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующим выводам.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ).

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обязали предоставить ФИО2 на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г. Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> решение Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Костромы – без удовлетворения.

Решение суда обращено к принудительному исполнению путем выдачи исполнительного листа взыскателю.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. возбуждено исполнительное производство -ИП.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем <дата> вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрацией г. Костромы указано, что предпринимаются меры для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. За 2017 и 2018 год администрацией г. Костромы исполнено 24 судебных акта. В настоящее время в муниципальной собственности находится 10 жилых помещений, требующих проведения ремонтных работ, после проведения которых они будут предоставлены во исполнения решений судов. Размер муниципального долга г. Костромы на 01.08.2019 составляет 3080000 рублей, размер просроченной кредиторской задолженности 224897,5 рублей.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации г. Костромы о затруднительности исполнения решения суда в пятидневный срок заслуживающими внимания.

Следует отметить, что Администрация г. Костромы является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.

В соответствии с п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление иных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить размер исполнительского сбора, принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Учитывая изложенные обстоятельства, не оспоренные ответчиком, суд полагает, что имеются основания к снижению размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП до 37500 рублей.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы к УФССП по Костромской области, заместителю начальнику отдела – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от <дата> по исполнительному производству -ИП, до 37500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья О.Д. Тележкина

2а-3730/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Кострома
Ответчики
УФССП по Костромской области
Заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного приства МОСП по ОВИП УФССП по КО Коннова К.Е.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее