Решение по делу № 2-42/2020 от 11.12.2019

Дело № 2-42/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Духовщина 14 февраля 2020 года

Духовщинский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Миглина А.Э.,

при секретаре Байрамалиевой Ю.А.,

с участием:

истца Бурмистрова В.И.,

представителя ответчика – Департамента Смоленской области по социальному развитию и отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе и Духовщинском районе – Касьяновой Е.П.,

представителя ответчика – АО «Спецавтохозяйство» – Редченкова А.Ю.,

представителя ответчика – администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области – Немковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурмистрова В.И. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе и Духовщинском районе, акционерному обществу «Спецавтохозяйство» и Администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации, признании отсутствия долга и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Бурмистров В.И. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе и Духовщинском районе, акционерному обществу «Спецавтохозяйство» и Администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области (первоначально к Администрации Бабинского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области – произошла замена ответчика всвязи с реорганизацией) о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации, признании отсутствия долга и компенсации морального вреда, указав, что является инвалидом -й группы, проживает по адресу: <адрес>, вместе с ним зарегистрированы <данные изъяты> членов его семьи, на протяжении всего времени исправно оплачивал счета ЖКХ, но по принципиальным соображениям вносить плату за обращение ТБО отказался, так как договор не заключался, региональный оператор оказывает услуги ненадлежащего качества.

Считает, что его права как собственника нарушаются, в связи с тем, что мусорные контейнеры отсутствуют, отсутствует специально оборудованное место для контейнерной площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, нет контейнеров-накопителей для крупногабаритных отходов. Мусор выставляют на проезжую часть в пластиковых пакетах. Кроме того, в летнее время года мусорные пакеты представляют угрозу для здоровья граждан, проживающих в ближайших домах, так как пакеты разрывают бродячие собаки, ветер разносит мелкие части отходов по ближайшей территории. Высокая температура ускоряет процессы разложения. Так же пакеты привлекают к домам насекомых, грызунов и других животных.

За 9 месяцев неуплаты у него накопилась задолженность в размере 3 321 рубля 36 копеек. На основании данного факта его, инвалида -й группы, лишили социальной поддержки в виде льгот на оплату коммунальных услуг.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе и инвалиды.

Поводом для прекращения денежной компенсации расходов послужил региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, в котором указано, что задолженность по оплате ЖКХ – веское основание для прекращения выплаты льготы, причем, согласно местным правовым актам, что бы лишиться льготы, достаточно не производить оплату в течение двух месяцев. С таким решением истец не согласен, так как расценивает действия Департамента Смоленской области по социальному развитию незаконными, противоречащими федеральному законодательству.

Истец ссылается на разъяснения, изложенные в п.47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма принадлежащего им на праве собственности» - само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В котором указано, что суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснить причины образования этой задолженности, период ее образования, а также меры предпринятые гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Вместе с тем, если у гражданина, являющегося получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, задолженность по оплате названных расходов образовалась по уважительной причине, выплата компенсации расходов подлежит возобновлению. При этом приведенный в п.4.9 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015 № 713, перечень уважительных причин исчерпывающим не является.

Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Между тем приостановление и в последующем прекращение предоставления такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015г. № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов», положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривает возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, обращение с ТБО, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине.

Считает, что недобросовестное исполнение ответчиками своих обязанностей повлекло для него возникновение нравственных страданий, которые находятся между собой в причинно-следственной связи. Именно после неисполнения своего обязательства ответчиками, отказывающими до настоящего времени добросовестно исполнить свои обязательства у него возник психоэмоциональный стресс.

Моральный вред ему причинен тем, что рассчитывая на исполнение ответчиком своих обязанностей, он возлагал определенные надежды, связывая с этим свои личные планы.

Прекращением выплаты денежной компенсации расходов, ответчиком причинены нравственные страдания, поскольку лишает его возможности в виду отсутствия средств, материально обеспечивать свою жизнедеятельность. Отсутствие мусорных контейнеров, нарушение периодичности вывоза ТБО приносят ему нравственные страдания.

    В связи с изложенным просит:

- признать незаконными действия Департамента Смоленской области по социальному развитию, отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе в Духовщинском районе по приостановлению и прекращению выплаты ему денежной компенсации расходов в размере 50 %;

- обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию, отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе в <адрес> возобновить ему выплату компенсации расходов в размере 50 %;

- обязать Администрацию Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области устранить нарушения санитарных правил содержания территории населённых мест СанПиН 42-128-4690-88, в частности пункты 2.2.2., 2.2.3;

- признать отсутствие за ним долга по услуге ненадлежащего качества «Обращение с ТКО» перед АО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО» на момент подачи истцом искового заявления;

- взыскать солидарно с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В судебном заседании Бурмистров В.И. исковые требования поддержал в полном объёме, по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию и отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе и Духовщинском районе исковые требования не признал, по доводам изложенным в возражениях (л.д. 46-50). В возражениях указал, что ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ) для инвалидов установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату услуг в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015 № 713 утвержден Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Согласно ч.3 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Поскольку выполнение данного условия является обязательным требованием ч.3 ст.160 ЖК РФ, органы социальной защиты населения не могут их не исполнять при предоставлении права на меры социальной поддержки. В связи с чем, ежемесячно, с 2012 года предприятиями жилищно-коммунального хозяйства предоставляются сведения о наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В случае наличия у гражданина данной задолженности выплата мер социальной поддержки по оплате указанных услуг приостанавливается в полном объеме.

Согласно информации поступившей от АО «Спецавтохозяйство» у Бурмистрова В.И. имеется задолженность по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3 690 рублей 40 копеек.

Платежные документы об оплате имеющейся задолженности или соглашение о реструктуризации указанной задолженности истца с АО «Спецавтохозяйство» отсутствуют. В связи с чем, 27.08.2019 года Департаментом было принято решение о приостановлении Бурмистрову В.И. выплаты компенсации расходов.

Согласно пп.5 п.4.14 Порядка, начисление и выплата компенсации расходов получателю прекращаются в том числе, в случае непогашения задолженности по плате за наем и плате за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов. На основании этого было принято решение от 01.10.2019 года о прекращении Бурмистрову В.А. выплаты денежной компенсации расходов.

Вопросы наличия (отсутствия) у граждан задолженности по ЖКУ входят во взаимоотношения гражданина и предприятия ЖКХ. В связи с чем, определение правомерности установления факта наличия у граждан данной задолженности, а также ее списание не относится к компетенции Департамента.

Согласно п.4.19 Порядка, при прекращении начисления и выплаты компенсации расходов на основании пп.5 п.4.15 Порядка получатель в случае устранения причин, по которым была прекращена выплата компенсации расходов, вправе вновь обратиться за ее назначением и выплатой в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка. Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена, но не более чем за три года.

Исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда (глава 59, ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)) основанием для возмещения вреда, в том числе морального, является совокупность ряда условий: противоправность действия (бездействия) причинителя; причинная связь между действием (бездействием) и причинением вреда; вина причинителя.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт причинения физических или нравственных страданий в результате действий (бездействия) ответчиков. Кроме того, в соответствии с п. 1.4 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 26.05.2014 № – отделы (секторы) являются структурными обособленными подразделениями ФИО2 и не являются юридическими лицами. В соответствии с Положением правами юридического лица обладает Департамент Смоленской области по социальному развитию. Таким образом, отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе в Духовщинском районе не может являться надлежащим ответчиком. В удовлетворении исковых требований Бурмистрова В.И. просит отказать в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Спецавтохозяйство» Редченков А.Ю. иск не признал, подтвердив доводы, изложенные в возражения (л.д. 93-95), где отражено, что АО права истца не нарушало, и угроза нарушения таких прав не создавалась. С 01.01.2019 года на территории Смоленской области обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается акционерным обществом «Спецавтохозяйство» в статусе регионального оператора.

В соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила), которые определяют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и типовая форма данного договора.

Пунктом 8(17) вышеуказанных Правил для регионального оператора предусмотрена обязанность по размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и адресованного потребителям предложения о заключении данного договора, а для потребителя - обязанность по направлению региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора заявки и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) указанных Правил.

Региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности: 14.11.2018 года на своем официальном сайте (www.sah67.ru), а также в средствах массовой информации (в газетах «Смоленские новости» № 57 от 28.11.2018, «Рабочий путь» № 229 от 29.11.2018, «Пенсионер» № 47 (1150/387) от 21.11.2018 и других газетах Смоленской области) опубликовал типовую форму договора и предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщил информацию о тарифе, разместил форму заявки, перечень необходимых документов.

В свою очередь собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> вопреки требованиям закона, свою обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не выполнил, к региональному оператору не обратился, необходимые сведения не сообщил.

Поскольку в установленный срок заявка на заключение договора от потребителя не поступила, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с п.1 ст.24.6 Закона № 89 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ст.8 Закона № 89 создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов, которыми определено, что обязанность по созданию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям сельских поселений.

Вопрос об организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в зоне частной застройки в соответствии с санитарными правилами и нормами с учетом положений пункта 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, решается также собственниками земельных участков совместно с органами местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Как усматривается из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, муниципальные площадки накопления твердых коммунальных отходов на <адрес> не организованы.

Ввиду отсутствия организованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в целях недопущения загрязнения окружающей среды и обеспечения жителей указанной улицы максимально качественной коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором принято решение о предоставлении коммунальной услуги так называемым «провозным» способом (путем загрузки отходов, образованных потребителями, непосредственно в мусоровоз). При этом понятия «провозной» или «мешочный» сбор, а соответственно, и порядок оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами таким способом никаким нормативным правовым актом не предусмотрены.

В силу п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Уборка территории в обязанности регионального оператора не входит. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, также не допускать их загрязнение (пп.2 п.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 148(34) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Согласно выписке из лицевого счета плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> начисляется исходя из <данные изъяты> зарегистрированных в нем лиц. Ежемесячный размер абонентской платы в 2019 году составлял 369 рублей 04 копейки, в 2020 году - 357 рублей 84 копейки. За период с февраля 2019 года по январь 2020 года итоговая сумма начислений по указанному лицевому счету составила 4 417 рублей 28 копеек, оплата за оказанную коммунальную услугу не производилась, фактическая задолженность по состоянию на 16.01.2020 года составляет 4 059 рублей 44 копейки.

Региональный оператор на основании заключенного по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, образованных в жилом помещении по адресу: <адрес>, провозным способом (еженедельно по воскресеньям). Твердые коммунальные отходы в полном объеме транспортируются для дальнейшего обращения, нарушений прав потребителя не допускается, следовательно, оснований для компенсации морального вреда не имеется. При этом за оказанную региональным оператором коммунальную услугу правомерно начисляется плата, которая за период с февраля 2019 года по 09 января 2020 года не была внесена потребителем Бурмистровым В.И. ни разу.

В соответствии с пп.«г» п.148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальную услугу производится, в том числе, в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 148(45) данных Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

Установление факта предоставления коммунальной «услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X Правил предоставления коммунальных услуг. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (пункты 105, 106, 108, 109 Правил предоставления коммунальных услуг). В адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращении с твердыми коммунальными отходами от Бурмистрова В.И. не поступали, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги по <адрес> не проводились, соответствующие акты не составлялись.

Таким образом, нарушения действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами со стороны регионального оператора отсутствуют, плата за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется правомерно, оснований для признания отсутствия долга и взыскания с АО «СпецАТХ» компенсации морального вреда не имеется. В удовлетворении исковых требований Бурмистрова В.И. просил отказать.

Представитель администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области иск признал частично, пояснив, что Администрация признаёт требования истца в части требований об устранении нарушений: санитарных правил содержания территории населённых мест – СанПиН 42-128-4690-88 п.п. 2.2.2, 2.2.3, связанные с размещением мусорных контейнеров и специализированных площадок для мусорных контейнеров. В настоящее время администрацией поселения проводится работа для выполнения указанных требований СанПиН и после зимнего периода необходимая работа будет выполнена – площадки сделаны, контейнеры установлены. В части компенсации морального вреда сторона иск не признаёт.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Частью 1 ст.160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

При этом ч.3 этой же статьи ЖК РФ закреплено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает меры социальной поддержки для инвалидов, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации на оплату этих услуг.

Постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015 N 713 утверждена форма и Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок).

Согласно п.п.5 п.4.15 Порядка, начисление и выплата компенсации расходов получателю прекращаются в случае непогашения задолженности по плате за наем и плате за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов.

В силу п.4.19 Порядка, при прекращении начисления и выплаты компенсации расходов на основании подпункта 5 пункта 4.15 настоящего Порядка получатель в случае устранения причин, по которым была прекращена выплата компенсации расходов, вправе вновь обратиться за ее назначением и выплатой в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка. Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена, но не более чем за три года.

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно ч.1 ст.24.6 данного Закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу ст.8 вышеуказанного Закона создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям сельских поселений.

Пунктом 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. По окончании проверки составляется акт проверки (раздел Х вышеуказанных Правил).

В судебном заседании установлено и подтверждено справкой серии МСЭ-2011 , выданной ФГУГБМСЭ по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ, что Бурмистров В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы, бессрочно (л.д. 14, 56-58, 59, 60-61).

Согласно сведениям из администрации Бабинского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области Бурмистров В.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>, состав семьи: жена – ФИО8 и сын – ФИО9 (л.д. 62).

Из заявлений Бурмистрова В.И., поданных на имя начальника отдела (сектора) социальной защиты населения в Духовщинском районе 03.11.1010 года о начислении и выплате денежного эквивалента, усматривается, что Бурмистрову В.И. как инвалиду <данные изъяты>-й группы начислялся денежный эквивалент 50-процентной скидки по оплате: за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; твердое топливо – дрова; сжиженный (баллонный) газ (л.д. 53, 54, 55).

Из заявлений Бурмистрова В.И., поданных на имя начальника отдела (сектора) социальной защиты населения в Духовщинском районе 06.10.1011 года о начислении и выплате денежного эквивалента, усматривается, что Бурмистрову В.И. как инвалиду <данные изъяты>-й группы начислялся денежный эквивалент 50-процентной скидки по оплате: за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; твердое топливо – дрова; сжиженный (баллонный) газ (л.д. 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72).

Решением сектора социальной защиты в Духовщинском районе департамента Смоленской области по социальному развитию от 06.10.2011 года Бурмистрову В.И. назначен денежный эквивалент 50-процентной скидки в оплате коммунальных услуг на период с 01.10.2011 года – бессрочно (л.д. 76).

06.10.2011 на имя Бурмистрова В.И. было направлено уведомление сектора социальной защиты в Духовщинском районе департамента Смоленской области по социальному развитию о начислении и выплате денежного эквивалента 50-процентной скидки в оплате коммунальных услуг с 01.10.2011 (л.д. 77).

Решением отдела социальной защиты в Ярцевском районе в Духовщинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от 27.08.2019 приостановлена с 01.09.2019 компенсация расходов в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги по причине неуплаты получателем текущих платежей по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поставщик услуг – АО «СПЕЦАХТ», задолженность - 5 месяцев (л.д. 78).

27.08.2019 отделом социальной защиты населения в Ярцевском районе Духовщинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию на имя Бурмистрова В.И. направлено уведомление о том, что с 01.09.2019 приостановлена выплата компенсации расходов в связи с возникшей задолженностью (5 месяцев) по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поставщик услуг – АО «СПЕЦАХТ» (л.д. 16, 79).

Решением отдела социальной защиты в Ярцевском районе в Духовщинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от 01.10.2019 прекращена с 01.09.2019 выплата денежной компенсации в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (электрическую энергию, баллонный газ, обращение с ТКО) и оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, по причине непогашения задолженности или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца от даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин), поставщик услуг – АО «СПЕЦАХТ», услуга – обращение с ТКО, задолженность - 5 месяцев (л.д. 80).

01.10.2019 отделом социальной защиты населения в Ярцевском районе Духовщинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию на имя Бурмистрова В.И. направлено уведомление о том, что прекращена с 01.09.2019 выплата денежной компенсации в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (электрическую энергию, баллонный газ, обращение с ТКО) и оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, по причине непогашения задолженности или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца от даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин), поставщик услуг – АО «СПЕЦАХТ», услуга – обращение с ТКО, задолженность - 5 месяцев (л.д. 15, 81).

18.12.2019 отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе Духовщинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию обратился в АО «Спецавтохозяйство» с заявлением, в котором просил предоставить сведения о наличии (отсутствии) задолженности по л/с по адресу: <адрес> (л.д. 82).

Согласно ответу, представленного АО «Спецавтохозяйство», по адресу: <адрес> (л/с ) задолженность по оплате на 01.12.2019 за услугу по обращению с ТКО составляет 3 690 рублей 40 копеек (л.д. 83).

Из ответа главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» Администрации Смоленской области усматривается, что в случае, если Бурмистров В.И. является собственником ТКО на территории Смоленской области, то предъявление ему платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является правомерным (л.д. 85-86).

Согласно выписке от 16.01.2020 из лицевого счета , представленной АО «Спецавтохозяйство», за Бурмистровым В.И. числится задолженность за период времени с 01.2019 по 01.2020 в сумме 4 417 рублей 28 копеек (л.д. 96).

Согласно информации Администрации Бабинского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области от 16.01.2020 – в д.<адрес> вывоз мусора осуществляется еженедельно (воскресенье) провозным способом. Денежные средства для оборудования контейнерных площадок с установкой контейнеров запланированы в бюджете на 2020 год, что отражено в решении Совета депутатов Третьяковского сельского поселения (л.д. 97, 98-99, 100, 101-108, 109-113).

Согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Из содержания п.8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп.8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Доводы истца о необоснованности начисления платы за сбор и вывоз ТКО основаны на неверном толковании норм материального права. Последний по вопросам некачественного оказания услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ни к региональному оператору, ни в администрацию сельского поселения не обращался.

В результате неоплаты за сбор и вывоз ТКО образовалась задолженность, в связи с чем отделом социальной защиты обоснованно была приостановлена, а в последствии и прекращена выплата денежной компенсации за коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании отсутствия за ним долга перед АО «СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО»; признании незаконными действий органа социальной защиты по приостановлению и прекращению денежной компенсации и обязании возобновить выплату компенсации.

Данные решения отдела социальной защиты не прекращают прав истца на получение мер социальной поддержки, а лишь основаны на существующем порядке и условиях предоставления этих мер.

Вместе с тем суд находит подлежащими удовлетворению требования Бурмистрова В.И. об обязании Администрации Бабинского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области устранить нарушения санитарных правил содержания территории населённых мест СанПиН 42-128-4690-88, в частности пункты 2.2.2., 2.2.3, т.е. осуществить оборудование специальной площадки для установки мусорных контейнеров, в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Представитель ответчика в данной части иск признал, обязанность администрации на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не оспаривал.

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд учитывает, что в соответствии со ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд полагает, что Администрация своими действиями нарушила права Бурмистрова В.И. как потребителя, и последний имеет право на компенсацию морального вреда, который был ему причинён, поскольку ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своей обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических норм и правил не могло не причинить истцу нравственных переживаний.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень и форму вины нарушителя, учитывает степень психических и нравственных страданий истца и, полагая из требований разумности и справедливости, что заявленные требования о компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей чрезмерно завышены, взыскивает с ответчика 500 рублей.

Суд полагает возможным не взыскивать с ответчика в пользу потребителя штраф, предусмотренный п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку Бурмистров В.И. с заявлением о нарушении его прав в Администрацию не обращался.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, в сумме 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бурмистрова В.И. удовлетворить частично.

Обязать администрацию Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области устранить нарушения: санитарных правил содержания территории населённых мест – СанПиН 42-128-4690-88 пункты 2.2.2, 2.2.3, связанные с размещение мусорных контейнеров и специализированных площадок для мусорных контейнеров.

Взыскать с администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области в пользу Бурмистрова В.И. моральный вред в размере 500 рублей.

Взыскать с администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области в пользу Бурмистрова В.И. возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Взыскать с администрации Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Бурмистрову В.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Духовщинский районный суд.

Судья А.Э.Миглин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-42/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бурмистров Владимир Ильич
Ответчики
АО "Спецавтохозяйство"
Администрация Бабинского с\поселения
Отдел социальной защиты населения
Суд
Духовщинский районный суд Смоленской области
Судья
Миглин Алексей Эдуардович
Дело на сайте суда
duhovschina.sml.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2019Передача материалов судье
17.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее