Судья –Алексеев А.А.
Дело № 33 – 8204/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Выдриной Ю.Г.,
судей Новоселовой Д.В., Смирновой М.А.
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.
с участием представителя ответчика Фаезовой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 01.08.2018 года дело по апелляционной жалобе администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.05.2018, которым постановлено:
«Обязать муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации г. Перми произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, просп. Комсомольский, д. ** в следующем объеме:
карнизов (удалить поврежденные слои кладки, восстановить кладку стен из керамического кирпича);
фасада (удалить с поверхности фасадов штукатурный слой, восстановить и выровнять ремонтными составами кладку стен, выполнить оштукатуривание шлакоблочной кладки цементными растворами толщиной не менее 15 мм, выполнить окраску фасадов);
стен подземной части (восстановить приямки, выполнить вертикальную гидроизоляцию подземной части стен).
В остальной части требований Степановой Татьяны Александровны к администрации г. Перми о проведении капитального ремонта - отказать.»
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности провести капитальный ремонт карнизов (удалить поврежденные слои кладки, восстановить кладку стен из керамического кирпича); кладки стен лестничных клеток (удалить поврежденные слои кладки, восстановить кладку стен из керамического кирпича); фасада (удалить с поверхности фасадов штукатурный слой, восстановить и выровнять ремонтными составами кладку стен, выполнить оштукатуривание шлакоблочной кладки цементными растворами толщиной не менее 15 мм, выполнить окраску фасадов); наружных стен (выполнить утепление); деформационных швов в стенах по осям 11 и 23 (расшить швы, установить упругие теплоизолирующие прокладки, установить специальные накладки со стороны фасадов и с помещений, выполнить отделку фасадов помещений); места сопряжения шлакоблочной кладки и кладки из керамического кирпича (выполнить усиление сопряжения простенков наружной кладки из шлакоблоков с кладкой внутренних стен из керамического кирпича (стены, примыкающие к лестничным клеткам, и стены, примыкающие к простенкам вентканалов); стянуть тяжами простенки, расшить трещину, установить упругие теплоизолирующие прокладки, выполнить заделку трещин); стен подземной части (восстановить приямки, выполнить вертикальную гидроизоляцию подземной части стен); деревянного чердачного перекрытия (произвести замену утеплителя, восстановить слуховые окна и выполнить ремонт примыканий кровли в местах прохождения канализационных стояков и вентканалов через кровлю для исключения проникновения осадков на чердачное перекрытие, выполнить ремонт потолков 4 этажа); междуэтажных деревянных перекрытий в санузлах (выполнить предаварийные мероприятия - устроить щиты и подвести подпорки под участками перекрытий со сквозным нарушением (кв. **), заменить деревянный настил; деревянных балок междуэтажных деревянных перекрытий в санузлах (удалить деревянные настилы перекрытий в санузлах, удалить у балок поврежденные гниением слои древесины, выполнить усиление балок, восстановить настилы, потолки и полы в квартирах в санузлах, выполнить ремонт полов в санузлах, кухнях, выполнить гидроизоляцию полов); остальных участков перекрытий (локальными участками выполнить замену деревянных настилов, выполнить ремонт потолков и полов в многоквартирном доме по адресу г. Пермь, проспект Комсомольский, **.
В обоснование иска указала, что является собственником квартиры № ** в доме ** по Комсомольскому проспекту г. Перми, 1929 года постройки. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Компрос-**». Общий срок эксплуатации дома составляет 88 лет. Капитальный ремонт отдельных видов конструкций не осуществлялся. В техническом паспорте сведений о капитальном ремонте не имеется. Согласно сведениям ГБУ «ЦТИ» в материалах правовой части инвентарного дела имеется договор приватизации от 25.09.1992 году. На момент передачи в собственности граждан администрация г. Перми должна была передать многоквартирный дом в надлежащем состоянии. Согласно техническому заключению **, изготовленному ИП У., капитальный ремонт требовалось выполнить в период шлакоблочных стен, деревянных чердачных перекрытий 1959-1960, 1989-1990 гг., деревянных перекрытий 1989-1990 гг., утепляющих слоев из шлака 1969-1970 гг. Считает, что обязательства по проведению капитального ремонта бывшим наймодателем, за которым сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, после приватизации жилых помещений не выполнены. Во избежание возникновения угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома в ходе его эксплуатации и на основании ст. 16 ФЗ «О приватизации жилого фонда в РФ» просит исковые требования удовлетворить.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не представлено доказательств, что жилой дом до момента первой приватизации был включен в план капитального ремонта (перспективный, годовой). Кроме того на администрацию не могут быть возложены обязательства по производству видов работ, не включённых в ч.1 ст. 166 ЖК РФ. Такие виды работ как ремонт карнизов, стен подземной части, отсутствуют в ч.1 ст. 166 ЖК РФ. На 2018 год в рамках региональной программы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края запланированы работы по капитальному ремонту жилого дома истца за счет средств фонда капитального ремонта. На 2018 год запланировано комплексное обследование МКД, ремонт крыши, фундамента, фасада: на 2021 г. – ремонт внутридомовой инженерной системы. Таким образом капитальный ремонт в многоквартирном доме может быть проведен только в объеме, предусмотренном региональной программой утверждённой постановлением № 288-п, что вытекает из смысла п.2 ст. 190.1 ЖК РФ.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика на доводах жалобы настаивает.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно технической документации, многоквартирный жилой дом ** по Комсомольскому проспекту г.Перми 1929 года постройки, физический износ здания на 09.12.1996 г. составлял 52%, в графе «год последнего капитального ремонта» сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют, на балансе у МУЖРЭП «Моторостроитель» с 21.02.1997 г.
Согласно справке ГБУ «ЦТИ ПК», справке администрации Свердловского района г.Перми, первый договор приватизации жилого помещения в многоквартирном доме по адресу г. Пермь, Комсомольский проспект, ** заключен 25 сентября 1992 года, зарегистрирован 10 октября 1992г. (л.д. 10, 160-161).
На основании договора безвозмездной передачи комнат в собственность граждан от 01.04.2015 г. за Степановой Т.А. зарегистрировано право собственности на комнаты 14,4, 11,0 кв.м в 4-х комнатной квартире в г. Перми дом **, кв. ** по ул. Комсомольский проспект общей площадью 37,2 кв.м (л.д. 8-9).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст. ст. 6, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
На основании ст. 16 указанного Закона приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из приведенных норм, обязанность по проведению капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств. После исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 01.03.2012 N 389-О-О определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19.10.2010 N 1334-О-О и от 14.07.2011 N 886-О-О).
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 1 ст. 190.1 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Учитывая приведённые выше нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, указав, что в силу ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ обязанность органа местного самоуправления, как бывшего нанимателя, провести капитальный ремонт возникает на дату приватизации первого жилого помещения, следовательно и объем ремонтных работ должен определяться на тот же момент, а недостатки, необходимость ремонта которых возникла после первой приватизации, должны устраняться собственниками жилых помещений в ином порядке.
С выводами суда первой инстанции судебная соглашается, они основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой не имеется.
До начала приватизации жилых помещений в многоквартирном доме администрация г.Перми, как собственник всех жилых помещений, была обязана производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания и эксплуатации, за что несла ответственность перед жильцами, как нанимателями жилых помещений. Отсутствие утвержденного плана капитального ремонта (перспективного, годового) не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности.
Доводы жалобы о том, что ремонт карнизов, стен поземной части не предусмотрены положениями ст. 166 ЖК РФ отмену решения не влекут.
Вопреки доводам жалобы, исходя из представленных фотоматериалов, заключений технического визуального обследования конструкций здания жилого дома, ремонт карнизов, стен подземной части относится к работам по капитальному ремонту, перечисленным в ч.1 ст. 166 ЖК РФ (фасада, подвальных помещений, фундамента)
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены. Решение суда является законным и обоснованным.
На основании ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.05.2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Перми без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: